Смекни!
smekni.com

Великая Отечественная Война (стр. 11 из 20)

Под влиянием заверений Манштейна Гитлер изменил высказанное в начале совещания мнение, что операция «Цитадель» не может продолжаться. Было принято решение развивать наступление на Курск ударной группировкой группы армий «Юг». Группе армий «Центр» разрешалось перейти к обороне и на занимаемых позициях отразить атаки советских войск. Гитлер отстранил от командования 2-й танковой армией генерала Р.Шмидта и подчинил ее командующему 9-й армией генералу В. Моделю, пользовавшемуся особым доверием фюрера и слывшему в германской армии «львом обороны». Предпринимались срочные меры по усилению 2-й танковой армии.

Несостоятельность намеченных в ставке Гитлера мероприятий обнаружилась в ближайшие дни. Усилия группы армий «Юг» развить наступление на южном фасе Курского выступа не дали ожидаемых результатов. Мощь ударов советских войск на орловском плацдарме все более нарастала.

15 июля после короткой артиллерийской и авиационной подготовки перешли в контрнаступление армии правого крыла Центрального фронта (48, 13, 70-я и 2-я танковая). Главный удар наносился в северо-западном направлении, на Кромы. Значительно ослабленные в тяжелых оборонительных боях, армии продвигались медленно. В напряженных сражениях им пришлось отвоевывать недавно захваченную врагом территорию ^. С 15 по 17 июля Центральный фронт оттеснил гитлеровские войска на позиции, которые они занимали до начала битвы.

Успешнее развивалось наступление 11-й гвардейской армии. Отразив контрудары 18-й и 20-й танковых, 25-й моторизованной дивизий противника, поддерживаемых крупными силами авиации, ее соединения к 19 июля продвинулись в юго-восточном и южном направлениях на 70 км. Основные коммуникации орловской группировки врага — железная и шоссейная дороги, связывающие Орел с Брянском, оказались под угрозой. Войска армии охватили с запада соединения противника, оборонявшиеся в районе Волхова, 61-я армия находилась от города в 5—12 км, приближаясь к нему с севера и востока. Однако 50-я армия смогла продвинуться в юго-западном направлении всего лишь на 10— 12 км, поэтому командующему 11-й гвардейской армией пришлось растягивать силы по фронту.

^Е.Mansteiп.Verlorene Siege, S. 502. "Ibidem.

' Позже Маршал Советского Союза Г. К. Жуков писал: «Центральный фронт свое контрнаступление начал там, где закончился его контрудар, и двигался широким фронтом в лоб основной группировке противника. Главный удар Центрального фронта нужно было бы сместить несколько западнее в обход Кром» (Г. Жуков. Воспоминания и размышления, т. 2, стр. 191—192).


161

• II Вторая мировая война 1839—1945. т. 7


Напряженные бои продолжали вести войска Брянского фронта, наступавшие на Орел с востока. Остановить продвижение 3-й и 63-й ар-'Мий противнику не удалось, но наступление проходило медленно. К 16 июля советские войска вклинились в оборону противника на глубину от 17 до 22 км и вышли к промежуточному оборонительному рубежу на реке Олешня. Попытка прорвать этот рубеж с ходу не принесла успеха. Для развития наступления требовался ввод в сражение новых сил.

Немецко-фашистское командование пыталось во что бы то ни стало отразить натиск Советской Армии и перевести борьбу на советско-германском фронте в позиционные формы. Стремясь любой ценой удержать орловский плацдарм, оно требовало от войск стоять насмерть и направ-'ляло в район Орла новые подкрепления. За семь дней, с 12 по 18 июля, на усиление 2-й танковой армии из 9-й армий и с других участков советско-германского фронта было переброшено семь танковых, моторизованная и четыре пехотные дивизии. Но эти меры оказались недостаточными.

Для развития наступления Ставка Верховного Главнокомандования решила ввести в сражение стратегические резервы. Это вызывалось еще и тем, что к исходу седьмого дня боев общий фронт наступления советских войск значительно расширился. Так, протяженность полосы наступления 11-й гвардейской армии достигла почти 150 км. Все ее резервы втянулись в бои, между соединениями начали появляться разрывы. По мере продвижения в глубь вражеской обороны оголялся правый фланг армии.

Еще 12 июля Ставка усилила войска левого крыла Западного фронта 11-й армией генерала И. И. Федюнинского, а 18 июля — 4-й танковой армией генерала В. М.Баданова и 2-м гвардейским кавалерийским корпусом генерала В. В. Крюкова. В состав Брянского фронта вошла 3-я гвардейская танковая армия.

