Смекни!
smekni.com

Рыночная экономика в России (стр. 3 из 4)

– разовое введение с 1 января 1992 г. свободных цен;

– либерализация торговли средствами производства и товарами народного потребления;

– приватизация государственных предприятий и жилья.

Основой для экономических реформ, переводящих российскую экономику на капиталистические рельсы, было убеждение, что переход к свободной конкурентной рыночной системе и минимальное влияние государства на экономическую деятельность быстро приведут к положительным результатам. Однако на практике оказалось, что этого недостаточно. Проблемы, накопившиеся к этому времени, плюс многочисленные ошибки на пути реформирования оказались гораздо серьезнее, чем предполагали либеральные экономисты начала 90-х. К 1997 году экономисты были вынуждены констатировать: экономика неспособна удовлетворить потребности населения в товарах и услугах и обеспечить даже простое воспроизводство, обновление основного капитала. Происходит технологическая деградация экономики. Основной капитал устарел как физически, так и морально. В нем преобладают технологические уклады, доминировавшие в XIX и первой трети XX в. Промышленное производство за 1990–1995 гг. по сравнению с предкризисным 1989 годом сократилось на 50,5%. Продукция машиностроения и легкой промышленности в общем ее объеме снизилась с 42,9% в 1990 г. до 20,1%, а в общем объеме инвестиций в промышленности с 26,4% до 9%. Катастрофически упал уровень жизни населения, вырос уровень безработицы.

Всё это привело к тому, что властям пришлось частично свернуть реформы, не доведя их до логического завершения, что не позволило России быстро продвинуться к зрелой рыночной экономике. Но все же страна снова встала на путь капиталистической рыночной экономики, и так тяжело развивавшейся в России до появления советской власти из за пережитков феодализма и слаборазвитой инфраструктуры, а с 1917 года и вовсе свернутой большевиками.

Главным результатом осуществления экономических и политических реформ в России является формирование системы рыночных отношений. Конституцией закреплено право частной собственности, право свободного предпринимательства. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и т.д. Проведена массовая приватизация, налоговая и земельная реформы, укрепились позиции частного сектора. На начало 1998 года общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс. что составило 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации. На долю негосударственного сектора к 1998 году приходилось уже 70% валового национального продукта, появилось большое количество частных предприятий, а общее количество предприятий выросло почти в 10 раз.

Несмотря на непопулярность многих решений, нельзя не признать тот факт, что в начале 90-х гг. в России были заложены основы рыночной экономики, осуществлен кардинальный разворот в сторону капиталистической рыночной системы, и хотя в последние годы наблюдается явная тенденция к возврату под контроль государства стратегических отраслей промышленности, таких например, как добыча нефти и газа, понятно, что возврат к плановой экономике сейчас уже невозможен. В России безусловно существуют основополагающие факторы для функционирования рыночной экономики, такие как частная собственность, свобода предпринимательства, но как и в любой другой стране, находящейся в стадии перехода от одной формации к другой, уместен вопрос, насколько эти возможности реализуются на практике, способна ли рыночная экономика в сложившихся условиях работать эффективно, обеспечивая экономический рост и удовлетворяя запросы общества.

В современной России многие условия для функционирования рынка созданы далеко не в полной мере. Формально в России никто не вправе диктовать предпринимателям, что производить, кому и за сколько продавать, также не ограничиваются сверху свобода предпринимательства и выбора, никто не ограничивает права экономических субъектов на реализацию своих личных интересов. Однако существуют серьезные проблемы в сфере защиты прав рыночных субъектов, механизм рыночного ценообразования не работает лучшим образом из-за крайней монополистичности российской экономики, также наблюдаются серьезные проблемы в области конкуренции на рынках, отсутствует общий положительный деловой климат.

