Смекни!
smekni.com

Сущность, содержание и форма права (стр. 2 из 6)

Теория естественного права Историческая школа права

(Локк, Руссо, Монтескье, Радищев) (Гуго, Савиньи, Пухта)

Кроме позитивного права, которое

создается государством, существуют

стоящие над ним естественные

неотъемлемые права, принадлежащие

человеку

от рождения

(право на жизнь, свободное развитие, труд

и т.п.)

Право - выражение духа народа,

народного правового убеждения,

формирующегося подобно языку,

постепенно, независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм

Реалистическая школа права Социологическая теория права

(Иеринг) (Эрлих, Муромцев, Паунд)

Право есть защищенный

государством интерес, оно ничто без

государственной

власти

Право - система правоотношений,

реальное поведение людей, регулируемое правом

Теория солидаризма Нормативистская теория

(Дюги) (Кельзен, Штаммер)

Объективное право составляют

правила социальной солидарности,

которым подчинено государство и граждане

Право - иерархия норм,

нормативный регулятор общественных отношений;

оно немыслимо без государства,

а государство немыслимо без права

Психологическая теория права Материалистическая (классовая)

(Мэрилл, Петражицкий) теория права (Маркс, Ленин)

Существует подлинное право,

которое представляет собой

психологические переживания

людей об их правах и обязанностях,

и официальное

право - совокупность норм

Право есть возведенная в закон

воля господствующего класса,

содержание которой определяется

материальными условиями

жизни общества

2. Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений:

а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера,

б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга - защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.

Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще”.

Действительно, мы уже убедились, что проблема право понимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.

Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключается его сущность? Известно, что сущность любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально - культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта:

то, что любое право - есть прежде всего регулятор (формальная сторона),

то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса),

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.[2]

В отечественной юридической литературе сущность и содержательные свойства права часто не различались. Кроме того, до недавнего времени считалось бесспорным, что право в диалектико-материалистическом понимании есть возведенная в закон воля господствующего класса, что экономически господствующий класс, помимо конституирования государства, придает своей общей воле, обусловленной данным способом производства и формой общения, всеобщее выражение в виде государственной воли, что внешнее выражение этой воли, преобразованной уже в государственную, и есть закон, право. Этот марксистский постулат, являясь логическим продолжением одностороннего и, следовательно, искаженного понимания происхождения, природы и назначения государства, превращал право в средство классового господства, в инструмент навязывания своей воли одним классом другим.

Сущность любого права заключается в тех его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития.

Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права, так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части.

Таковыми служат свойства права, показывающие:

а) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие,

б) чью организованную волю они выражают,

в) кем такая воля официально формируется,

г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.

Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм. Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, - воля, которая при определенных условиях превращается в государственную и возводится в ранг правовых норм, права.