Смекни!
smekni.com

Причины, закономерности и формы возникновения государства и права (стр. 5 из 5)

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой пси­хики потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости оп­ределенных вариантов действия и отношений и пр.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних усло­вий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева п. других, т е. в XVII—XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось раз­ными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т. п.).

В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полу­ченных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечес­тва права одних людей входят в противоречие с правами других, наруша­ется порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, доб­ровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выра­жение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определен­ными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых ос­новывается на согласии управляемых».

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изме­нение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это нашло свое отражение и в Декларации независимости США.

Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед зако­ном, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих ре­альность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при на­личии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необ­ходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Историко – материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко за­бывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естествен­ного развития первобытного общества, развития прежде всего экономи­ческого, которое не только обеспечивает материальные условия возник­новения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и ус­ловия возникновения государства и права.

Историко – материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход состоит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительность и распределительная сферы, его ²общие дела². Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Нужно отметить, что именно историко – материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

Заключение.

Таким образом, говоря о неразрывной связи государства и права можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально – классовая роль в обществе государства, такой будет и роль права.

Следует отметить также, что государство и право не только зависимы друг от друга, но в тоже время они сохраняют определенную самостоятельность. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления обязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Независимо от типа, формы или просто привходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает как регулятор общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.

Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в любом обществе и государстве выполняет также роль воспитательную, которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное значение.

Воспитательная роль права проявляется в том, что оно призвано развивать в людях важнейшие добродетели: чувство справедливости, добра, правды, гуманности.

Литература.

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для вузов. 3-е издание. М.: Юридическая литература. 1999.

2. Вишневский П. Ф. и др. Общая теория государства и права. Мн.: Тесей, 1999.

3. Дмитрук В. Н. Теория государства и права. Мн.: Амолфея, 1998.

4. История государства и права. Словарь – справочник. М.: Юридическая литература, 1997.

5. Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. Санкт – Петербург: специальная литература, 1996.

6. Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.

7. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. Санкт – Петербург: Лань, 1998.

8. Команина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999.

9. Черниловский З. Н. Всеобщее история государства и права. М.: Юристъ, 1996.

10. Котов К. С. Основы права. М.: Юридическая литература, 1998.

11. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политическая литература, 1989.

12. Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебное пособие для вузов. М.: Юридическая литература, 1985.

13. Марченко М. Н. теория государства и права. Курс оукций. 2-ое изд. – М.: Зерцало, 1996.

14. Бородич В. Введение в правоведение. //Основы государства и права. – 2000 №5. с.29-44.

15. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в вузы. //Основы государства и права. –2001 №1 с. 14-33.

16. Ягоферов Д. Общая характеристика возникновения и развития научных взглядов на государство и право. // Основы государства и права. 2001 №1-2 с.21-24.


1 Теория государства и права: Часть 1 Теория государства. – М.: Юристъ, 1995, с.23.