Ввод в сражение стратегических резервов был сопряжен с большими трудностями. Они находились на значительном удалении от линии фронта, и их выдвижение задерживалось из-за бездорожья, вызванного непрерывными дождями. Между тем обстановка требовала введения в сражение свежих сил как можно быстрее. Вследствие этого войска зачастую вступали в бои с ходу, по частям, не закончив полного сосредоточения и подготовки к наступлению. Так случилось с 11-й армией. В течение трех месяцев она находилась в резерве Ставки. Ее соединения были укомплектованы личным составом и вооружением полностью, автотранспортом — на 75—80 процентов, из которого около трети требовало ремонта. Армии пришлось за шесть дней совершить пешим порядком 160-километровый марш.

По решению командующего Западным фронтом 11-я армия прямо с марша была введена в сражение 20 июля на стыке 50-й и 11-й гвардейской армий с задачей наступать в направлении Хвастовичей^. К этому времени в район сосредоточения прибыли только четыре дивизии армии из восьми. Растянулись и ее тылы. Часть артиллерии находилась на марше, войска имели боеприпасов только на первые дни боев. Не подготовленные для нанесения глубокого удара, соединения армии за шесть дней наступления продвинулись незначительно.

С 20 по 25 июля в полосе 11-й гвардейской армии шли ожесточенные бои. Переброшенные на это направление танковые и пехотные дивизии врага предпринимали отчаянные контратаки. В воздухе проходили крупные сражения. Положение орловской группировки было тяжелым и вызывало тревогу в ставке Гитлера. 20 июля Цейтцлер телеграфировал командующему группой армий «Центр»: «Фюрер приказывает, чтобы в ночь

1 Архив МО, ф. 208, оп. 2511, д. 2340, л. 127. 1в2


с 20 на 21.7 ни в коем случае не последовал отход войск на фронте 9-й армии и 2-й танковой армии. Относительно дальнейшего ведения боевых действий на орловской дуге фюрер примет свое решение 21.7. Фюрер приказывает далее предпринять все возможное, чтобы закрыть брешь северо-восточнее Брянска и отбросить противника на север» ^

Задержка с подходом 4-й танковой армии и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса позволила немецко-фашистскому командованию усилить оборону в полосе наступления войск левого крыла Западного фронта. Уже в ходе борьбы на орловском плацдарме советское командование сделало выводы из опыта ввода в сражение резервов. Представитель Ставки ВГК маршал артиллерии Н.Н. Воронов 27 июля в донесении Верховному Главнокомандующему писал: «Крупные оперативные резервы, назначенные для ввода в прорыв, должны ближе подтягиваться к участкам будущего прорыва, с тем чтобы своевременно могли быть введены в дело, чтобы противник не успел опомниться, подтянуть свои оперативные воздушные и наземные резервы. Нужно прямо сказать, ято Брянский фронт с опозданием на двое-трое суток получил 3-ю танковую армию, а Западный фронт также поздно получил 11-ю армию и последующие резервы» ^ Только 26 июля после 60-километрового марша 4-я танковая армия вступила в сражение в полосе левофлангового корпуса 11-й рвардеиской армии. Взаимодействуя с войсками 61-й армии Брянского фронта, танкисты продвигались в направлении Волхова.

Однако до ввода армии в сражение взломать оборону врага на этом йаправлении не удалось. Поэтому соединениям танковой армии пришлось совместно с левофланговым корпусом 11-й гвардейской армии прорывать ее на подступах к Волхову. 27 июля танкисты вели упорные бои с 25-й моторизованной, 9, 18 и 20-й танковыми немецкими дивизиями. Воины танковой армии проявили мужество и самоотверженность при прорыве немецкой обороны. В составе армии героически сражался 30-й Уральский добровольческий танковый корпус под командованием генерала Г. С. Родина.

С вводом в сражение такого мощного танкового объединения, каким являлась 4-я танковая армия, положение на болховском направлении резко изменилось в пользу советских войск. Оборона противника была прорвана, 4-я танковая армия оттянула на себя танковые и механизированные дивизии врага и тем самым облегчила другим объединениям фронта выполнение боевых задач. 29 июля 61-я армия Брянского фронта, 11-я гвардейская и 4-я танковая армии Западного фронта разгромили болховскую группировку и освободили Волхов.