Смекни!
smekni.com

Теории экономических циклов (стр. 5 из 8)

В 1987 г. молодой японский экономист Симанака Юдзи исследовал цикли­ческое развитие Японии с 1885 по 1984 гг. Он пришел к мнению, что за это время произошло девять 11-летних солнечных циклов, которые совпали с циклами Жуглара. Симанака считает также, что цикл Кузнеца равен двум солнечным циклам (22 года), цикл Кондратьева — пяти солнечным циклам (55 лет).

Теория Троцкого и современных «неомарксистов». В 1921 г. независимо от Кондратьева Л. Троцкий выдвинул собственную теорию длинных волн. Он считал, что длинные волны являются историческими периодами ускорения и за­медления развития капитализма, и выделил 5 разновременных периодов: с 1781 по 1921 гг., причем длинные волны якобы не имманентны экономической систе­ме, а вызываются экзогенными нецикличными факторами: обострением и ос­лаблением классовой борьбы. Среди современных экономистов, последователей Л. Троцкого, можно отметить Э. Мандела, автора монографии «Длинные вол­ны капиталистического развития» (1980г.).

Чисто монетарная теория Чисто монетарное объяснение цикла наиболее полно изложено в работах анг­лийского экономиста начала XX в. Р. Хоутри. Для него цикл есть «чисто денеж­ное явление» в том смысле, что изменение денежного потока является единствен­ной и достаточной причиной изменения экономической активности, чередования процветания и депрессии, оживления и вялой торговли. Когда спрос на товары, выраженный в деньгах (или денежный поток), увеличивается, торговля становится оживленной, производство расширяется, цены растут. Когда спрос уменьшается, торговля ослабевает, производство сокращается, цены падают. Де­нежный поток, т. е. спрос на товары, выраженный в деньгах, непосредственно определяется «потребительскими затратами», т. е. расходами за счет дохода.

Неденежные факторы, такие как землетрясения, войны, забастовки, неуро­жаи и т. д., могут вызвать общее обнищание, другие, как, например, изменение урожайности, чрезмерное развитие определенных отраслей, могут вызвать час­тичную депрессию в отдельных отраслях промышленности. Но общая депрессия в смысле фазы цикла, то есть такое положение, при котором неиспользованные ресурсы и безработица имеют всеобщий характер, не может быть вызвана неде­нежными факторами или событиями, за исключением тех случаев, когда они приводят к падению потребительских издержек, т. е. к уменьшению денежного потока.

Согласно чисто монетарной теории, цикл есть не что иное, как точная копия в небольшом масштабе прямой денежной инфляции и дефляции. Депрессия вы­зывается падением потребительских издержек из-за сокращения суммы средств обращения и усиливается падением скорости обращения денег. С другой сторо­ны, во время фазы процветания преобладают инфляционные процессы. Если бы денежный поток можно было стабилизировать, то колебания экономической активности исчезли бы. Но этого не происходит, так как денежной системе при­суща неустойчивость.

Теория перенакопления Центральное место в теории перенакопления занимает вопрос о чрезмерном развитии отраслей, изготовляющих товары производственного назначения, по отношению к отраслям, производящим потребительские товары: отрасли, изго­товляющие товары производственного назначения, подвержены воздействию экономического цикла гораздо сильнее, чем отрасли, производящие потреби­тельские товары повседневного спроса. Во время повышательной фазы цикла выпуск товаров производственного назначения растет, а во время понижатель­ной фазы цикла сокращается гораздо более резко, чем производство товаров кратковременного пользования.

Согласно воззрениям теоретиков перенакопления, описанное явление пред­ставляет собой симптом серьезной диспропорции, возникающей во время фазы подъема. Отрасли, производящие капитальные товары, получают (относитель­но) чрезмерное развитие. Таким образом, именно реальная диспропорция в структуре производства, а не просто нехватка денег является причиной кризиса.

Теория недопотребления Родоначальником теории недопотребления является швейцарский экономист Ж. Сисмонди (1773—-1842 гг.). Существует множество разновидностей этой тео­рии, наиболее обоснованная из них применяет термин «недопотребление» в зна­чении «чрезмерных сбережений». Депрессии вызываются тем обстоятельством, что слишком большая часть текущего дохода сберегается и слишком незначи­тельная его часть расходуется на потребительские товары. Именно доброволь­ные сбережения, совершаемые отдельными лицами и компаниями, нарушают равновесие между производством и реализацией.

