Смекни!
smekni.com

Развитие Японии в 50е – 90е годы (стр. 4 из 12)

Избыточные мощности либо не работают из-за недостатка спроса, либо вообще не могут быть эффективно использованы при данном уровне издержек. Автомобильная промышленность может выпускать 13,4 млн. легковых машин в год, но в 1999г она выпустила всего 8,1 млн. Черная металлургия располагает мощностями для выплавки 150 млн. т. стали в год, но реально было выплавлено только 94 млн. Инвестиции идут главным образом на замену устаревшего оборудования. Растут вложения информационные технологии: производство полупроводниковых устройств, жидкокристаллических дисплеев для компьютеров, средств мобильной связи, телевизоров, способных принимать передачи в цифровом формате и прочее. Расходы на информационные технологии составляют 15-20% капиталовложений. Это примерно половина соответствующей цифры для США.

На фоне вялой экономической динамики особенно заметны события, показывающие что в экономической системе Японии началась эпоха глубоких перемен. Крупные компании отказываются от системы «пожизненного найма». Этот тип трудового контракта больше не по карману многим работодателям. Но кроме прекращения неформальной практики «пожизненного найма» требуется реформа пенсионной системы. И крупные корпорации планируют изменить свои пенсионные системы. Многие компании присматриваются к варианту частных пенсионных фондов с фиксированными взносами, которые выплачивают не только накопленную пенсию, но и прибыли от вложения фондов в ценные бумаги. Правительство и Федерация экономических организаций поддерживают эту инициативу, но соответствующий закон ещё не принят.

В 1999г. вступил в силу принятый в декабре 1998г. закон о реформе финансовой системы, получившей в политическом обиходе страны название «Большого взрыва» (“Big Bang”). «Большой взрыв» представляет собой пакетный пересмотр законов о банках, о сделках с ценными бумагами и биржах и о страховом деле. По масштабам единовременной либерализации финансовых операций эта реформа не имеет прецедента ни в одной стране мира. «Большой взрыв» положил начало крупномасштабной реорганизации финансового сектора. Карта банковской системы Японии радикально меняется. В марте 1999г. государство затратило на рекапитализацию банков 7450 млрд. иен, а с учетом предыдущих «вливаний» банковская система уже получила 9,5 трлн. иен. Весной 2001 г пополнение капиталов банков будет прекращено, так как у финансовых властей Японии есть опасение, что сидя на «игле» государственной поддержки, банки потеряют стимул к реструктурированию. В обмен на помощь банки обязались сократить 70 тыс. рабочих мест и закрыть 10% отделений. Банки считают, что смогут погасить долги правительству за 5-12 лет. Проводя санацию банковской системы, правительство формирует сообщество надежных банков. После «вливания» государственных средств доверие в мире к японским кредитным учреждениям начало восстанавливаться. Их акции пошли вверх, а за границей при заимствовании на межбанковских рынках с банков перестали взимать надбавку за риск.

На восстановление платежеспособности банков может уйти ещё год или два. Между тем ведущие банки Японии потеряли былое положение крупнейших в мире, и даже самый большой из них – «Токио – Мицубиси» - уже не принадлежит к числу гигантов международного класса. Готовясь к новым условиям международной конкуренции, ведущие банки Японии начали реорганизацию, используя форму финансового холдинга, что стало возможно после отмены в конце 1997 г. статьи антимонопольного закона «запрещавшей» это форму. Если в 1998г. в Японии было девять «городских» коммерческих банков, то к 2002г их может остаться четыре или пять. Слияния банков будут иметь далеко идущие последствия как для финансовых рынков, так и для корпоративной Японии в широком плане. Банковские группы будут универсальными финансовыми посредниками. Они будут предлагать все виды услуг у них будут огромные филиальные сети.

Япония включилась в мировую гонку в области информационных технологий. Акции компаний, связанных с ними, растут очень быстро, и не в последнюю очередь благодаря активности иностранных инвесторов, которые поверили в том, что именно в Японии можно будет делать долгосрочные вложения в эти технологии.

«Разработчик «большого взрыва» в свое время очень хотели, чтобы после решения проблем «плохих долгов», к 2001г. Токийская фондовая биржа стала международным финансовым рынком, сравнимым с рынками Нью-Йорка и Лондона. Но на деле Токийская фондовая биржа в качестве торговой площадки теряет популярность как в мире, так и в Японии. Токийская биржа готова реформироваться: она собирается признать за иностранными компаниями право подавать отчеты на английском языке, намеревается наладить сотрудничество с другими азиатскими биржами для кросс-регистраций акций, создала новый рынок для венчурных компаний. Последний открылся в ноябре 1999г. под названием «Mothers”. Это первый в Японии рынок для прямого финансирования легких или средних предприятий.

