Смекни!
smekni.com

Социальная экономика в концепции эволюции социально-экономических систем (стр. 2 из 4)

Во-вторых, с позиций сегодняшнего дня, крайне неприемлемыми для научного категориального аппарата представляются термины "капитализм", "социализм", "коммунизм" как таковые, которые не несут обычной смысловой нагрузки. Бессмысленным анахронизмом звучит выражение "американский капитализм" (в чрезвычайно сложной общественно-политической и социально-экономической системе этой страны очень трудно отыскать что-то подобное пониманию Дж. Локка или А. Смита), и еще более несуразным является выражение "коммунистический Китай" (где "коммунизма" ни в Марксовом, ни в Маодзедуновом понимании так и не построили).

Сказанное вовсе не означает, что можно пренебречь сугубо научной классификацией прошлых и современных социально-экономических систем, особенно - в их конкретизированном виде.

Ретроспективно рассматривая разновидности привычных нашему восприятию капиталистических систем - от свободной рыночной системы, через многообразие "смешанных форм" и до современных социально ориентированных, государственно-регулируемых рыночных экономик, мы обнаруживаем чрезвычайно интересные модификации.

Так, можно выделить специфику "индивидуалистического" по своей природе англо-саксонского капитализма и "коммунитарного" капитализма в Европе или Японии. Такое сравнение предложил Дж.С. Лодж в своей работе "Новая американская идеология". На эти отличия опирался и Л. Туроу в работе "С глазу на глаз: грядущая экономическая битва между Японией, Европой и Америкой". Англо-саксонский вариант капиталистической системы господствовал в Великобритании в XIX в., а в Соединенных Штатах - в XX. Исследователи задаются вопросом: "Какая же форма социально-экономического устройства будет доминировать в XXI ст.?". По мнению Л. Туроу, это будет "европейский коммунитарный капитализм".

С некоторой долей условности, сегодня можно выделить две методологии в анализе существующих социально-экономических систем.

Согласно первой методологии, главный водораздел пролегает между "индивидуалистической капиталистической системой" и "коммунитарным (государственным) капитализмом".

Со времен Дж. Локка и А. Смита господствует идея, по которой личность является центром общества и имеет определенные неотчуждаемые права, среди которых главное - право на свою собственность (Дж. Локк). Каждая личность способствует всеобщему благу, если ей позволено заботиться о собственных интересах. Всеобщее благосостояние создается не благими намерениями, а строгой логикой "свободного рынка" ("невидимая рука" А. Смита). По Л. Туроу, индивидуализм в США базируется на ответственности каждого за свой собственный успех. Жизнь - это конкурентная борьба, где побеждает сильнейший. Люди не обязаны быть верными компании: они имеют право покинуть ее ради работы с более высокой оплатой. В свою очередь, компании (работодатели) не обязаны заботиться о своих работниках с наступлением тяжелых времен. Ни собственники, ни работники ничем не обязаны друг другу.

В основу действия государственной системы положена идея чувства от участия в совместном производственном процессе в противовес. Коммунитарная идеология предполагает значительный рост роли государства: оно принимает на себя ответственность за экономический рост и обеспечение профамм социальной защиты, а также участие в совместных общественных инвестиционных проектах и т.п. При такой системе работники реже меняют место работы и чаще остаются верными работодателям, которые, в свою очередь, больше заботятся о коллективном труде, в частности профессиональном переобучении. При этом компании разрабатывают долгосрочную стратегию и пытаются тесно сотрудничать с государством.

В отличие от "индивидуалистического капитализма" США, примером стран "коммунитарного капитализма" являются Германия и Япония. В Германии роль государства была существенной со времен Бисмарка. Для немецких компаний традиционным стало сотрудничество между работниками и администрацией, а главными пайщиками - немецкие банки. Компании и государство совместно заботились и о профессиональном обучении.

Особенностью японской "коммунитарности" следует считать акцент на коллективе (группе) и ответственность личности перед ним (ею). Японские дзайба-цу также тесно сотрудничают друг с другом и с банками. Работники хранят верность компании, случаи смены места работы крайне редки. Предприниматели и работники связаны общим корпоративным интересом. Бизнес заботится о долгосрочных целях, нередко поступаясь краткосрочной максимизацией прибыли.

