Смекни!
smekni.com

Совершенствование системы регулирования муниципального рынка (на примере г. Нижнекамска) (стр. 14 из 21)

Одним из серьезных сдерживающих факторов развития рынка потребительских услуг по-прежнему остаются административные барьеры. Как правило, чиновничьи запреты нарушают федеральный закон «О конкуренции», поэтому разбираться с ними приходится управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.

По оценке сотрудников управления, большая доля административных преград касается земельных отношений и аренды помещений.

Таким образом, потребительский рынок как важнейшая сфера экономики располагает потенциальными внутренними резервами и может, по нашему мнению, способствовать (даже находясь в сложившихся условиях) улучшению экономической ситуации, росту реального сектора экономики, но для начала необходимо осознать важнейшую, а зачастую и определяющую роль рынка потребительских услуг для экономики и общества.

В целом же повышение роли торговли в общественном производстве должно происходить наряду с совершенствованием проводимого в стране экономического и социального курса, опирающегося на научно-обоснованную долговременную стратегию экономического и социального развития страны.

Вопреки распространенному и активно внушаемому реформаторами населению мнению о том, что рынок и государственное регулирование несовместимы, на самом деле это не так, и можно смело констатировать, что современное российское государство защищает интересы потребителей значительно слабее, чем государства стран с развитой рыночной экономикой [50].

Представляется целесообразным познакомиться с опытом США в этой сфере.

В условиях господства свободной конкуренции решающую роль в процессе формирования качества потребительских услуг играла конъюнктура рынка сбыта, которая и по сей день сохраняет первостепенное значение. Однако в эпоху современного развитого капитализма все больший вес начинают приобретать факторы, выступающие в качестве обязательных «внешних» требований — вынужденных ограничений, накладываемых правительственными органами на частнокапиталистические фирмы. Наличие подобных требований объясняется следующими объективными причинами:

- проблемы обеспечения безопасности, улучшения качества жизни населения, защиты потребителя не могут быть решены в рамках частного бизнеса из-за неискоренимых противоречий между трудом и капиталом, производителями и потребителями;

- эти проблемы вышли за рамки одной отрасли или одной сферы бизнеса и требуют создания механизма межотраслевой координации в общенациональном масштабе;

- комплекс задач, подлежащих решению в рамках указанных проблем, выходит за границы чисто производственной сферы, охватывая науку и инфраструктуру, что также требует соответствующего механизма увязки;

- ярко выраженный социальный характер проблемы обеспечения качества потребительских товаров требует создания механизма интеграции, предусматривающего, помимо производственных мероприятий, проведение системы мер образовательного, воспитательного и принудительного характера.

Средства воздействия государства на процесс формирования уровня качества потребительских услуг многообразны, но они определяются в основном той ролью, которую государство играет как сила, способная оказать давление на корпорации или привлечь бизнес к выполнению правительственных заказов, и осуществляются через механизм экономико-правового регулирования.

Обозначим основные этапы становления и развития механизма государственного регулирования качества потребительских услуг. Первые шаги государства по правовому регулированию качества потребительских товаров и услуг были сделаны в начале прошлого века. В 1906 г. конгресс США принял законы о контроле мясных продуктов и о чистоте продуктов питания и медикаментов, запрещавшие продажу опасных в употреблении, фальсифицированных, низкосортных товаров этих категорий. Бюро по химии, учрежденное в соответствии с последним законом, в 1931 г. было преобразовано в Администрацию по пищевым товарам и лекарственным средствам, которая и поныне является могущественным регулирующим органом. Сам закон в 1938 г. был значительно ужесточен, а в последующем была принята серия поправок и дополнений к нему, расширяющих полномочия этого органа.

Пик государственного регулирования в социальной сфере пришелся на 60—70-е годы. Он сопровождался настоящим бумом в области консьюмеризма — движения потребителей в защиту своих прав. В этот период конгресс США принял ряд дополнительных законов, связанных с качеством и безопасностью потребительских товаров и услуг и направленных на защиту интересов потребителя. В соответствии с некоторыми из этих законов были учреждены новые государственные органы, нацеленные на обеспечение качества и безопасности товаров и услуг, поступающих в торговую сеть. По некоторым данным, к середине 70-х годов в США действовало свыше 100 государственных агентств, осуществлявших регулирование деятельности частных фирм, оказывающей влияние на социальную сферу.

