Смекни!
smekni.com

Специальный режим инвестиционной деятельности и его влияние на выход региона из кризиса (стр. 2 из 3)

В Донецкой области ресурсами, которые стоят денег, являются рабочая сила и инфраструктура территорий, находящихся в распоряжении местных органов власти. Однако закон не дает полномочий по регулированию этих вопросов, хотя должен существовать паритет интересов инвесторов и региона, и западный инвестор, понимая это, согласен платить. Но налоговая схема, учитывающая этот паритет и обслуживающая специальный режим инвестиционной деятельности, не создана. Так, в одинаковых условиях по налогообложению оказываются инвесторы разных видов экономической деятельности: в металлургии и пищевой промышленности, химической отрасли и сельском хозяйстве, машиностроении и связи, на транспорте и в медицине.

Даже человеку без специальных экономических знаний понятно, что в этих отраслях разные структура капитала, скорость его оборота, рентабельность. Значит, и состав льгот должен быть неодинаков. Одни предприятия работают на местном сырье, другие - на импортном, одни поставляют продукцию на внутренний рынок, другие - на внешний, одни производят импортозаменяющую продукцию, другие - используют элементы "ноу-хау". Диапазон создания гибких систем работы с инвесторами достаточно широк. К сожалению, наша законодательная система запрещает любую местную инициативу - принятие всех решений идет через центральные органы власти.

Вместе с тем следует подчеркнуть тот факт, что предприятия, получившие инвестиции, освобождены от уплаты налога на прибыль, из которого формируется часть местного бюджета, но платят налог на добавленную стоимость, который полностью поступает в центр. Можно сказать, что заслуга центра в развитии инвестиционного режима и привлечении инвесторов в регион равна нулю, но выделение какого-то процента для формирования инвестиционного фонда региона от поступления НДС нигде не предусмотрено.

Основной смысл внедрения специального режима инвестиционной деятельности заключается в постепенном повышении экономического потенциала региона, формировании собственных фондов развития производств за счет начавших функционировать предприятий. К сожалению, в нашем законе это не предусмотрено, поэтому и роль территориальных органов власти в этом процессе сводится к административным функциям без развития экономических методов работы.

Законом к территориям приоритетного развития отнесено 22 города и 5 сельскохозяйственных районов, где проживает 84% населения, расположено 85%о экономического потенциала области. По нашему мнению, оставшиеся 15% экономического потенциала "не сделали бы погоды", если бы были включены в состав территорий приоритетного развития. Да и оставшиеся сельскохозяйственные районы в такой области, как Донецкая, где только 7% жителей проживают в сельской местности, могли бы войти в эти территории. Это позволило бы разработать региональную инвестиционную концепцию, реализация которой обеспечивалась бы единым административным ресурсом, а наработки и опыт распространять на другие регионы.

К сожалению, в центральных органах власти, где заняты стратегическими задачами, слабо вникают в потребности регионов, не считают их базовыми элементами экономического возрождения экономики страны. Так, перечень приоритетных видов экономической деятельности, имеющих льготы, претерпел четыре редакции, но так и не достиг своего логически обусловленного содержания для Донецкой области. Перечень территорий имеет три редакции и, на наш взгляд, неокончателен. В этих документах не сохраняются принципы единства территориально-промышленного комплекса и производственно-технологических цепочек, существующих в регионе. Хотя ТЭК сегодня - ключевая отрасль в возрождении экономики Украины, а в регионе шахты и теплоэлектростанции (ТЭС) увязаны в единую технологическую систему, ни Старобешевский район, ни город Зугрэс, где расположены ТЭС, не вошли в территории приоритетного развития. Это же касается и города Дружковки, известного своим машиностроением для угольной отрасли, и города Ясиноватой, где функционирует машиностроительный завод.

При утверждении приоритетных видов деятельности их технологические цепочки не были приняты во внимание. Так, весь перечень процессов промышленности, добывающей полезные ископаемые, "выпал" из приоритетных направлений, в то время как в области сосредоточено 12% всего объема полезных ископаемых Украины (огнеупорные глины, необходимые для металлургической промышленности, залежи отделочного камня, производство цемента и бетона, гипса, производство облицовочной плитки и фаянсовых изделий, стекольное производство). Эти производства являются традиционными для области и бюджетообразующими для городов Артемовска, Славянска, Амвросиевки, Константиновки, вошедших в территории приоритетного развития по закону, но не получивших преимуществ для развития производственной базы размещенных там предприятий согласно последовавшим постановлениям Правительства.