Причина чрезмерных сбережений заключается в неравномерном распределе­нии дохода. Подавляющая часть сбережений приходится преимущественно на тех, кто получает крупный доход. Если бы можно было повысить уровень зара­ботной платы и одновременно перераспределить национальный доход, то доля сбережений не была бы угрожающе большой.

Марксистская теория цикла

Марксисты считают, что формальная, или абстрактная, возможность цик­личности (при капитализме) заложена уже в простом товарном производстве и вытекает из функций денег как средства обращения и средства платежа при раз­рыве актов купли-продажи. Однако эта возможность превращается в реальную действительность лишь на определенном этапе развития капитализма — в ма­шинный период.

Экономические кризисы порождает так называемое основное противоречие капитализма — противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим способом присвоения результатов этого производ­ства. По мере накопления капитала, роста производительных сил происходит все большее обобществление производства: концентрация и централизация ка­питала, возникновение индустриальных центров, крупных капиталистических предприятий. Углубляется общественное разделение труда, расширяются эконо­мические связи, внешние и внутренние. Продукты становятся результатом труда многих миллионов работников. Но присвоение этих продуктов остается частно­капиталистическим.

Специфическим проявлением капиталистического кризиса в теории марксиз­ма являются аграрные кризисы. Они имеют ту же общую причину своего воз­никновения: основное противоречие капитализма, но отличаются некоторыми особенностями, которые сводятся к:

монополии на землю как объект хозяйства;

специфическому ценообразованию в аграрном секторе;

влиянию природного фактора;

отставанию уровня развития сельского хозяйства от промышленности.

В связи с этим аграрные кризисы носят непериодический, затяжной, длительный характер. Марксисты выделяли три крупнейших аграрных кризиса: 1875-1896 гг., 1920-1936 гг., 1948-1965 гг.

Примечательно, что в 70-80-е годы XX века эта проблема (применительно к развитым капиталистическим странам) уже почти не рассматривалась.

Психологические теории цикла В развитии психологических теорий можно выделить три направления.

Первое направление, возникшее на рубеже XIX—XX вв. (к нему относятся концепции У. Джевонса и В. Парето), отводит главную роль в возникновении циклических колебаний спекулятивным мотивам в операциях предпринимате­лей на товарных рынках и фондовой бирже, т. е. мотивам, связанным с ожидани­ями дальнейшего роста цен и курса ценных бумаг. В этом случае начальный им­пульс буму дает стихийно возникшее оптимистическое настроение, быстро распространяющееся среди всех предпринимателей по каналам социально-пси­хологического воздействия (главную роль играет следование примеру других). Спекулятивное раздувание спроса, опирающееся на широкое использование банковского кредита, ведет к необоснованному увеличению производства, от­клоняющему экономику от равновесной траектории.

Конец бума наступает в результате повышения ссудного процента и наме­тившегося перелома тенденции роста цен, кризис оказывается результатом па­ники, развертывающейся цепной реакции банкротств. Разрушительный кризис приводит к затяжной депрессии, из которой экономику может вывести снижение процента в сочетании с возрождением оптимизма, которое связано, в частности, с появлением «нового поколения» предпринимателей. Второе направление психологической теории цикла, возникшее в 20-ЗОте годы XX в., связано главным образом с теорией А. Пигу и отчасти Дж. М. Кейнса. Основную причину авторы данной концепции искали в специфике произ­водственных капиталовложений, осуществляемых в условиях распыленности производителей и связанных с ней «несовершенством» рыночной информации. Главными факторами, определяющими поведение предпринимателей в цикле в данном случае, являются уровень ожидаемого дохода от новых капиталовложе­ний и соотношение фактической и ожидаемой величины дохода.

У А. Пигу уровень дохода, превышающий ожидавшуюся ранее величину, по­рождает среди предпринимателей оптимизм и улучшает оценки ожидаемого до­хода на будущий период, что, в свою очередь, ведет к расширению производства и инвестиций. Однако поскольку предприниматели лишены информации о планах конкурентов, предложение товаров в определенный момент неизбежно превысит спрос и фактический доход начнет отставать от ожидаемого (величина которого определяется без поправки на конкуренцию), т. е. выявится так называемая «ошибка оптимизма». Осознание этой ситуации ведет к сокращению производ­ства и инвестиций, которое усугубляется кризисом доверия к кредитной сфере.