Несмотря на то что в 80-е годы начался процесс регулирования в этой сфере, согласно оценке Административно-бюджетного управления в администрации президента, сделанной в 1999 г., ежегодные затраты, связанные с федеральным регулированием в области охраны здоровья и защиты населения от опасных в эксплуатации и употреблении товаров, варьировались от 170 до 230 млн долларов., причем к концу 90-х годов они практически остались неизменными по сравнению с 1988 г.

Есть основания утверждать, что за истекшее столетие в США сложился и продолжает устойчиво функционировать механизм государственного регулирования качества потребительских товаров и услуг, который стал неотъемлемой частью общественно-политической системы.

Государственные регулирующие органы проводят большую работу по образованию потребителей в вопросах качества и безопасности потребляемых товаров и услуг.

Важным направлением деятельности государства является контроль качества обслуживания потребителя, в частности, обеспечение достоверности рекламы, пресечение практики обмана потребителя фирмами-производителями, торговыми организациями и запрещение «нечестной торговли». К методам «нечестной торговли», среди прочих, относятся:

- ложные сообщения со стороны продавцов, что товары обладают свойствами, имеют показатели, ингредиенты, которых на самом деле нет, или что товары и услуги получили одобрение со стороны тех или иных организаций, если они такого одобрения не получали;

- утверждения, что товары или оказываемые услуги соответствуют определенным стандартам, обладают качеством, имеют данную марку, сорт, если на самом деле это товары другого сорта и качества соответствуют другим стандартам;

- ложные или дезориентирующие сведения о причинах снижения цен на товары и услуги;

- рекламирование свойств товаров или услуг без достаточно обоснованного подтверждения об их наличии;

- использование рекламных приемов, рассчитанных на особо «восприимчивые» группы потребителей;

- сокрытие информации, облегчающей потребителю возможность ориентироваться при выборе товаров и услуг.

Одно из средств воздействия государственного регулирования на качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг — регламентация не только показателей качества, но и всех процедур его обеспечения на фирмах-изготовителях с помощью нормативных документов. Так, КПСК выпустила документ под названием «Справочник и стандарт на производство безопасных потребительских товаров». Этот документ представляет собой руководство, которое рекомендовано для всех промышленных фирм с целью совершенствования производственной системы и предотвращения ситуаций, ведущих к нарушению закона о безопасности продукции. Хотя он не обязателен к применению, его несоблюдение служит дополнительным обвинением, представляемым комиссией при рассмотрении дел в судах.

ФДА в начале 70-х годов разработала и выпустила нормативный документ «Методы хорошего производства — МХП» (Good Manufacturing Practice — GMP), регламентирующий как организационные процедуры, так и технологические методы, которые надлежит использовать для обеспечения качества и безопасности тех групп товаров и услуг, на которые распространяется сфера ее воздействия. Согласно требованию ФДА, этот документ подлежит внедрению на всех фирмах, выпускающих продукты питания, косметические и парфюмерные товары, лекарственные средства, биомедицинские приборы и аппаратуру.

Проводя регулярные инспекции, ФДА проверяет не только соблюдение требований стандартов на продукты этой категории, но и наличие управленческих и организационных процедур, регламентируемых нормативным документом. За несоблюдение требований, установленных этим документом, ФДА имеет право через судебные органы применять юридические санкции, включая конфискацию продукции, наложение запрета на производство, объявление несоответствия продукции торговой марке, привлечение руководства фирмы к уголовной ответственности.

Следует отметить, что сама процедура проверки на соответствие требованиям МХП весьма длительна и может занимать до нескольких недель. Из-за бюджетных ограничений отдел по оценке соответствия ФДА в 1997 г. опробовал новую программу по применению процедуры «Анализ рисков и критические контрольные точки» (Hazard Analysis and Critical Control Points — НАССР — ХАССП) применительно к производству морских пищевых продуктов. По подсчетам, эта программа должна была дать эффект в размере от 1,4 до 2,6 млрд долл. за счет предотвращения 58 тыс. заболеваний, регистрировавшихся ежегодно из-за употребления этих продуктов. В 2001 г. ФДА запустила эту программу на фирмах, производящих медицинские приборы.

Суть ее сводится к следующему. Компания, которая ранее прошла проверку на соответствие МХП, должна разработать специальный план мероприятий, предусматривающий следующие элементы: