Смекни!
smekni.com

Современный финансово-экономический кризис: природа, пути и методы его преодоления (стр. 1 из 9)

СОВРЕМЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: ПРИРОДА, ПУТИ И МЕТОДЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

1.Природа и типы экономических кризисов

2. Конкретно-исторический характер и продолжительность кризисов

3. Современный финансовый кризис и его связь с экономическим кризисом

4. Пути и методы преодоления кризиса

4.1 Научно-технологические факторы

4.2 Финансово-экономические методы и инструменты

4.3 Усиление экономической роли государства

Выводы

Список источников

Вступление

В работе исследована природа и типы экономических кризисов, их конкретно-исторический характер и длительность, отражено современный финансовый кризис, пути и методы преодоления кризисов, необходимость повышения роли государства в рыночной экономике.

1. Природа и типы экономических кризисов

Кризис — это одна из форм развития экономики, в ходе которого устраняются устаревшие техника и технология, организация производства и труда и открывается простор для роста и утверждения нового. В то же время с преодолением отжившего неизбежно возникает спад производства, растет безработица, снижаются доходы населения, что отрицательно сказывается на условиях жизни людей.

Следует различать типы кризисов и циклов, которые характеризуются глубиной и продолжительностью, периодичностью и степенью влияния на экономику и общество. На этой основе выделяют малые (6—12 лет) и большие (40-50 лет) циклы.

Первый экономический кризис начался в 1825 г., когда в результате промышленной революции в Англии (конец XVIII — начало XIX в.) утвердилась машинная индустрия как материально-техническая база экономики. С того времени экономические кризисы систематически повторяются.

Обновление основного капитала является материальной основой выхода из кризиса. После спада производства наступает депрессия, то есть "топтание" на месте, потом начинается оживление, перерастающее в подъем и завершающееся новым кризисом. Это означает, что экономика развивается не по прямой восходящей, а последовательно, проходя все фазы цикла, и каждый цикл продвигает экономику на более высокую ступень развития. Иначе говоря, кризисы определяют циклический характер общественно-экономического прогресса. Познание кризисов показало, что наряду с малыми существуют и большие циклы. Выдающийся российский ученый Н. Кондратьев еще в 1926 г. научно обосновал "длинные волны", или "большие циклы" экономической конъюнктуры.

В настоящее время экономическая наука подтвердила, что технология как наиболее устойчивый элемент научно-технического прогресса характеризует ступени в развитии НТП. Это привело к раскрытию и обоснованию таких понятий, как технологические уклады и технологические способы производства. В результате этого образное название — "длинные" или "большие" волны — получило прочную научно-технологическую основу. Прежде всего, длинные волны являются не чем иным, как процессом становления и развития технологических укладов. Из этого бесспорно вытекает: если обновление основного капитала происходит через кризис, то переход к новому технологическому укладу как более сложный процесс, тем более, требует более глубоких и масштабных сдвигов, что и находит проявление в глубине и продолжительности больших циклов.

Кризисы — сложное общественно-экономическое явление, в которых сочетаются материально-технологическая и социально-экономическая стороны. Выход из кризиса связан не только с обновлением основного капитала и переходом к новому технологическому укладу, но и с развитием и совершенствованием производственных отношений.

Так, кризис 1929—1933 гг. обусловил не только становление четвертого уклада, но и сочетание рыночного самоуправления с государственным регулированием, улучшение воспроизводства рабочей силы. Однако, обеспечив развитие и совершенствование производственных отношений, он не изменил господствующие производственные отношения. Вместе с тем есть кризисы, связанные со становлением нового технологического способа производства. Это такое масштабное историческое событие, которое характеризует революцию в производительных силах и производственных отношениях, в общественном способе производства. Автор данной статьи еще в 1993 г. доказал, что наряду с малыми и большими циклами существуют стадиальные кризисы и циклы. Это, по нашему мнению, имеет непосредственное значение для познания современного кризиса. Становление современного информационного постиндустриального технологического способа производства, обусловленное грандиозной научно-технологической революцией второй половины XX в., стало основой глубоких изменений не только в производстве, но и в общественно-производственных отношениях: перехода к господству нематериального производства, интеллектуализации производства и труда, существенных изменений классовой структуры общества. Следовательно, характерная черта стадиального кризиса и стадиального цикла заключается в том, что они связаны со становлением новой технологической основы производства, с переходом к новой системе производственных отношений, с фундаментальными изменениями в экономике и обществе, в формах собственности, положении человека на производстве и в обществе.

