Смекни!
smekni.com

Безработица как фактор деградации человеческого капитала (стр. 3 из 7)

Во-вторых, изменчивость. Естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества). Например, в 60-х годах многие считали, что неизбежный минимум фрикционной и структурной безработицы составляет 4% рабочей силы. Другими словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда занято 96% рабочей силы. А в настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%.

Почему сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-е годы?

Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. В частности, женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы.

Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.

Определяющие факторы естественного уровня безработицы могут быть выражены в терминах продолжительности и частоты безработицы. Продолжительность безработицы (средняя длительность времен, в течение которого индивид остается безработным) зависит от циклических факторов и, кроме того, от следующих структурных характеристик рынка труда:

- организации рынка труда, включая наличие или отсутствие агентств по трудоустройству, служб занятости среди молодежи;

- демографической структуры рабочей силы;

- способности и желания безработных продолжать поиски лучшей работы;

- наличия пособий по безработице. [8, c.545]

Частота безработицы – это среднее число случаев за данный период, когда работники становятся безработными. Два фактора определяют частоту безработицы:

- колебания спроса на труд среди фирм в экономике. Даже когда совокупный спрос постоянен, некоторые фирмы расширяют, а другие прекращают деятельность. Фирмы, сокращающие деятельность, теряют работников, а растущие фирмы нанимают их. Чем больше эта изменчивость спроса на труд среди разных фирм, тем выше уровень безработицы. Кроме того, изменчивость совокупного спроса сама влияет на изменчивость спроса на труд.

- скорость, с которой новые работники вливаются в состав рабочей силы: чем быстрее новые работники вступают в рабочую силу, тем выше темп роста численности рабочей силы и тем выше естественный коэффициент безработицы.

Факторы, определяющие уровень естественного коэффициента безработицы, не являются неизменными. Структура рынка труда и рабочей силы может изменяться. Может измениться желание работников оставаться безработными, занимаясь поисками или ожиданием нового рабочего места. Изменчивость спроса на труд у разных фирм подвержена сдвигам. Как заметил Эдмунд Феллс, естественный коэффициент «не представляет собой независимую от времени константу, подобно скорости света, которая не зависит ни от чего под солнцем». [9, c.546]

Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях – т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа – рабочая сила, в эту группу входят лица, которые могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу.

Если мы обратим внимание на существенные различия в уровнях безработицы в разных демографических группах в пределах каждого года и сравним уровни двух лет, то можем сделать следующие выводы. [16,c.167]

1.Род занятий. Уровень безработицы среди «белых воротничков» ниже, чем среди «синих воротничков». «Белые воротнички», как правило, заняты в отраслях, меньше подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг и производство товаров кратковременного пользования), или они самостоятельно обеспечивают собственную занятость. Кроме того, «белые воротнички» реже, чем «синие», теряют работу в период спада. Фирмы стремятся сохранять свои высококвалифицированные «белые воротнички», в обучение которых они вложили значительные средства.

2.Раса. Уровень безработицы среди чернокожего населения – как взрослых, так и молодежи – примерно вдвое выше, чем среди белых. Это можно объяснить рядом факторов: дискриминацией в области образования и на рынке труда, концентрацией чернокожих работников в тех профессиях, которые не требуют высокой квалификации («синие воротнички»), географической изоляцией чернокожего населения в крупных городах, где возможность получить работу тем, кто впервые приходит на рынок труда, сведена к минимуму.

3.Пол. Уровни безработицы среди мужчин и среди женщин вполне сопоставимы.

4.Возраст. Уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей географической мобильностью. Многие молодые люди впервые вступают на рынок труда в поисках работы.

5.Образование. Среди менее образованных работников в среднем уровень безработицы выше, чем среди более образованных. Более низкое образование обычно ассоциируется с более низкой профессиональной подготовкой, отсутствием постоянной работы, большими перерывами в занятости, с рабочими местами, подверженными циклическому сокращению.

6.Продолжительность безработицы. Число людей, лишенных работы в течение длительного периода – 15 недель и более, - в процентном отношении к общей численности рабочей силы гораздо меньше уровня безработицы в целом.

Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.

Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

1. Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Кто-то по собственному желанию работает неполный рабочий день, кто-то хочет работать полный рабочий день, но не может найти подходящую работу, либо работает неполный рабочий день из-за временного сокращения потребительского спроса. Фактически эти две последние группы состоят из частично занятых и частично безработных. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.

2. Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Чтобы считаться безработным, надо активно искать работу. Безработных, которые не занимаются активными поисками работы, относят в категорию "не входящих в состав рабочей силы". Проблема заключается в том, что многие работники, безуспешно пытаясь найти работу в течение какого-то времени, постепенно теряют надежду на ее получение и выпадают из состава рабочей силы. В периоды спада таких работников, потерявших надежду на трудоустройство, становится больше, чем в периоды процветания. Не включая таких работников в число безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

3. Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности. Эти лица заносятся в группу "безработных", а не в группу "не входящих в состав рабочей силы". Респонденты дают ложную информацию, потому что пособия по безработице или по социальному обеспечению порой зависят от таких мнимых поисков. Теневая экономика также может способствовать завышению официального уровня безработицы. Вполне вероятно, что человек, занимающийся незаконным бизнесом, назовет себя "безработным".

Хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.


2. РЫНОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2.1 Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей. Аналогию между человеческим и "обычным" капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек в отличие от станка или пакета акций не может быть предметом купли-продажи. Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. [15,с.225]

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего в образование и производственную подготовку. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые с точки зрения всего общества. Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. (по существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны. Второй подход исходит из оценки параметров так называемой "производственной функции заработков", которая описывает зависимость заработков человека (точнее - их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ней изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. Под влиянием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится роль "великого уравнителя", произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства государства. [29,с.62]