Смекни!
smekni.com

Характеристика неоинституционализма (стр. 2 из 2)

А о каких подходах идет речь? В ряде концепций предметом изучения выступает институциональная среда, т. е. фундаментальные политические, социальные и юридические правила, в рамках которых протекают процессы производства и обмена, то есть теория общественного выбора и теория прав собственности. Другая группа концепций занята изучением организационных форм. Взаимодействию «принципал-агент» посвящена теория агентских отношений. Одна ее версия, известная как теория механизмов стимулирования, исследует, какие организационные схемы обеспечивают оптимальное распределение риска между принципалом и агентом. Другая, так называемая «позитивная» теория агентских отношений, обращена к проблеме «отделения собственности от контроля». Среди ее ведущих представителей — Уильям Меклинг, Майкл Дженсен, Юджин Фама. Трансакционный подход к изучению экономических организаций опирается на идеи Коуза. В отличие от теории агентских отношений акцент делается не на стадии заключения, а на стадии исполнения контрактов. В одном из ответвлений этого подхода главной объясняющей категорией выступают издержки измерения количества и качества товаров и услуг, передаваемых в сделке.

Я полагаю, что вывод становиться очевидным. Несмотря на то, что неоинституционализм долго оставался на периферии экономической науки и лишь с середины 1970-х годов стал осознаваться как особое течение экономической мысли, отличное как от неоклассической ортодоксии и постепенно подтвердил перспективность выдвинутой им исследовательской программы, став одним из наиболее бурно развивающихся направлений современной экономической мысли. Все же следует помнить, что он появился из-за несостоятельности и каких-то недостатков в неоклассической теории и «старом» институционализме. Думаю, не стоит перечислять различия между ними, они и так достаточно подробно описаны выше. Основной вывод следующий - с одной стороны неоинституционализм существенно расширил поле экономических исследований, распространив принципы микроэкономического анализа, выработанные неоклассической теорией, на многие социальные явления, которые традиционно считались лежащими вне сферы ее компетенции, с другой же, многие ведущие теоретики неоинституционализма расценивают его как конкурирующую теоретическую систему, несовместимую с неоклассической и старым «институционализмом», так, например, считали Коуз, Уильямсон и многие другие авторы. Так одной из главных тем данной работы я рассматривала различие неоинституционализма и так называемого «старого» институционализма. И у меня, напрашивается вопрос, может немного сумасшедший, что значит приставка нео во многих словах? С одной стороны, это значит что-то более усовершенствованное, новое, но с другой же, в корни другое - с другими принципами, нормами, концепциями, подходами. Наглядный пример - неоинституционализм и институционализм. В истории существует достаточно много примеров, возьмем, к примеру, классицизм и неоклассицизм. С одной стороны неоклассицизм действительно что-то заимствует из классицизма, с другой же стороны представители неоклассицизма отвергают многие характерные черты классицизма, даже критикуя и заменяя их чем-то новым. Тогда у меня возникает вопрос, зачем совершенно разным направлениям в искусстве, кино, театре, науке, экономике приписывает к словам приставку «нео», если имеют в виду что-то совершенно новое? Ведь предполагая, что радио появилось первым, а телевизор потом, мы же не говорим «неорадио», как бы смешно это не звучало, но телевизор, по сути, отличается только наличием экрана, а функции практически те же.

Итак, я рассмотрю классицизм и неоклассицизм в контексте архитектуры. Классицизм - стиль в архитектуре XVIII — первой половине XIX вв., одной из важнейших черт, которого явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону. Наиболее характерным элементом классицистической постройки является портик, увенчанный фронтоном или аттиком и эффектно выделяющий центральную часть здания; нижний ярус часто бывает обработан рустом, в верхних ярусах преобладают гладкие плоскости стен. Часто встречающимся мотивом церковных построек становится венчающая храм купольная ротонда. Произведения мастеров классицизма во многом предопределили масштаб и характер застройки Москвы. К выдающимся образцам московского классицизма относятся усадьба Барышникова, усадьба Баташева, Воспитательный дом, дом Демидова, Кригскомиссариат, дом Пашкова, церковь Филиппа Митрополита и др. Неоклассицизм был призван временем, чтобы настроить культуру в России на традиционное воспроизводство вечных ценностей в противовес бурному развитию авангардных течений в начале ХХ века. Этот стиль сочетал в себе настроения, обращенные и к лирическим переживаниям личности, и к представлениям о величии исторической судьбы российского государства. В отличие от классицизма, неоклассицизм, основываясь на тех же традициях античности, был более демократичен - многочисленные доходные дома, банки, торговые фирмы, вокзалы, больницы, музеи были сооружены зодчими неоклассицизма в Москве и Петербурге в 1900-1910-м годах. Подчеркнутым эстетизмом отличались планировка и отделка интерьеров, для которых создавались мебель, декоративные панели, росписи и другие элементы внутреннего убранства. В зданиях неоклассицизма явственно присутствуют черты Модерна, что не позволяет спутать их с дворцами и особняками классицизма ХVIII века, и хотя в них нет романтизма, хочется снова и снова всматриваться в благородные линии и столь разнообразные контуры этих памятников архитектуры, напоминающих нам о бурном развитии капитализма в России начала прошлого века. Московский неоклассицизм имеет различные проявления. Особняки проникнуты поэтическим духом московского ампира (особняк Шехтеля на Большой Садовой улице). Общественные сооружения более монументальны и представительны, в них использованы новейшие для своего времени планировочные и конструктивные решения: Киевский вокзал, архитекторы И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский; «Деловой двор» (на современной Славянской площади), архитектор И.С. Кузнецов; Аудиторный корпус Высших женских курсов на Малой Пироговской улице, архитектор С.У. Соловьёв. Некоторые сооружения органично сочетают элементы неоклассицизма и модерна, что особенно характерно для работ И.А. Иванова-Шица (здание Купеческого клуба на Малой Дмитровке). Другим образцом служила архитектура Ренессанса (торговый дом Товарищества «Треугольник» на Маросейке, архитектор М.С. Лялевич). Для этой ветви неоклассицизма характерны мощь, парадность и монументальность, что впоследствии, уже в 1930—40-х гг., стало одним из основных направлений развития отечественного зодчества (постройки В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, Л.В. Руднева, И.В. Жолтовского, А.Г. Мордвинова и др.).

Можно сказать, что классицизм и неоклассицизм объединяет рационализм архитектурных решений, упорядоченность форм, обращение к ордерной системе декора. Хотя эти черты тоже можно объяснить ко многим направлениям в искусстве. Классицизм вообще первоначально представлял собой совершенно отдельное, единственное в своем предназначении направление, когда неоклассицизм основывался на классических традициях искусства античности, возрождения и классицизма.


Список использованной литературы

1. Капелюшников Р.И. «Неоинституционализм».

2. Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. http://www.strana-oz.ru/?numid=21&article=980#prsfrm