Смекни!
smekni.com

Экономические интересы, цели и средства (стр. 2 из 4)

Во-первых, потребность - более широкое понятие, поскольку она является общей категорией для органической и социальной форм движения материи, выражает свойства и животного мира, и общества. Понятие «интереса» же применимо только к характеристике общественной жизни.

Во-вторых, эти понятия «нацелены» на разные объекты, «...потребность, - считает А.Г. Здравомыслов, - ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, интерес же направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей». Интересы отражают не только потребности, как порождение природного мира, но и социальную сторону условий жизни, они связаны с экономическими отношениями.

В-третьих, потребность и интерес играют функционально различные роли: потребность выступает как фактор развития производства, а интерес - как фактор развития самого общества. В частности, «интерес» направлен на рост эффективности, на оптимальное соотношение затрат и прибыли, а в потребности такой направленности нет. «Интерес» играет социальную роль, фокусируя возможности разрешения противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными условиями их реализации, в частности за счет соизмерения затрат и результатов.

Другие ученные видят различие этих категорий в следующем: категория «интерес» - это потребность на уровне общества (общественно определенные потребности), в то время как категория «потребность» может быть охарактеризована и вне этих отношений. Хотя необходимость в удовлетворении потребностей и вытекает из природы человеческого существа, и значительная часть потребностей имеет физиологическую природу, тем не менее их удовлетворение происходит через процесс производства и производственные отношения и, следовательно, природа этих потребностей – социально-экономическая.

В то же время широко признается точка зрения о взаимосвязи экономических интересов и потребностей как на объективно существующей формы отношений, возникающих в процессе деятельности различных субъектов этих отношений.

Известно, что человек и общество действуют для удовлет­ворения тех или иных потребностей, исходя из своих экономических интересов. Интересы же являются импульсом развития производства. Экономические интересы непрерывно выступают перед производством как идеальный образ необходимых людям средств производства, предметов потребления, услуг, как «социальный заказ» производству. Процесс производства является основным этапом удовлетворения экономических потребностей, - процессом, порождающим новые интересы, ведущие к новым потребностям.

Уже много тысяч лет назад, со времен появления человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. В современное время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем настолько актуальны, что от них зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и малого бизнеса.

Стоит повториться и отметить, что эко­номические потребности — это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распреде­ление, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудов­летворенными запросами людей, создавая предпосылки новых интересов, с каждым витком усложняя систему экономических интересов. Что касается производства, то оно прямо влияет на потребности сразу на нескольких уровнях.

Оно создает конкретные блага и тем самым обеспечивает удовлетворение определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. В свою очередь ускорение научно-технического прогресса глобально обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Потребности, будучи порождением производства, подобно «джину, выпущенному из бутылки», возрастают, усложняются (в обществе действует закон возвышающейся потребности), вступают в противоречие с производством и требуют дальнейшего его развития, а дальнейшее развитие производства порождает все новые и новые потребности, которые вновь вступают в противоречие с производством, и так бесконечно.

Производство во многом влияет на способы при­менения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. В свою очередь, экономические потребности оказывают об­ратное воздействие на производство.

Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятель­ности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют про­изводство.

В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности — от низшей ступени ко все более высоким ступеням, что опять же усложняет систему экономических интересов и отношений общества.


3. Экономические интересы и отношения собственности

Наиболее точное определение рассматриваемой категории дает А. Генкин: «Интерес мы определяем как реальный, обусловленный отношениями собственности, принципом экономической выгоды мотив и стимул социальных действий по удовлетворению динамичных систем индивидуальных потребностей»

В контексте приведенного определения интереса вернемся к марксистскому подходу к категории интересов. В качестве основных носителей экономического интереса основоположники марксизма рассматривали собственника средств производства и непосредственного производителя материальных благ. Отдавая приоритет производству и потреблению, К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули, как следствие, теорию классовой борьбы в качестве основы развития общества. Подразделяя интересы на общественные, классовые, индивидуальные, марксизм через призму классовой борьбы видел путь к слиянию этих интересов в единый. Ошибочность данного подхода подтверждает весь опыт исторического развития, а сам подобный подход фактически отрицает возможность социальной гармонизации в обществе.

Интерес по своей сути должен учитывать все свойства субъектов экономической деятельности – свойства покупателя, продавца, производителя, собственника. «Главный интерес общества – квинтэссенция реальных личных интересов, объективно ведущих к его прогрессу и социально-экономической гармонизации». [Эта мысль, высказанная А. Генкиным, достаточно емко охватывает те направления дискуссии о новой парадигме экономической теории, которые в настоящее время широко обсуждаются учеными-экономистами. Практически все участники этой широкой дискуссии признают, что ответы на вопросы о развитии общества нельзя найти в ранее созданных теориях. В реальной действительности происходят изменения такого масштаба и такой глубины, что их познание выходит за рамки возможностей прежних теорий. Следствием этого положения является некоторое смещение сути предмета экономической теории. Ряд экономистов, например С. Карапетян, предлагает рассматривать в качестве фундаментального положения экономической теории следующее: «… человек – исходный пункт и конечный результат общественного производства». Нельзя не согласиться с некоторыми положениями, выдвигаемыми упомянутым автором, однако столь крайнее смещение в сторону абсолютизации роли человека, на наш взгляд, неправомерно.

Выделение из сложной и взаимосвязанной системы общественного производства человека и отнесение самого общественного производства на второй план разрушает саму систему. Нельзя рассматривать человека вне системы общественного производства, без которой данный субъект может выступать лишь с точки зрения биологической сущности. Общественное производство без ключевой фигуры также утрачивает свою сущность. На наш взгляд, это два тесно связанных понятия, не существующих и не имеющих экономического смысла друг без друга. Это можно подтвердить словами лауреата Нобелевской премии К. Эрроу: «Участниками хозяйственного процесса являются фирмы, потребители, инвесторы и государства, которые в ходе этого процесса делают тот или иной выбор», это «... экономические агенты, так как всем им свойственно экономическое поведение».

Перечисленные участники хозяйственного процесса имеют по крайней мере одно общее свойство – они обладают правом собственности. Именно собственность предопределяет общественные условия экономического роста, развития экономических систем и их элементов. На наш взгляд, это положение является ключевым в системе экономических интересов. «Вопрос о собственности, – отмечает К. Маркс, – всегда был жизненным вопросом того или другого – в зависимости от ступени развития промышленности – класса». [Соглашаясь с этим тезисом К. Маркса в контексте первостепенности вопроса о собственности, следует отметить его чрезмерное смещение к классовому аспекту, тогда как четкое определение и закрепление прав собственности в конечном итоге повышают благосостояние каждого индивидуума и общества в целом.