Смекни!
smekni.com

Социально-экономические последствия инфляции (стр. 3 из 5)

Рис. 1.1 – Инфляция спроса

Взаимосвязь инфляции с воспроизводственными процессами имеет Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль ”цены–заработная плата”. В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной заработной платы повышаются в новых трудовых соглашениях в соответствии с возросшими инфляционными ожиданиями. Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства, что является основой для развертывания инфляции издержек.

Двухсторонний характер. Со стороны воспроизводства темпы инфляции формируются под воздействием с одной стороны – динамики спроса, с другой – давления затрат на выпуск продукции. В то же время, инфляция сама активно влияет на воспроизводственный процесс. Такое взаимодействие осуществляется по трем важнейшим направлениям.

1. Влияние инфляции на формирование доходов и расходов экономических агентов.

Рис. 1.2 – Инфляция издержек

2. Перераспределение финансовых ресурсов между ними.

3. Воздействие инфляции на основные параметры поведения субъектов экономики (склонности к потреблению и инвестициям, норма сбережений и т.п.).

На практике применяется упрощенное понимание инфляции (как “роста цен”), однако имея в виду, что за ним стоит именно указанное выше единство “балансировочных”, компенсационных и перераспределительных функций.

Механизм инфляции представляет собой систему, включающую в себя элементы и устойчивые взаимозависимости между ними, объединяющие инфляционный процесс с макроэкономическим воспроизводством.

Этот механизм выглядит следующим образом (рис. 1.3).

В условиях структурно-технологической несбалансированности либерализация цен и открытие экономики закономерно обусловили резкое изменение ценовых пропорций, прежде всего – между энерго-сырьевыми и обрабатывающими отраслями, промышленностью и сельским хозяйством и т.д. Одновременно спад производства сопровождался снижением эффективности (производительности труда, уровня загрузки мощностей и т.д.), что обусловило рост издержек и, соответственно, возникновение дефицита доходов товаропроизводителей.

Рис. 1.3 – Принципиальные связи основных элементов инфляционного механизма

Этот дефицит не позволяет в новых условиях обеспечить нормальный ход воспроизводства. В таких условиях закономерным стало формирование в отечественной экономике значительного инфляционного потенциала, ставшего неотъемлемым элементом воспроизводственного процесса. Он связан прежде всего с отмеченным разрывом между доходами и расходами предприятий реального сектора хозяйства. Дело в том, что преодоление данного разрыва возможно лишь при определенном, достаточно высоком уровне инфляции, задаваемом удорожанием первичных ресурсов.

Существование инфляционного потенциала означает ситуацию “размена” между одним из трех механизмов его реализации – ростом инфляции (если платежеспособный спрос позволяет потенциалу реализоваться в ценовой динамике), свертыванием выпуска продукции (если потенциал инфляции не реализовался в росте цен) или наращиванием неплатежей, компенсирующих дефицит доходов товаропроизводителей (это происходит также в случае ужесточения спросовых ограничений). Последние два варианта реализации инфляционного потенциала объединяются в понятии “подавленной инфляции предложения” (введено М.Н.Узяковым). Выбор между этими траекториями происходит в прямой зависимости от типа государственной экономической политики: если она ориентирована на борьбу с инфляцией средствами монетарной политики (ведущих к снижению инфляции ниже уровня ее потенциала), то результатом оказывается спад производства. Если же упор делается на эмиссионную поддержку промышленности – происходит рост инфляции, по крайней мере до уровня ее потенциала.

Специфической формой реализации инфляционного потенциала стало снижение качества продукции, позволяющее получать скрытый инфляционный доход (за счет экономии на контроле качества, использовании упрощенных технологических процессов, замещении сырья и материалов удешевленными заменителями и т.п.). Это приводит к известному эффекту “инфляции качества” – удорожанию единицы потребительной стоимости товара при неизменной цене за единицу.

Эффект подавленной инфляции предложения в полной мере проявился на рубеже 1993 и 1994 годов, когда очередная попытка произвести подавление инфляции средствами ортодоксальной монетарной стабилизации привела ко второй волне спада производства. Хотя динамика цен в этот период снизилась с 24% в месяц (III кв. 1993 г.) до 12% (I кв. 1994 г.) спад промышленного производства увеличился с 14% (III кв. 1993 г.) к соответствующему периоду предшествующего года до 25% (I кв. 1994 г.). Таким образом, ценой сокращения ежемесячной инфляции на один пункт стало углубление спада производства (в годовом исчислении) на 0.9 пункта.

