Смекни!
smekni.com

Понятие, сущность и основные черты Конституции РФ (стр. 7 из 8)

Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения.

Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции , её особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействие конституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретными нормативными предписаниями этого основного закона государства.

В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции.

На первое место в Конституции выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия.

Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой главы - "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав.

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Характер отношений личности - общества - -государства производен от общественно-политической и социально-экономической систем. Поэтому и глава, регулирующая эту группу отношений следует за главой об основах конституционного строя.

Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Объективную обусловленность системы конституции нельзя понимать как раз и навсегда установленный жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличии таких групп норм, которые обязательно присутствуют в конституции и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей. Расширение объекта конституционного регулирования отражается в системе конституции. Сейчас система конституции более сложна, чем прежде.

Правовая охрана Конституции.

Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Критерий конституционности актов органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и её субъектов - соответствие принципам и нормам федеральной конституции.

Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля.

Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания (пример - Пост. Госдумы от 22 июля 1994 г -"По итогам парламентских слушаний "О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев... Конституции РФ").

Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов. Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст.82).

Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).

Аналогичные органы создаются и республиках - Башкортостан, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) и др. Или комитеты конституционного надзора (Марий ЭЛ, Чувашская Республика, Северная Осетия - Алания). В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия) создание подобных органов не предусмотрено.

Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч.5 ст.125 Конституции).

Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет в данном случае о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Коренное обновление российского общества и государства, связанное с принятием Конституции 1993 г., не могло не повлечь столь же существенного пересмотра текущего законодательства Российской Федерации. Однако подобная задача - дело отнюдь не одного дня и даже не одного года. В этих условиях включение в текст Конституции нормы, определяющей порядок взаимодействия новых и старых норм, представляется одним из наиболее удачных решений: "Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ" (Раздел 2 "Заключительные и переходные положения" п. 2). В обычных условиях вопрос о соотношении нормы закона или иного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловно относится к компетенции Конституционного Суда.

После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации". Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений. Работа по приведению нормативного массива в соответствие с нормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобает Основному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Ни один другой закон не может отменить или изменить норму Конституции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней.

Не делается исключение и для федерального конституционного закона, который представляет собой разновидность федерального закона. В иерархии федеральных законов такой закон занимает наиболее высокое положение. Он находится как бы непосредственно под Конституцией, ближе всего к ней. Отличие федерального конституционного закона состоит в том, что он принимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямо определены Конституцией, и для его принятия требуется не простое, а квалифицированное большинство. Но не более того. Представления о том, что федеральный конституционный закон является составной частью Конституции, неверны. Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования. Мировая практика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когда отождествление Конституции и конституционного закона имело место, в понимании и истолковании Конституции, определении действующей конституционной нормы возникали серьезные затруднения.

Не могут расходиться с Конституцией также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Положение о примате международного права и, в частности, международных договоров здесь неприменимы. Договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации относятся к внутригосударственному, а не к международному праву.