Стадиальный характер современного кризиса определяется тем, что это — первый кризис новой информационной постиндустриальной эпохи, к которой перешли развитые страны. Ему присущи новые качественные черты, как в материально-техническом, так и социально-экономическом отношении. Если машины главным образом приумножают физические силы человека, то информация и знания — это реализация и приумножение его умственного потенциала, интеллектуализация производства и труда, находящая выражение в новых понятиях "интеллектуальная собственность", "интеллектуальный капитал". Это означает, что сущностью современного кризиса является становление и развитие информационного технологического способа производства, превращение информации и знаний в качественно новый его фактор, усиление процессов интеллектуализации производства и труда.

Современный кризис происходит в условиях глобализации мирового хозяйства, что придало ему всеобщий характер, охват им всех стран и континентов. Он стал первым кризисом XXI в., который приобрел глобальные масштабы. Это дало основание известным ученым и специалистам отметить, что он имеет системный характер и является наиболее глубоким по своим последствиям. Нынешний кризис происходит при убывающей тенденции пятого большого цикла. Качественно новая техника обеспечила многолетний подъем экономики большинства стран, но в меру насыщения экономики и общества этими видами техники и технологий пятый цикл перешел в убывающую фазу, что и обусловило современный финансово-экономический кризис.

Таким образом, если предыдущие сложные кризисы (1929-1933 гг., 1971— 1975 гг.) сочетали малые и большие кризисы, малые и большие циклы, выражали становление нового технологического уклада (соответственно, четвертого и пятого), то современный экономический кризис связан не только со становлением шестого технологического уклада (для которого характерны нано- и биотехнологии, информационно-телекоммуникационные технологии), с дальнейшим развитием и совершенствованием информационного технологического способа производства. Это означает, что в современном кризисе сочетаются не только малый и большой циклы, но и стадиальный цикл, связанный с переходом экономики от индустриальной к информационной, постиндустриальной стадии цивилизации. Следовательно, в современном кризисе органично сочетаются и переплетаются решения комплекса серьезных проблем — обновления основного капитала, становления шестого технологического уклада, дальнейшего развития нового информационного технологического способа производства. Это усложняет как сам кризис, так и его познание.

Важная черта современного кризиса заключается и в том, что он свидетельствует о высоком уровне обобществления экономики, ограниченности частной собственности, ставшей причиной несоответствия интересов корпораций и банков, других хозяйствующих субъектов национальным интересам, обусловил ведущую и определяющую роль последних. Вопреки теориям о частной собственности как движущей силе рыночной экономики, кризис со всей остротой продемонстрировал объективную необходимость согласования частных интересов с общенациональными. Он показал большое значение модификации отношений частной собственности, находящей проявление в распространении собственности на знания, интеллектуальной собственности, в изменении положения человека на производстве и в обществе, о чем свидетельствует новая категория "человеческий капитал", превращение его в основную форму национального богатства.

Следовательно, существуют три типа кризисов: циклический кризис и малый цикл, содержание которого определяется обновлением основного капитала; большой кризис и соответствующий ему большой цикл, длинная волна, которые тесно связаны со становлением нового технологического уклада; стадиальный кризис и стадиальный цикл, сопровождающие становление нового технологического способа производства, нового общества. Все эти типы кризисов и циклов глубоко связаны между собой, потому что их сущность определяется однородными факторами. Во всех этих случаях решается одна проблема — рост научно-технического уровня производства, хотя масштабы его различны.

Однородность природы этих кризисов обусловливает их переплетение. Когда процессы обновления основного капитала совпадают со становлением нового технологического уклада, кризис и цикл приобретают характер длинных волн, больших циклов. В этом случае обновление основного капитала становится составляющим элементом более широкого процесса — становления нового технологического уклада. При стадиальном кризисе формирование нового технологического способа производства включает в себя и новый технологический уклад, и обновление основного капитала. Но эти процессы происходят с учетом длительности циклов. Малые кризисы и циклы, повторяющиеся через короткий промежуток времени, наиболее частые. За почти два столетия их было свыше 30, а больших циклов и формирования новых технологических укладов — 5. В настоящее время зарождается шестой уклад. Это означает, что из нескольких десятков малых циклов лишь 5 совпали с большими циклами, что сделало эти кризисы и более глубокими, и более значимыми.