Смекни!
smekni.com

Рыночная экономика в России (стр. 4 из 7)

Частные предприятия в переходной экономике образуются путем как инвестирования и капитализации доходов и сбережений физических и негосударственных юридических лиц (частные предприятия на собственной основе), так и трансформации госу­дарственной собственности (приватизированные предприятия). При этом важно, что независимо от способа учреждения предпри­ятий функции собственности и профессионального управления полностью совпадают только в рамках мелких фирм.

Что же касается средних и особенно крупных частных пред­приятий, образованных в результате приватизации, то в их рамках неизбежно происходит известное расщепление капитала на капитал-собственность (контроль) и капитал-функцию (управление), позволяющее использовать наемных профессиональных менедже­ров и освободить собственников от функций непосредственного управления капиталом. Принципиально важно, что согласование Контроля и управления не происходит автоматически. Опыт всех постсоциалистических стран свидетельствует о неизбежности Конфликтов по этим вопросам между новым и старым менедж­ментом, внешними и внутренними инвесторами, наемными ра­ботниками приватизированных компаний.

4.1.Типы частных компаний.

В переходной экономике структура капиталов новых частных и смешанных компаний по форме собственности и типу инвесторов зависит прежде всего от примененных методов приватизации. Именно они определяют специфику корпоративного контроля и Перспективы дальнейшей рыночной реструктуризации приватизированных предприятий. По этим признакам можно выделить следующие типы частных компаний.

1.Компании, приватизированные методом прямых продаж внешнему (в том числе иностранному) инвестору.Это был первоначально наиболее предпочтительный тип компаний, так как прямая продажа сразу создавала стратегического собственника, минуяпромежуточные стадии передела собственности на капитал, харак­терные для других методов приватизации. Вместе с тем, прямая продажа государственного предприятия частному инвестору требо­вала не только крупных сумм от покупателя, но и серьезных затрат от продавца (государства), в том числе предпродажной подготовки предприятия и предварительной работы с предполагаемым инвес­тором, согласования с ним объема и характера будущих инвести­ций в покупаемое предприятие, затрат на оценку его рыночной стоимости. Понятно, что этим методом можно было продать лишь наиболее привлекательные и поэтому дорогие компании, на по­купку которых средств у национальных инвесторов явно было не­ достаточно. Оплатить такие сделки, тем более с инвестиционны­ми условиями, были способны в основном только иностранцы. Из всех стран с переходной экономикой, пытавшихся через прямые продажи трансформировать основную часть госпредприятий, это удалось лишь Восточной Германии, Венгрии и Эстонии. В других странах число подобных компаний относительно невелико.

2. Компании, выкупленные менеджментом и работниками. В переходной экономике льготные методы выкупа госпредпри­ятий их трудовыми коллективами воспринимались как социально справедливые. В ряде стран использовались специальные меха­низмы, повышавшие ликвидность приватизируемого имущества в интересах работников предприятий: целевые ваучеры, скидки с цены, рассрочки платежей. Компании, приватизированные работ­никами, получили распространение почти во всех странах с пере­ходной экономикой, причем даже в тех, где такой метод привати­зации первоначально не предусматривался.

В таких компаниях обычно не возникает грубых конфликтов интересов внутренних собственников (инсайдеров), ибо они, как правило, смягчаются общей заинтересованностью в улучшении результатов деятельности. Однако серьезным недостатком является то, что у старого менеджмента нет достаточного опыта работы в рыночных условиях, а привлечение внешних инвесторов (аутсай­деров), которые могли бы привнести такой опыт и расширить ограниченные инвестиционные возможности компании, практически исключается. Опыт стран Центральной и Восточной Европы подтверждает, что по сравнению с компаниями, проданными внешним стратегическим инвесторам, компании, выкупленные работниками, имеют гораздо более ограниченные перспективы инвестиций и реструктуризации. При этом возможные прогрес­сивные сдвиги в структуре собственности могут блокироваться менеджментом (запреты и ограничения на перепродажу акций ра­ботниками компаний).

Нормы корпоративного права, интересы акционеров, особенно внешних, в таких компаниях нередко нарушаются. А потому аутсайдеры крайне неохотно инвестируют в них даже в тех случа­ях, когда это в принципе не запрещено уставом. А во внутреннем корпоративном управлении указанными компаниями происходит постепенное перераспределение прав контроля в пользу менедж­мента, например, путем передачи ему в трастовое управление или для солидарного голосования акций рядовых работников.

