Смекни!
smekni.com

Философские основы хозяйства и экономики (стр. 1 из 3)

Содержание

1. Философия экономики и современность

2. Философские основы хозяйства, экономики

Литература


1. Философия экономики и современность

Социальные философы отмечают, что современное западное общество характеризуется высшим проявлением экономизма. По мере развития капитализма (постиндустриализма) ценности и традиции, не сопрягающиеся с выгодой и эффективностью, теряют свое значение. Нынешнее состояние, новый этап развития капиталистических отношений, отличается еще большим воздействием рынка с его куплей-продажей, выгодой, прибылью. Считается, что к началу XXI в. в наиболее развитых странах Запада сформировалось глобальное экономическое общество, а также соответствующий ему тип человека – homoeconomicus. Доминирующей формой жизни становится социально организованный эгоизм. В результате духовность вытесняется на обочину, на периферию жизни, в филантропию. Духовные ценности (совесть, долг, любовь, патриотизм) утрачивают свою роль, они попросту девальвируются.

Экономизм с его холодным расчетом, рациональностью, уничтожает саму почву духовности. Бездуховность экономического западного общества – это не отклонение или какая-то ущербность в организации и структуре. Бездуховность вытекает из его сути как выражение эгоистически-потребительского отношения к миру. Здесь не очень ценится забота о судьбе природы, человек превращается в безличное существо, потребителя, технократа, эффективного дельца для товарно-денежного производства.

Новый этап в развитии западного общества характеризуется тем, что расчет, купля-продажа из сферы материального производства и потребления проникли в иные области жизни. Все это говорит о том, что на Западе происходит тотальная коммерциализация общества и сферы личной жизни людей. И в этом процессе огромная роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ) как одному из важнейших социальных институтов, оказывающих влияние почти на все области деятельности.

Обращает на себя внимание, что многие современные социал-демократы Запада отдают предпочтение экономике социальной справедливости и защищенности. Они провозгласили лозунг: «рыночная экономика, но не рыночное общество». В своих социальных программах они доказывают необходимость противостояния законам рынка, выступают против переноса всеобщей продажности на сферы образования, культуры, искусства, личных и межличностных отношений. Они ратуют за социальное регулирование рынка – установление пределов экономизма, за подчинение стремления к прибыли и потребительству более высоким идеям и идеалам.

Формирование глобальной технологической цивилизации связано с превращением техники и технологии в абсолютные ценности. Для успешного функционирования этой системы нужен не экономический человек, а человек «технологический». Он превращается в оператора на производстве, в носителя магнитной карточки в быту, которая от его имени представительствует в контактах с остальным миром. Отрицательная сторона подобного положения личности заключается в том, что здесь отсутствует гуманистическое качество живого общения, социальная солидарность и братство. Здесь сводится на нет значение духовного и личностного начала[1].

Следует отметить, что в современной философской литературе в теоретических рассуждениях о путях развития человеческого общества, о путях преодоления кризисных явлений, средствах изживания экономизма и технологизма принципиальное значение придается религиозному фактору. Многие социальные теоретики приходят к заключению, что только вера в Бога является базовым, фундаментальным условием существования культуры духовности. Современные конфликты, сложные геополитические отношения, разгул терроризма, угрозы человеческому существованию из-за накопления оружия массового уничтожения, экологические угрозы – все это может привести к антропологической катастрофе. В таких условиях надежды возлагаются на признание или постулирование сил и средств, которые выше нас, и подчинение им, независимо от того, являются они фактическими или возможными.

Рассмотрим каковы особенности философии экономики в современной России. Это вопрос, прежде всего, о путях и способах реформирования экономики. В научной и публицистической литературе высказывались и обсуждались различные подходы и точки зрения по этому поводу. В обобщенном виде можно отметить несколько позиций. Существует теоретически обоснованная версия о том, что экономическое развитие страны должно происходить на основе структурной перестройки и модернизации хозяйства. Подчеркивается, что уникальность России заключается в наличии сразу нескольких преимуществ: мощного научно-технологического и интеллектуального потенциала и богатейших природных ресурсов. Все эти преимущества должны быть увязаны в единую систему поддержки экономического роста.

Реализуется и иной сценарий развития модернизации экономики с преимущественным использованием принципов и механизмов рынка. Считается, что рынок обладает саморегулирующим свойством, что конкуренция и свобода предпринимательства, частной собственности раскрепощают хозяйственную инициативу людей, способствуют экономическому росту. Считается, что рыночные преобразования в нашей стране имеют свои особенности: роль государства, географические обстоятельства, менталитет граждан.