Выход из этого замкнутого круга лежит в сфере долгосрочных экономических процессов и состоит в постепенном повышении технологической сбалансированности экономики и переходе к нормальному воспроизводству доходов и расходов хозяйственных агентов. Такой переход может произойти двумя путями – либо – через активную промышленную политику государства и крупных хозяйственно-финансовых субъектов, что предполагает, с одной стороны – достаточно высокие темпы инфляции (в масштабах существующего на данный момент ее потенциала) и сохранение структурного ядра отечественной экономики; либо – “вымывание” (на фоне относительно низких из-за искусственного сжатия макроспроса темпов роста цен) в результате крупномасштабного спада производства, массовых банкротств и т.п. производственных звеньев, не вписывающихся в новые макроэкономические пропорции и “правила игры”.

Существуют и другие механизмы замыкания предпосылок и последствий инфляции, относящиеся, главным образом, к ее монетарным факторам. К этим механизмам относятся хорошо известный “эффект Грехема”, где описывается цикл:

инфляция → обесценение национальной валюты → вытеснение национальной валюты иностранной из сферы сбережения в обращение → инфляция.

Кроме того, подобным же образом функционирует и упомянутый выше гиперинфляционный цикл: дефицит денег → изменение структуры денежной массы (рост доли ликвидной компоненты – “монетизация”) → эмиссия → инфляция → дефицит денег, являющийся ключевым в традиционном (монетаристском) описании гиперинфляционных процессов.

Ключевой особенностью инфляции в отечественной экономике является ее воспроизводственный характер. Поэтому, по крайней мере в отношении отечественной экономики, принципиально малосодержателен раздельный анализ инфляции, образования доходов и производства. Все эти три процесса не самостоятельны, они представляют собой элементы одного воспроизводственного механизма. В этой связи целесообразно их анализировать адекватнее всего как целостный механизм воспроизводства (образования и перераспределения) доходов и накоплений основных субъектов экономики. При этом следует отметить три принципиально важных обстоятельства.

1. Сочетание одновременной либерализации внутренних цен на энергоносители с либерализацией внешней торговли в условиях сильной “недооцененности” (с точки зрения мирового рынка) энергоресурсов в отечественной экономике не могло не породить мощного инфляционного всплеска, с последующей инфляционной волной, вызванной коррекцией структуры цен. Такая ситуация выводит отечественную экономику из ряда хозяйственных систем, применительно к которым разрабатывались стандартные антиинфляционные процедуры. В наших условиях (подробнее об этом – ниже) их применение нанесло существенный экономический ущерб, связанный в первую очередь со структурным спадом производства.

2. Особую жесткость проблеме инфляции в отечественной экономике придало сочетание трех обстоятельств: высокой изначальной энергоемкости производства, ориентированного на “дешевые энергоресурсы”; технологическая негибкость производственного аппарата и инфраструктуры, не позволившая осуществить сколь-нибудь масштабные программы экономии энергоресурсов (к этому добавился дефицит финансовых ресурсов вследствие рестриктивных антиинфляционных мер); мотивационные особенности руководителей предприятий, стремившихся “любой ценой” сохранить производственный аппарат и занятых, что сдерживало селекцию предприятий в производственном секторе хозяйства; отсутствие институциональных структур для переноса энергоемких производств за национальные границы страны. Таким образом, ни один из адаптационных механизмов, позволивших экономикам Запада адаптироваться к “нефтяному шоку” 1970х годов не был задействован.

3. В отечественной экономике институциональные факторы, связанные с образованием финансово-посреднического “нароста” над реальным сектором оказывают принципиально важное макроэкономическое значение. Они обуславливают формирование инфляционного потенциала не только в отраслях-аутсайдерах, но и (в результате оттока добавленной стоимости из производства) – в лидирующих по темпах удорожания продукции секторах экономики. Как показывают оценки, наибольшей мощности процесс “надувания” финансового пузыря за счет перераспределения инфляционной добавленной стоимости из ТЭК достигал в 1992-93 гг. Таким образом, вопреки распространенному мнению, институциональные особенности соединения финансового капитала с производственным не только не были “нейтральны” по отношению к процессу воспроизводства, но напротив, оказывали на него сильное воздействие даже в такой казалось бы “внешней” по отношению к ним сфере, как инфляция.