В целом более устойчивы и эффективны небольшие компании с собственностью работников, так как в них легче адаптировать корпоративное управление к потребностям рыночной среды и со­гласовать интересы всех категорий собственников. Крупные же компании с преобладанием собственности работников (в России, например, такой вариант приватизации выбрали три четверти всех преобразованных госпредприятий) могут выйти из инвестицион­ного и структурного тупика только в том случае, если собствен­ность работников будет постепенно трансформироваться в нор­мальные варианты собственности инвесторов (внутренних и внешних, национальных и иностранных) с соответствующими ме­ханизмами реализации и защиты их прав и интересов. Успешность такой трансформации во многом зависит от уровня развития рын­ков капитала.

Динамика структуры владения акциями в приватизированных Компаниях России свидетельствует о постепенных сдвигах кон­троля в сторону сокращения доли работников и увеличения доли Менеджмента и внешних собственников. Так, в период с середины 1994 г. (окончание массовой приватизации и первичное закрепле­ние прав собственности) до середины 1996 г. доля работников в капитале компаний снизилась с 53 до 40%, доля менеджмента уве­личилась с 9 до 16%, а внешних инвесторов — с 21 до 34%.

3. Компании, возникшие в ходе массовой ваучерной приватизации. Использование метода ваучерной приватизации вполне объяснимо при глобальном огосударствлении экономики и общей нехватке капиталов для нормального выкупа государственного имущест­ва. Он социально справедлив, так как обеспечивает равный доступ к государственной собственности всем гражданам. Вместе с тем полученные с помощью ваучеров собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственнос­ти и являются в большинстве случаев лишь стартовым условием для дальнейших переделов или обращения в наличные деньги.

Ваучерные схемы широко использовались во многих странах с переходной экономикой, и число компаний, приватизированных этим методом, относительно велико (особенно в Чехии, Литве, Монголии, России). Ваучерный метод обеспечил быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных акти­вов — крупных промышленных предприятий. Однако изменения в правах собственности и их первичное закрепление не сопровож­дались столь же быстрой и адекватной рыночным требованиям ре­структуризацией компаний.

Структура собственности в компаниях, образованных в резуль­тате ваучерной приватизации, не приводит, как правило, к появ­лению эффективного стратегического инвестора и соответствую­щего уровня корпоративного управления. В России, например, в приватизированных ваучерным методом компаниях доля внутрен­них акционеров в капитале сразу после первичного закрепления прав собственности (1994 г.) составила 60—65% (что и стало самым большим резервом для дальнейших переделов), внешних - 18—22%, а в собственности государства сохранилось в среднем 17% капитала. Всего за один год соотношение негосударственных собственников изменилось в пользу внешних инвесторов, их доля увеличилась до 33% (при этом доля внутренних сократилась в среднем до 56%). Доля государства снизилась до 11 %.

Понятно, что дисперсия прав собственности компаний, прива­тизированных ваучерным методом, не способствует быстрому формированию эффективного корпоративного управления ими. В течение более или менее длительного периода перераспределе­ния и концентрации прав собственности в компаниях данного типа доминирующие позиции в управлении сосредоточены в руках старого менеджмента. В немалой степени этим объясняется действующая в странах с переходной экономикой тенденция к oотносительно медленному «открытию» компаний внешним инвес­торам, что особенно ярко проявилось в России.

Указанная типология приватизированных предприятий услов­на, так как все разнообразие субъектов частного сектора не может быть втиснуто в рамки этих трех видов компаний. Существует множество смешанных предприятий переходных форм, где про­цесс структурирования капитала не закончился установлением контроля того или иного стратегического инвестора. Не исключе­но, что многие приватизированные компании так и не смогут сформировать эффективную форму собственности и управления и рано или поздно подвергнутся процессам ликвидации, банкротст­ва, разделения активов, слияния и поглощения. Не случайно эти процессы усиливаются и расширяются в переходной экономике после завершения приватизации.

4.2. Типы корпоративного управления.

Исходя из особенностей структуры капитала и преобладающей формы контроля, можно выделить три типа корпоративного уп­равления частными и смешанными компаниями, сложившихся в переходной экономике:

1)управление средними и крупными предприятиями, когда ос­новной контроль концентрируется в руках банков и банковских посреднических фирм. Банки четко контролируют эмиссионную деятельность такой компании, не допуская нарушения необходи­мого им баланса власти и управления;