Смекни!
smekni.com

Становление государственного социализма в СССР (стр. 4 из 5)

Коллективизация началась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей — постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (элект­рификации). Но не устанавливачись сроки, формы и способы коо­перирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, снижения удель­ного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.

Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены ос- , новные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам, достигавшим 10 млн че­ловек. В результате в годы первых пятилеток существовала карточ­ная система снабжения населения (до 1936). Тем не менее коллек­тивизация создавала социальную базу для модернизации аграрно­го сектора, позволяла повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.

Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень вы­сокими темпами прироста промышленной продукции, которые, хотя и были ниже плановых, значительно превосходили темпы прироста продукции в других странах.

Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93—97%, по тяжелой промышленности — на 108%. Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых.

Первая пятилетка явилась временем коренной ломки структу­ры промышленного производства: удельный вес тяжелой промыш­ленности в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г. Продукция машиностроения и метал­лообработки возросла в четыре раза. Изменились и пропорции меж­ду основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес про­мышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик, среди них крупнейшие — Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на вос­токе страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).

В системе управления народным хозяйством происходило окон­чательное оформление командно-административной системы. Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Расширялась регламентация хозяйственной жизни, администрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества.

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. В январе 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказа­ния услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредото­чивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входи­ли. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Од­нако практическое осуществление указанных мероприятий при­вело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по установленной цене все счета постав­щиков независимо от качества и ассортимента продукции, а так­же возмещал все расходы, понесенные поставщиками.

Не стимулировала развитие инициативы предприятий и нало­говая реформа, хотя вместо множественности налогов и налого­вых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчис­ления от прибыли.

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был рассчи­тан на 1933—1937 гг. В качестве основной политической задачи пяти-

rtnrtлетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление об­щества на классы и эксплуатацию человека человеком.

Материальной основой решения этих задач должно было явить­ся завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей народного хозяйства, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мощной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию необходимости приближения пла­новых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому план по среднегодовому приросту промышленной продукции опеделялся в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана — свыше 20%).

В сельском хозяйстве главным становилось завершение кол­лективизации и организационно-хозяйственное укрепление кол­хозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяй­ственной продукции в два раза.

Ставилась также задача повысить уровень потребления в 2—3 раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%.

Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд руб. вместо 64,6 млрд руб. в первую пятилетку. Около половины всех капиталь­ных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой про­мышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание в развитии которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузо­оборот транспорта должен был быть увеличен в два раза.

В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:

•развитие социалистического соревнования, прежде всего ста-. хановского движения;

•рост производительности труда (на 63% за пятилетку);

•обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось под­готовить 5 млн работников массовых профессий, 850 тыс. спе­циалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квали­фикации).

Основные задачи второй пятилетки (в отличие от первой) были выполнены. Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий, достигнуто увеличение валовой про­дукции промышленности в два раза, продукции сельского хозяйства в 1,5 раза. Среднегодовой темп прироста промышленной про­дукции превысил плановое задание и составил 17,1%. Активно про­водилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было получено с новых и полнос­тью реконструированных предприятий. Значительное превышение плановых заданий по увеличению производительности труда в раз­личных отраслях дало возможность снизить себестоимость на 10,3% (в первой пятилетке отмечался рост себестоимости на 2,3%).

Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, сни­жения цен на товары массового потребления.

В результате выполнения второй пятилетки СССР в 1936 г. вышел на первое место в Европе и второе в мире по объему про­мышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставал от развитых стран. Важнейшим итогом двух пятилеток считалось приобретение технико-экономической неза­висимости Советского Союза, который стал производить практи­чески все виды промышленного оборудования.

Во второй пятилетке была завершена коллективизация сель­ского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьян­ских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Вместе с тем формы и методы проведения коллекти­визации отразились на результатах сельскохозяйственного произ­водства. Так, посевные площади под зерновыми культурами за период с 1932 по 1937 г. возросли лишь на 4,8%, произошло со­кращение площадей под техническими и кормовыми культурами; хотя по сравнению с первой пятилеткой поголовье скота увели­чилось, продукция животноводства составляла 90% уровня 1913г.

Наращивание темпов сельскохозяйственного производства про­исходило во многом за счет повышения интенсивности труда. Так, если в 1925 г. в индивидуальном крестьянском хозяйстве на од­ного трудоспособного приходилось 92 человеко дня работы в год, то в колхозах на одного трудоспособного в 1937 г. — 185 человеко дней. Разумеется, анализируя результаты развития сельского хо­зяйства, нельзя не учитывать и факторы, способствовавшие повы­шению производительности труда, и прежде всего — функциони­рование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.

Коллективизация существенно отразилась на материальном положении крестьянства. Это выразилось прежде всего в снижении душевого потребления сельским населением продуктов пита­ния. Так, потребление на душу населения хлеба и хлебопродуктов в год составляло в 1928 г. — 250,4 кг, в 1932 г. — 214,6 кг; картофе­ля — соответственно 141,1 и 125,0 кг; мяса — 24,8 и 11,2 кг; масла — 1,5 и 0,7 кг. Во второй пятилетке положение стабилизировалось: в 1937 г. потребление хлеба и хлебопродуктов составило 249,1 кг, картофеля — 97,1 кг, мяса — 15,8 кг. Однако следует признать, что это произошло в решающей степени за счет личного хозяйства кол­хозников, которым с 1933 г. начали продавать скот на откорм. По­этому в 1936 г. валовая продукция животноводства, произведен­ная в подсобных хозяйствах, по сравнению с предыдущим годом возросла почти в два раза, или на 744 тыс. т, в то время как в кол­хозах — на 60%, или на 193,9 тыс. т. Весьма показателен факт неуклонного роста государственных заготовок в виде обязатель­ных поставок, натуроплаты за работу МТС, государственных за­купок. Темпы роста заготовок постоянно превышали темпы рос­та валовой продукции. Более того, например, если среднегодовой сбор зерновых в 1933—1937 гг. (72,9 млн т) уменьшился по срав­нению с первой пятилеткой (73,6 млн т), то государственные за­готовки и закупки зерновых (в среднем за год) выросли в 1,5 раза.