Смекни!
smekni.com

Сталинградская и Курская битвы (стр. 4 из 4)

В контрнаступлении под Курском совершенствовались способы применения родов войск и авиации. В более крупных масштабах использовались танковые и механизированные войска плотность танков НПП по сравнению с контрнаступлением под Сталинградом повысилась и составила 15-20 танков и САУ на 1 км. фронта. Однако при прорыве сильной глубокоэшелонированной обороны противника такие плотности оказались недостаточными. Танковые и механизированные корпуса стали основным средством развития успеха общевойсковых армий, а танковые армии однородного состава - эшелоном развития успехов фронта. Применение их для завершения прорыва заранее подготовленной позиционной обороны было вынужденной мерой, зачастую приводила к значительным потерям танков к ослаблению танковых соединений и объединений, но в конкретных условиях обстановки себя оправдала. Впервые под Курском широко применялись самоходно-артиллерийские полки. Опыт показал, что они явились эффективным средством поддержки наступления танков и пехоты.

Имелись особенности и в применении артиллерии, значительно возросли на направлении главного удара плотности орудий и минометов, был ликвидирован разрыв между концом артподготовки и началом поддержки атаки, армейские артиллерийские группы по количеству корпусов первого эшелона стали делиться на подгруппы, в стрелковом полку наряду с группой поддержки пехоты создавалась группа для стрельбы прямой наводкой.

По количеству участвующих эта битва превышала самые знаменитые предыдущие сражения. В ходе ожесточенных боев советские войска разгромили 30 отборных дивизий противника, в том числе 7 танковых. Потери танковых войск противника составили 1300 танков.

Осуществлялось решительное массирование сил и средств, глубже эшелонировались боевые порядки войск, в армиях создавались эшелоны развития успеха в составе одного-двух танковых корпусов, наступление предусматривалось вести днем и ночью.

Например, при общей ширине полосы наступления 11-й гвардейской армии 36 км решительное массирование сил и средств было достигнуто на 14-километровом участке прорыва, что обеспечило рост оперативно-тактических плотностей. Средняя плотность артиллерии на участке прорыва армии достигала 185, а в 8-м гвардейском стрелковом корпусе - 232 орудий и минометов на 1 км фронта. Если полосы наступления дивизий в контрнаступлении под Сталинградом колебались в пределах 5 км, то в 8-м гвардейском стрелковом полку они были сужены до 2 км. Новым по сравнению с контрнаступлением под Сталинградом было и то, что боевой порядок стрелковых корпусов, дивизий, полков и батальонов строился, как правило в два, а иногда и в три эшелона. Это обеспечивало наращивание силы удара из глубины и своевременное развитие наметившегося успеха.

Особо отличился ст.лейтенант П.И.Шпетный, уроженец Брагинского района Гомельской области. В ходе боев на Курской дуге 12-13 июля 1943г. он лично из ПТР подбил несколько танков. Когда кончились патроны, со связкой противотанковых гранат бросился под вражеский танк и подорвал его. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Во время Курской битвы Воронежским фронтом командовал уроженец Белоруссии генерал В.Д.Соколовский. Отличились в боях с врагом соединения, которыми командовали белорусы: 12-й танковый корпус под командованием генерала М.И.Зиньковича, 380-я стрелковая дивизия под командованием генерала В.И.Урбановича и 399-я стрелковая дивизия полковника Д.В.Козакевича. Особо отличились летчики 2-й воздушной армии, которой командовал белорус генерал С.А.Красовский. Бесстрашно сражались в небе с врагом белорусские летчики офицеры Н.И.Ольховский, Н.К.Шутт, И.М.Ерашов, К.А.Шабан, С.А.Карнач и др.

Всего на Курской дуге звания Героя Советского Союза удостоено свыше 180 человек, из них около 20 белорусов.

Значение дружбы и антифашистской солидарности народов СССР было очень велико. Если бы не сплоченность, грандиозное мужество, героизм народов СССР, то Гитлеру удалось бы захватить весь мир. Например, когда войска СССР обороняли Курск, белорусские партизаны вели «рельсовую войну»( это массовый вывод из строя ж/д коммуникаций противника) на тер. БССР, что мешало, а в некоторых случаях срывало, поставки оружия и боеприпасов немецким войскам.

Сами собой приходят на ум тютчевские строки: “Умом Россию не понять…” Да, не понять… Особенно чужим умом, посторонним… Да и мало одного ума для этого: нужно еще и сердце… Любящее сердце!

А мне кажется, что одно я все-таки понял: если русские, озверев от неудач, наконец, упрутся- никакая сила не сдвинет их с этого места. Так было на поле Куликовом, на Бородинском поле… Так было в великую смуту 1611-12 гг. Так стало и на подступах к Москве в1941 г., в битве за Сталинград в 1942-43 г.

P.S.Мне очень жаль, что я не смог отобразить в полной мере весь объём своих знаний и найденного мной материала, т. к. по условию объём работы должен составлять 7.5 стр.