В таком же положении находится химическая отрасль, где выпуск первичной пластмассы попадает в приоритеты, а выпуск конечной продукции, где получается основная масса прибыли и создаются рабочие места, нет. Не включены в приоритетное развитие и производства, обеспечивающие экологическую безопасность, перерабатывающие промышленные отходы, объем которых в Донецкой области составляет 4 млрд. т (она является экологически неблагополучной территорией и находится по этому показателю на первом месте в Европе).

Не включены в приоритеты и виды машиностроения, связанные с автомобилестроением, и это при том, что в Украине нет собственного производства двигателей для автомобилей и сельхозтехники, не даны приоритеты развитию предприятий по автосборке, что весьма актуально для шахтерского края, где закрываются угольные предприятия. Кроме этого, транспортные средства не попадают под таможенные льготы, и грузоперевозки начинают осуществлять зарубежные транспортные компании. Отечественного грузового автомобиля нет, купленный за рубежом оказывается для нашего перевозчика дороже, а при отсутствии денежных средств на обновление основных фондов проблема конкурентоспособности транспортных предприятий остается весьма острой. И это происходит тогда, когда мировые объемы товаропроизводства, а значит - и товаропотоки, возрастают.

Вместе с тем к транспортным средствам по гармонизированной системе кодов, используемой таможней, отнесена и сельхозтехника, чем закрывается возможность развития сельского хозяйства в пяти сельскохозяйственных районах. То же самое касается и спецтехники, и технологического транспорта. Следует сказать, что гармонизированная система кодов и государственный классификатор основных фондов - это не одно и то же. Для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете используется классификатор, построенный с учетом технологических режимов производства и обеспечивающий отнесение амортизационных сумм на соответствующие производственные затраты. В целом идеологией Закона предполагалось предоставление льгот по основным фондам, обеспечивающим функционирование технологических процессов, а вот названия этих фондов в разных отраслях разные. Поэтому если отрасль приоритетная, то и по основным фондам там должны быть льготы, в противном случае возникает парадокс. Одних определений инвестиций в законодательстве Украины четыре - какое из них верно, нужно угадать с четырех раз. Особенным "изяществом" отличается определение налогового ведомства. По этому определению, кредитные ресурсы не могут считаться инвестицией, зато средства западных инвесторов в этот разряд не попадают. Парадоксы и казуистику законотворчества можно продолжать и дальше.

Хочется отметить и тот факт, что в организации специального режима инвестиционной деятельности, функционирование которого требует участия различных ведомств, нет координационного звена. Сначала планировалось создать агентство, но оно так и не появилось, зато были созданы парламентско-правительственная группа, рабочая группа Кабинета Министров, Фонд содействия инвестициям и приватизации, Ассоциация специальных экономических зон. Все они расположены в Киеве, где нет ни одной территории приоритетного развития, а все проблемы методологического и законодательного характера приходится напрямую решать с соответствующими министерствами и ведомствами.

Одним из актуальных вопросов дальнейшего привлечения инвестиций следует считать уровень инвестиционного взноса, дающего инвестору право на льготы. Для Донецкой области он установлен в размере 1 млн. дол. Но если соотнести этот уровень с целями Закона, то они окажутся в противоречии. Основной целью этого Закона является создание рабочих мест, а они, как известно, формируются, в основном, на предприятиях малого и среднего бизнеса, которые в западных странах производят до 60% продукции и услуг, а в Украине - только 8%.

Одно дело декларировать развитие малого и среднего бизнеса, а другое - его организовать. Если мы говорим о всемерной поддержке этого экономического направления, то в Донецкой области есть, по крайней мере, две предпосылки для его развития. Первая - трудовые ресурсы, интенсивно высвобождающиеся в связи с закрытием угольных шахт, вторая - Закон о специальных экономических зонах в Донецкой области, который дает льготы инвесторам. С учетом того, что развитие малого и среднего бизнеса чрезвычайно важно для страны, то снижение инвестиционного взноса до 250 тыс. дол. (а именно в этих пределах колеблется стоимость различных минитехнологий) позволит увеличить количество вновь созданных малых предприятий в Донецкой области и ускоренными темпами создать значительное число рабочих мест. Это особенно важно для снижения в области социальной напряженности, возникающей в связи с закрытием шахт.