Смекни!
smekni.com

Церковь и государство 13 век (стр. 8 из 9)

Известно о сотрудничестве князей с церковными иерархами при создании новых юридических норм , при кодификации права . По Повести временных лет , Владимир Святославич выработывал новые христианские нормы уголовного права вместе с епископами и " старцами ". Устав о церковных судах был составлен Ярославом Владимировичем вместе с митрополитом Иларионом , о чём свидетельствует его текст ( " А се аз , князь великыи Ярослав ,сын Володимеров , по данию отца своего сгодал есмъ с митрополитом киевскым и всея Руси Иларионом ....") и его содержание .

Если мы преставим себе роль центральной публичной власти раннефеодального Древнерусского государства XI в. выросшего в результате объединения ряда доклассовых раннеполитических образований, то должны будем выделить следующие важнейшие её функции. Государственная власть прежде всего наследовала традиционные функции доклассовых органов регулирования жизни общества в центре и на местах. Далее, государственная властьисполняла новые функции охраны классового господства, формирующейся феодальной собственности, подавления сопротивления трудящихся масс. ЗА\атем функцией государства было распространение власти на древнерусские племена, не вошедшие ещё в его состав. Наконец, существовала внешнеполитическая функция государства, устанавливавшего те или иные отношения с близкими и далёкими государствами и влиявшего на их политику.

Как показано выше, церковь на Руси далеко не ограничилась конфессиональной деятельностью, но в течение XI-XII вв. она взяла на себя многие из перечисленных функций. Прежде всего она проявила инициативу, взяв в свои руки суд по семейным и брачным делам и став, таким образом, в один ряд с теми княжескими органами, которые ведали другими сферами судебно-правовой жизни. Так церковь приняла участие в отправлении первой функции государственной власти. Что касается второй государственной функции-организации классовой эксплуатации населения, то участие церкви и здесь имело место, хотя оно было весьма своеобразно. Анализ княжеских уставов показывает, что в течение уже XI в. церкви принадлежала юрисдикция над рядом сословных групп древнерусского общества - как производительного крестьянского населения, а также клирошан. Эта юрисдикция не ограничивалась семейными брачными делами, но, как показывают уставы Ростислава и Владимира, она распространялась и на другие стороны общественной жизни этих групп.

Одной из важнейших задач,церкви на Руси, было распространение христианства на всё население страны, на племена, не вощедшие ещё в состав государства, а также среди соседних народов. Эта деятельность щла параллельно с государственной, раннефеодальной экспасией. Само крещение ставили нового христианина на соответствующую ступень классового общества: крестьянин или ремесленник становились объектом эксплуатации раннефеодального государства, представитель знати занимал определенное место среди господствующего класса. Включение древнерусских земель в состав государства соповождалось открытием епископских кафедр - основного звена церковной власти на местах. Во внешнеполитической области древнерусская церковь в лице митрополита и его управления также несла определенные, хотя и узкие, государственные функции. Киевская митрополия являлась основным, хотя и не единственным, органом связи между Киевом и Константинополем. Церкви в Древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав. Это. во-первых, судебная власть над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам, не подлежащим светскому суду: во -вторых, право суда над некоторыми группами этого населения независимо от территории,где они жили , но уже по тем делам, которые удалось захватить публичной власти: в - третьих, судебная власть над населениемтех земель, которые были феодальной собственностью церковных организаций.

Сравнение статей о церковных судах Оленинской редакции Устава Владимира и Смоленского устава показало,что в древнейшем слое этих перечней, принадлежавшем, очевидно, общему их источнику XI - начало XII в.,круг дел первой сферы был довольно узок. Таковы дела о разводах ("распусты"),двоеженстве, нецерковных формах заключения брака, изнасиловании, браке в близких степенях родства. Переход этих дел к публичной власти связансо стремлением феодального общества к скорейшей ликвидации пережидков большой семьи и укреплению малой семьи, характерной для общества с частной собственностью, классовым строем и оформленным раннефеодальным государством. Хотя все перечисленные дела, были переданы публичной власти, они не принадлежали княжеской светской власти, ибо ни одно из них не нашло отражения в Краткой редакции Русской Правды - светском государственном уголовном кодексе XI- XII вв. Потому, что все они, касающиеся не между классами , а внутри них, тем более внутри семьи, не связаны непосредственно с необходимостью охраны феодальной собственности.

Вторая сфера церковноо суда связана с судебным ведомственным иммунитетом церкви. Уже в протографе статьи о церковных людях, находился перечень людей, принадлежавших юрисдикции епископа: игумен, чернец, поп, дьякон, попадья, проскурница и другие члены их семей, затем монахи и люди, работающие на нужды церкви. В ранних обработках Устава Владимира находится и упоминание "задушного человека" - освобожденного по духовному завещанию челыдина, холопа, - что позволяет считать его довольно рано, в XI-XII вв., попавшим под церковную юрисдикцию. Таков древнейший состав церковных людей.