Например, право частной собственности, основное и незыблемое условие для существования капитализма, реализуется в России порой странным образом. Если права простых обывателей на их собственность более менее защищены, то в сфере бизнеса дела обстоят не лучшим образом. Распространившаяся в последние годы эпидемия незаконного рейдерства, незаконного захвата действующего предприятия порой с помощью коррумпированных государственных чиновников, приобрела такой размах, что вызвала серьезное беспокойство в деловой среде. Как оказалось, в определенных условиях закон не в силах защитить полноправного собственника от враждебного силового захвата, а зачастую представители власти активно участвуют в переделе и захвате чужой собственности с помощью судей, милиции и прочих государственных органов. К тому же многие противники действующих властей открыто обвиняют российских высших чиновников в практике государственного рейдерства, когда крупные и успешные предприятия различными способами пытаются либо перевести в государственную собственность (путём банкротства, например, и последующей скупки активов государством), либо вынудить их собственников продать свои предприятия другим, близким к власти предпринимателям. Всем известны дела компаний ЮКОС, «Русснефть», «Евросеть», в процессе которых руководителям и собственникам этих успешных предприятий предъявлялись налоговые претензии или даже уголовные обвинения, впоследствии чего до недавних пор успешные бизнесмены оказывались либо за решеткой либо в бегах за границей, а их предприятия продавались другим, более выгодным для властей людям. И хотя эти случаи не имеют массового характера, они все же заставляют сомневаться в том, что право частной собственности в России защищено должным образом, особенно если учитывать то, что российская судебная система не является в полной мере независимой и порой способна избирательно применять право в интересах власти. Все это никак не способствует созданию благоприятного предпринимательского климата, инвестированию в производство, ограничивает стимулы бизнеса развивать свои компании, так как если государство неспособно гарантировать защиту прав собственника, никакой предприниматель не будет вкладывать свои деньги в развитие и покупку предприятий. Зачастую российские предприниматели охотнее готовы инвестировать деньги в иностранные предприятия или недвижимость, понимая, что это надежнее чем вкладываться в российское предприятие, цена активов которого может рухнуть в одночасье после одного резкого заявления председателя правительства РФ (как в случае с компанией «Мечел» в 2008 году). Также и иностранные инвесторы не готовы достаточно вкладывать в российскую экономику не будучи уверенными в сохранности своих вложений. Например, инвестиции в основной капитал в Китай за период 2002–2005 гг., превысили инвестиции в российское производство почти в два раза.

Подавляющее воздействие на развитие нормальной рыночной системы и на все общество в целом оказывает коррупция, достигшая невиданных размахов на все уровнях власти. По данным TransparencyInternational в 2007 году Россия заняла 143-е место в мире по соседству со слаборазвитыми странами Африки. Коррупция проявляется на всех уровнях российского общества, но в экономике особенно губительным образом она влияет на развитие малого бизнеса. Административные поборы, взятки чиновников, налоговые претензии в сочетании с монополистическими тенденциями практически во всех отраслях давят малый бизнес, не давая ему эффективно развиваться. Малому и среднему бизнесу крайне тяжело выходить на рынки, которые монополизированы крупными компаниями при поддержке местного чиновничества. За последние годы число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет около миллиона, или менее 7 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения, в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии – 50, в США – 75. Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии – почти 80%. В России в малом предпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12% от общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Для сравнения, в США доля малых предприятий в ВВП – свыше 50%, в еврозоне – свыше 60%. Неутешительные показатели, если учесть то, что в развитых странах малый бизнес является основой экономического процветания, условием для существования среднего класса.

Проблема монополизма является ключевой в российской экономике. Практически в любой отрасли мы найдем монополиста, способного диктовать свои условия на рынке и давить конкуренцию в зародыше – в электроэнергетике, газовой отрасли, железных дорогах, ЖКХ. Эти инфраструктурные монополисты давят на российскую экономику, не давая развиваться рыночным механизмам ценообразования, ограничивают конкуренцию. В современной России во многих регионах не может быть и речи о выборе из разных поставщиков электроэнергии, газа, телекоммуникационных услуг, такой поставщик как правило один, а значит нет конкуренции, нет выбора, нет правильного рынка. Например, по данным Росстата, в среднем в 2003–2007 годах цены на цемент росли почти на 35% в год, только в 2007 году они выросли на 62%. Это обусловлено тем, что большая часть производства цемента в стране оказалась в руках компании «Евроцемент», скупившей в начале 2000-х годов десятки цементных заводов в стране и пользуясь дефицитом цемента на рынке, установившей монопольно высокие цены. В октябре 2005 года Федеральная антимонопольная служба обвинила компанию в установлении монопольно высоких цен. В 2006 году компания выплатила самый крупный в истории применения антимонопольного законодательства штраф в размере 267 млн рублей. Несмотря на принятые антимонопольные меры, деятельность «Евроцемента» продолжает оказывать деструктивное влияние на российский цементный рынок: параллельно с ростом цен компания сокращает производство. Показательна ситуация с ценами на бензин осенью 2008 года – вследствие падения цен на нефть в ноябре 2008 года в Европе и США бензин подешевел практически вдвое, тогда как в России только на 8%. Существенно цены снизились только три месяца спустя, и то – только после неоднократных призывов правительства и президента к ФАС разобраться в ситуации.