В связи с переходом корпораций к прямому финансированию появляются новые для этой страны учреждения – инвестиционные банки. Промышленный банк Японии – единственный банк долгосрочного кредита, избежавший банкротства, превращается в именно такой банк. Располагая обширной корпоративной клиентурой, он рассчитывает на спрос на услуги по размещению новых выпусков ценных бумаг и по проведению слияний и поглощений. Ему предстоит отвоёвывать рынок у иностранных инвестиционных банков.

Карта фондового рынка Японии меняется так же стремительно и радикально, как и карта банковской системы. События ещё не вышли из организационной стадии, но уже изменяют весь облик делового мира Японии. Компании получают самый широкий выбор каналов и способов финансирования. Это своего рода «тектонический сдвиг», который начинает формировать структуру предпринимательского сектора.

Особенности японской долговой экономики состоят в том, что дефицит частных финансовых учреждений покрывается только внутренним государственным долгом, без внешних заимствований. Облигации государственного долга покупают коммерческие банки и Бюро доверительных фондов, подчиненное министерству финансов и управляющее государственной пенсионной системой и вкладами граждан в почтовые страховые и сберегательные кассы.

В 1999 г. было принято не два, как обычно, а три бюджета: основной, и два дополнительных, составленных под программу «политики экономического возрождения». В них было заложено снижение налогов на 9 трлн. иен, расходы на санацию банковской системы, программа государственных гарантий кредитов малому бизнесу на сумму в 10 трлн. иен спасла не мало мелких предприятий от разорения, и, как обычно инвестиции в «общественные работы». Это традиционные объекты: водоохранные сооружения, дороги, порты и аэропорты, площадки под жилую застройку, канализация и оросительные системы для сельского хозяйства.

Экономическая политика государства стала более определенной. В 1999г. оно решало антикризисные проблемы и занималось выработкой среднесрочной стратегии. Она была принята в ноябре 1999г. в виде документа озаглавленного «принципы политики экономического возрождения». Во взятой на вооружение 28 янв. 2000г. годовой экономической программе, развивающей положение среднесрочной экономической стратегии, ставится цель добиться в 2000 фин. г. прироста ВВП на 1% на основе спроса на внутреннем рынке.

Кризис 90-х г.г., как всякое серьезное потрясение поставил Японию перед выбором стратегии развития. XXI в. начинается как век глобализации – свободного движения людей, товаров, денег и потоков информации через национальные границы. В экономике образовании, науке вырабатываются универсальные стандарты и правила. Национальные стандарты проходят проверку на эффективность и совместимость. Это значит, что во всех сферах социальной жизни – в правительстве, компаниях, университетах и т.д. – нужны новые правила раскрытия информации, её оценки, выбора и принятия решений.

Испытывая хронический избыток денежных средств на внутреннем рынке Япония пошла на беспрецедентное дерегулирование финансовой системы. Революция в области финансовых услуг лишает всякого смысла долговременные связи компаний с банками, поставщиками и покупателями в расчете на стабильность и взаимную помощь в трудных ситуациях. Повышается роль капиталистов и менеджеров предпринимательского склада, развивается венчурный бизнес. Отношения между предприятиями и работниками целиком переходят на базу рыночных контрактов.

В новой экономической системе не остается места государству, указывающему частному предпринимательству направления развития. За государством остается только установление общих правил игры и координация конфликтующих интересов. Такова идеология, осмысливающая то направление изменений в экономическом укладе Японии, которым был дан старт на исходе кризиса 80-х г.г. Они указывают на то, что глобализация экономики стирает старые черты национальной хозяйственной системы, и заменяют прежнюю японскую модель на новую – более открытую и гибкую.

2. Политическая система.

Государственным стрем в Японии является конституционная монархия.В состав страны входит 47 префектур. Столицей с 1867 года – Токио. Глава государства- император(император Акихито правит страной с 7 января 1989 г.). Реальная исполнительная власть находится в руках премьер-министра(Коидзуми Дзюнъитиро), возглавляющего Кабинет Министров. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты советников(верхняя палата) и Палаты представителей(нижняя палата). Наиболее влиятельные политические порти: Либерально-демократическая партия(ЛДП), Социал-демократическая партия Японии(СДПЯ), Партия обновления, Новая партия Японии, Коммунистическая партия Японии, Партия демократического социализма(ПДС).