Высказываются и соображения об экономической модернизации как результате проведения государственной политики по перекрытию потока денег за рубеж, а также некоторые другие пути и способы реформирования нашей экономики. Здесь надо подчеркнуть, все эти пути и сценарии носят не столько сугубо экономический характер, сколько философско-онтологический смысл. Ибо речь идет о состоянии и перспективах развития нашего общества. Речь идет о бытии, благополучии населения России.

Известно, что экономика России переживает трудные времена. Издержки «шоковой терапии», неправедный передел собственности, рост коррупции привели к обнищанию многих слоев населения, к резкому социальному расслоению по уровню доходов. В этих условиях сложилась определенная система ценностей. Для большинства материально малообеспеченных россиян главным благом выступает возможность выжить, т.е. удовлетворить самые насущные потребности. И, разумеется, каждый надеется на улучшение собственного благополучия. Для этого имеются существенные основания. За последние годы происходят заметные сдвиги в экономическом развитии нашей страны, наблюдается некоторое улучшение жизненного уровня людей.

Социальная политика России была положительно оценена независимыми экспертами. Авторитетные ученые-экономисты аргументированно отмечают, что Россия практически преодолела многолетний кризис.

Для философии экономики принципиальное значение имеет анализ социальных предпочтений и жизненных ценностей российских граждан. При всех сохраняющихся экономических трудностях в условиях формирования товарно-денежных отношений складывается определенная иерархия ценностных ориентации. Нельзя не отметить, что для большинства социально активной части россиян, и в особенности для молодежи, характерны прагматические ценности – деньги, успешная карьера. Кроме материальных благ (денег) наибольшее значение среди социальных ценностей для россиян имеет семья, затем следует хорошо оплачиваемая работа, друзья, свободное время, религия. Следует отметить, что в российском массовом сознании постепенно утверждаются ценности рыночный экономики.

Как показывают социологические опросы, ценности политической сферы жизни для россиян находятся на достаточно низком уровне. С одной стороны, они высоко ставят такие демократические ценности, как свобода слова, возможность свободно выбирать руководство страны, но с другой, – возникает определенное разочарование в демократической модели устройства общества. Среди россиян нет четкого представления о нынешней политической ориентации власти.

В последнее время среди россиян усиливаются тенденции к предпочтению экономических ценностей. Многие аналитики отмечают, что имеются определенные признаки примитивности и прагматичности основных жизненных устремлений постсоветского человека. Подобная ситуация в общественном сознании современного российского общества имеет свои причины.

В специальной литературе в общих чертах выявлены три основные детерминации. Во-первых, считается, что эгоистически-материалистические устремления людей имеют глубокие корни в их противоречивой биолого-социальной сущности. Во-вторых, происхождение тенденций расширения своекорыстных интересов связано с кризисным состоянием нашего общества. В современных условиях в России установка на развитие товарно-денежных отношений, форсирование рынка, превращение принципов либерализма в основу хозяйственной политики приводят, в конечном счете, к активизации экономизма и других малопочтенных привычек и пороков. И уж конечно, не к расцвету духовности, больше того, увеличивается нарастание элементов кризиса нравственности.

Следует также отметить еще одну существенную причину. Речь идет о роли СМИ. За последние годы телевидение, кино, а также детективно-развлекательная литература формируют массовое сознание и психику россиян в духе западных нравственных стандартов. Таким образом, допускается грубейшая ошибка – нельзя навязывать людям неприемлемые, чуждые им идеалы. Известно, что массовое сознание по своей природе иррационально, его нельзя сводить к экономической практике.

Сейчас многие ученые и практики не без основания утверждают, что нормальное развитие экономики в нашей стране требует духовно – нравственных устоев. И для начала следует выяснить содержание понятия «духовность». В философской литературе духовность определяется как целостность ума, рациональности, с одной стороны, и нравов, чувств, – с другой. Специалисты отмечают, что в современных условиях происходит распад духовности. Причем этот кризисный процесс проявляется в результате экспансии принципов рациональности, распространения императивов информационности. Происходит как бы вытеснение «второй половины» духовности. Ум, знания, наука занимают лидирующее место в обществе, а вот чувственно-эмоциональный компонент, способность людей к сопереживанию, к добру явно отстает. Наблюдается так называемое обездушивание мира и отдельных людей.