Некоторое "коммунитарное сходство" Японии и Германии не означает их тождественности. Более скрупулезный анализ действующих в этих странах социально-экономических систем выявляет немалые отличия. Поэтому некоторые исследователи прибегают к тройственному методологическому подходу.

Таковой подход, опять-таки с определенной долей условности, позволяет вести речь об относительно "свободной рыночной системе" США, "государственно-управляемом капитализме" Японии и других стран Восточной Азии и "социально ориентированной системе" европейских стран. Положив в основу анализа конкретную специфику конкретного региона, можно вести речь о более обобщенных моделях - американской, азиатской, европейской.

Рассмотрение концепции эволюции социально-экономических систем в динамике позволяет выделить систему "свободной рыночной экономики", систему "государственного капитализма" и "социально ориентированную рыночную экономику".

Нам уже неоднократно приходилось подчеркивать, что категории "рыночная экономика", "свободная рыночная экономика" представляют собой не что иное, как научные абстракции: в реальной жизни названных систем не существует. Но, сопоставляя США с европейскими или азиатскими странами, мы отмечаем, что в первом случае роль федерального правительства слабее, чем в других капиталистических государствах, налога и государственные расходы по отношению к ВНП ниже, а государственная собственность в промышленных отраслях - не значительна.

Когда речь идет о "государственно-управляемом" японском капитализме, мы сразу отмечаем тесное сотрудничество между государством и бизнесом, особенно - в размещении капиталов и применении промышленной политики в экономике. Согласно этой политике, представители промышленности, совместно с японским Министерством международной торговли и промышленности, согласовывают вопросы стратегии, определяя направления развития экономики и ключевые отрасли для вложения капиталов. В Японии государственное социальное обеспечение отсутствует (эту функцию выполняют бизнесовые фирмы), индикативное планирование применяется, но базируется оно на договоренностях правительства и ведущих корпоративных групп.

В конечном счете, специальное внимание должно быть уделено близкой нам территориально, ментально и психологически системе, которую сокращенно называют "социальная экономика", а в более широком понимании - "социально ориентированная, государственно-регулируемая рыночная экономика" (в большинстве случаев речь идет о "европейской модели").

Почему именно этой "ступеньке" в эволюционной "лестнице" развития социально-экономических систем мы должны уделить особое внимание? Именно потому, что, разработанная теоретически еще в 30-е годы прошлого века, концепция "социальной экономики" (в отличие от многих других) блестяще подтвердилась на практике и доказала свою жизнеспособность. Если придерживаться логики лауреата Нобелевской премии (1988 г) М. Алле, то воистину научнымиследует считать лишь те открытия, которые подтверждены практикой, опытом человечества. Этот принцип положен и в основу деятельности Нобелевского комитета.

История человеческой цивилизации знавала немало гениальных и "идеальных" социально-экономических конструкций (от древних греков и римлян с их "идеальными государствами", через воззрения древнеиндийских и китайских мыслителей, от утопических социалистов (коммунистов) и до "единственно верного и вечного на все времена научного социализма (коммунизма)" К. Маркса - Ф. Энгельса).

Рассматривая ретроспективно ряд "совершенных, социально-гармоничных и бесконфликтных социально-экономических систем", мы находим "безупречные конструкции", которые по замыслу позволят людям осуществить все свои заветные мечты.

"Гармонистическая" мечта самого К. Маркса ("Манифест коммунистической партии", 1848 г) начинается с посылки о том, что люди способны открыть все, что можно открыть, и полностью удовлетворить все свои желания, если будут уничтожены частная собственность и другие источники дисгармонии. Заканчивается утопия Маркса такой мыслью: если такая социально-экономическая система придумана, то ее можно и создать.

Венцом всей Марксовой доктрины, как известно, является тезис о победе социалистической (коммунистической) идеи в планетарном масштабе благодаря отмене частной собственности и ее замене собственностью общественной (общегосударственной), что позволит "социализировать" все формы человеческого житья-бытья, гармонизировать общественные отношения и установить безоблачное существование на вечные времена.

Контрапунктом всей социально-экономической конструкции Маркса и является т. н. "социализация". На протяжении двух десятков лет автору этих строк приходилось убеждать своих многочисленных оппонентов, что категории и понятия "социализации" (от слова "социум", община) не имеют ничего общего с понятиями "социалистический" или "коммунистический" (от слов "социализм" или "коммуна").