Комментарий Смоленского устава к Уставу Владимира, позволяет считать, что и другие церковные люди были зависимы от церкви не только по суду, но и в отношении ренты. Средневековая, феодальная организация общества делала судебную зависимость одной из сторон феодальной зависимости вообще. По суду и власть, по земле и суд - такой формулой может быть охарактеризованасвязь земельных собственников. Особое положение относительно земли, отсутствие прямой связи с ней и прикрепления к ней некоторых категорий населения, не ставило их, однако, вне общества и его законов. Поэтому мы можем предположить, что все эти категории были зависимы от церкви не только по суду, но и в большей или меньшей степени и в других отношениях, производительное население - в рентной форме, как феодально зависимые крестьяне, другие группы - как служители церкви и пользующиеся её помощью.

Мы видим, что церковь в XI-XII вв. комплектует работников из различных производственных групп раннефеодального общества: из частновладельческих и государственных. Наряду с "экстенсивным" укреплением церковной земельной собственности путем приобретения церквами и монастырями населенных крестьянами земель, шёл, следовательно, и "интенсивный" процесс привлечения на эти земли лишённых средств производства людей,которые оседали на церковной земле и становились феодально зависимыми крестьянами. Люди, лишённые средств существования вследствие своих физических данных, повсюду составляли нагрузку,которую брала на себя церковь, как организация, связанная своим происхождением с религией обиженных и угнетённых. В изучаемое время как феодальная организация сохранила и укрепила функции отдушины, предохранителя для отведения в безопасную сторону социального и всякого другого недовольства нижнего звена феодального общества. Третья сфера церковного суда связана с возникновением церковной собственности.

В отличие от этой, вотчинной, сферы, в двух ранее определенных сферах церковь выступает в другом качестве - не только как вотчинник, своеобразный член феодального класса, но и как организация, несущая ряд общегосударственных функций, не ограниченных территорией принадлежащихей земель. Особой сферой юрисдикции церкви было право контроля и утверждения земельных сделок, купли-продажи земли. Об этом говорит открытие в киевском Софийском соборе граффити, представляющих грамоту о покупке княгиней Анной, вдовой Всеволода Ярославича, перед соборными попами земли, принадлежавшей некому Бояну. Содержание записи позволяет выделять её из числа других граффити юридическим характером документа, который переписан здесь целиком, с перечнем всех свидетелей сделки, в связи с чем есть основание считать, что этот текст на стене храма - официальный и единственный.

Церковная юрисдикция на Руси складывалась и развивалась в несколько этапов. Первый из них охватывает время с официального принятия христианства и создания церковной организации и до середины XI в. Это время княжения Владимира и Ярослава ; итоги её развития были зафиксированы в первоначальном тексте Устава князя Ярослава, составленного совместно с митрополитом Иларионом (1051-1054 гг.). Формирование церковной организации, потребовало отнести к ведению суда епископов нарушающие общественные и христианские нормы поступки самих священно- и церковнослужителей. Появление монастырей также потребовало отнесения к церковному суду поступков монашества. Для поддержания его авторитета судебное разбирательство поступков церковников должно было идти при закрытых дверях. Церковная юрисдикция складывалась в первой половине XI в. в условиях, когда древнерусское право уже существовало,охватывало все сферы жизни общества, но отправление его принадлежало разным институтам княжеской власти: общин, патронимий и семей. Столкнувшись с нормами обычного права,выработанные на Руси, церковь отобрала те из них, которые соответствовали государственному, классовому строю, христианским принципам. Это были нормы, способствовавшие выделению малой семьи, укреплению моногамии, устойчивого брака, частной собственности, подчинению центральной власти. Но вместе с тем церковь способствовала тому, что суд по этим делам перешёл к ней. Церковь превратила их в нарушения публично- правовых норм, сама разбирая их в суде епископа и наказывая нарушителей своими чиновниками. При отборе норм производилось переосмышление этих норм в христианском аспекте, приспособление их к церковной юрисдикции с ответственностью перед епископом и митрополитом. Таков прежде всего запрет умыкания невесты для нецерковного, традиционного языческого брака с ней. Нормой церковного права была сделана ответственность родителей за незамужество дочери. К числу церковных преступлений были отнесены и убийства в неординарных условиях. Это были случайные убийства во время свадебного обряда. Традиционныи были в сельской местности "игрища межю селы", во время которых "умыкаху жены собе". Церковь взяла в своё ведомство и случаи покушения на самоубийство девушки или юноши в результате насильственного брака или запрещения брака с избранной парой. В ведении церкви оказались также отдельные случаи оскорблений: отказ от женитьбы после состоявшегося сговора, оскорбление мужчины повреждением бороды или волос на голове и др.