Смекни!
smekni.com

Политика протекционизма у Фридриха Листа (стр. 2 из 2)

Германия и Франция отставали во времена Листа от Англии лет на двадцать. В условиях свободы торговли они отстали бы навсегда. Лист первый вносит в экономическую науку идею, что любое экономическое решение должно рассматриваться не только с точки зрения сегодняшней эффективности, но и с точки зрения его длительных и косвенных последствий. Свобода торговли может законсервировать сложившееся положение вещей - индустриальное лидерство одних и отсталость других.

Лист смело выступил со своей концепцией протекционизма против юнкерства. Он доказывал, что только протекционизм позволит преодолеть отсталость Германии, догнать и перегнать Англию. Именно благодаря протекционизму совершила свой скачок в конце XIX - начале XXв. Германия. Именно благодаря протекционизму сделала свой индустриальный рывок 1893 - 1913 г. Россия. Именно благодаря протекционизму свершила свое экономическое чудо и обогнала в конце весь мир Япония.

'Как определяющее отличие предлагаемой мной системы я утверждаю национальность, - говорит Лист. - Все мое творение основывается на натуре нации как опосредствующего звена между личностью и человечеством'. Итак, Лист - 'экономический националист'. Сразу надо оговориться, что такой национализм сильно отличается оттого, что имеют в виду под этим термином сегодня. Под нацией Лист подразумевает совокупность всех хозяйствующих субъектов, населяющих страну. Экономический национализм Листа объединяет нацию общими экономическими интересами, стирая надуманные биологические и культурные разделители. Для страны догоняющего развития экономический национализм - неизбежность.

Итак, Лист спорит не по существу теории Смита, а указывает на ограничения области ее применимости. Свобода торговли, минимум государственного вмешательства в экономику, монетарное регулирование - все это хорошо для уже вырвавшихся вперед. Лист, в противовес Рикардо создает свою теорию внешней торговли, которую он называет теорией 'производительных сил' в противовес 'теории меновых стоимостей'. Производительные силы в его понимании - все источники богатства нации. Государство должно заботиться об их развитии, а не о сиюминутной выгоде. В перспективе крайне выгодно развивать те отрасли, где сегодня издержки пока еще выше, чем за границей. 'Эту потерю должно воспринимать лишь как цену за промышленное воспитание нации'. Если в результате экономической политики собственного правительства страна начинает специализироваться на экспорте топлива и сырья - значит, политика эта ведет к вечной отсталости и нищете.

Лист - самый яркий идеолог передовых кругов Германии в эпоху ее 'догоняющего развития'. Он идеолог тех кругов, которые спустя полвека сделали Германию мировым технологическим лидером. И в то же время Лист вызывает яростную ненависть. Он вызывал ее у всех реакционеров Германии, у всех экспортеров сырья и хлеба, заинтересованных в сохранении отсталости как главном условии сохранения своего господства в стране.

Травля Фридриха Листа продолжалась всю его яркую жизнь. В 1846 г. он свел счеты с жизнью, не выдержав бесконечных нападок бездарей, реакционеров, истинных врагов его нации и его страны. Германия пошла, в конце концов, по предначертанному им пути. Да и США, давшие ему второе гражданство, не пренебрегли его советами. Его наследие стало основой для экономических учений периода подъема Германии, для немецкой исторической школы.


Заключение

Мысль о том, что мировая торговля наносит развивающимся странам в целом ущерб, достаточно сомнительна, так как их способность оплачивать импорт за счет поступлений от экспорта устойчиво возрастает. Конечно, все еще можно утверждать, что промышленно развитые державы получают больше выгод от международной торговли, чем развивающиеся страны. Однако и это утверждение небесспорно, поскольку наиболее выигравшими от международной торговли естественно считаются те страны, в которых без этой торговли внутренние цены оказались бы значительно выше мировых. Как правило, таковыми являются развивающиеся и малые страны, ибо мировые цены в основном определяются внутренними ценами крупных развитых стран. Кроме того, торговля выгодна странам с небольшой экономикой своим т.н. «демонстрационным эффектом»: население этих стран знакомится с новыми товарами, и появляется желание их приобретать, а затем и производить.

Кроме того, развивающиеся страны могут немедленно приступить к выпуску наиболее выгодных товаров с использованием новейших методов, если располагают достаточным капиталом и рабочей силой, обладающей соответствующей квалификацией. В старых же промышленных государствах ставшие привычными изделия и методы производства превращаются в оковы прогресса. Рабочие здесь в значительной мере утратили желание менять профессию и способность быстро перемещаться в другие регионы, приспосабливаясь к меняющимся условиям. Япония оказалась в состоянии бросить вызов промышленному господству стран Запада именно потому, что не страдала их недостатками. Она начинала с производства текстиля и другой дешевой продукции, однако затем перешла к выпуску электронного оборудования, судов и автомобилей.

Многим промышленно развитым странам, однако, пришлось пережить немало трудностей в процессе перехода от выпуска устаревшей и неконкурентоспособной продукции к развитию новейших наукоемких отраслей. В конце концов такой переход, разумеется, произошел. Процесс обновления устаревшей структуры промышленного производства обычно происходит чрезвычайно болезненно и порождает долговременные проблемы. Страны, которые осуществляют подобные перемены в производстве как насущную необходимость и экспортируют дешевые товары, часто обвиняются в «демпинге», или продаже товаров по ценам ниже оптовых цен своего внутреннего рынка с целью подрыва конкуренции. (В случае доказанности подобных обвинений страна-импортер имеет право, в соответствии с принятым в 1968 антидемпинговым кодексом, ввести специальные антидемпинговые тарифы. Однако обвинения в демпинге обычно оспариваются.) В действительности наводнившие мировой рынок дешевые товары из отдельных стран – текстиль из Гонконга, Тайваня, Индии, Пакистана и Южной Кореи, телевизоры и автомобили из Японии или суда из Южной Кореи – нередко свидетельствуют о наличии у этих стран подлинных конкурентных преимуществ. Тем не менее подобный экспорт наносит серьезный урон традиционным отраслям производства в других странах, грозя рабочим потерей мест, а городам – уменьшением населения.

Фридрих Лист - самый яркий идеолог передовых кругов Германии в эпоху ее 'догоняющего развития'. Он идеолог тех кругов, которые спустя полвека сделали Германию мировым технологическим лидером. И в то же время Лист вызывает яростную ненависть. Он вызывал ее у всех реакционеров Германии, у всех экспортеров сырья и хлеба, заинтересованных в сохранении отсталости как главном условии сохранения своего господства в стране.

Лист смело выступил со своей концепцией протекционизма против юнкерства. Он доказывал, что только протекционизм позволит преодолеть отсталость Германии, догнать и перегнать Англию.

Именно благодаря протекционизму совершила свой скачок в конце XIX - начале XXв. Германия.

Именно благодаря протекционизму сделала свой индустриальный рывок 1893 - 1913 г. Россия.

Именно благодаря протекционизму свершила свое экономическое чудо и обогнала в конце весь мир Япония.


Список использованной литературы

1. Антология мировой экономической мысли. - М.: Проспект, 1998. - 726 с.

2. Афанасьев Ю. Н. Теневая экономика в России: прошлое и настоящее. - М.: Изд-во РГУ, 1999. - 208 с.

3. Марк К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 13.

4. Ницше Ф. Избранные сочинения. - М.: Терра, 2000. - 684 с.

5. Оггер Г. Магнаты… Начало биографии. - М.: Прогресс, 1985. - 346 с.

6. Роббинс Л. Теория экономического развития в истории экономической мысли. - Спб: Питер, 1999. - 531 с.