Смекни!
smekni.com

Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры (стр. 4 из 6)

В настоящее время социальные и экономические аспекты деятельности организаций СКС находятся в состоянии нестабильности и несбалансированности. Те организации, для которых социально-культурная значимость выполняемых функций по-прежнему оставалась главной, неизбежно оказались в более сложном финансовом положении, нежели те, в деятельности которых преобладали соображения экономической выгоды.

Некоторые достаточно тревожные явления и тенденции, существующие в настоящее время, свидетельствуют о кризисной ситуации в культуре и искусстве; для устранения этих тенденций необходимы меры по формированию новой культурной политики.

Культурная политика, заключающаяся только в разработке и инициировании различных социокультурных программ, не может быть жизнеспособной в условиях бюджетного дефицита, политической и экономической нестабильности хотя бы потому, что эти явления не позволяют обеспечивать реализацию культурных программ надлежащими финансовыми ресурсами. (13.С.98)

Подводя итог, можно заметить, что главная задача государства – обеспечить условия для более эффективной коммерческой деятельности учреждений СКС. Но самое главное, силы всех участников финансирования культуры должны быть направлены на достижение единой цели – сохранение и развитие культуры и искусства. Если общество поймет это, то Россию ждет великое будущее.

2.2 Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере театра

Реформа бюджетной сферы возобновила дискуссии об особой природе театрального искусства и необходимости выбора особого режима деятельности для выживания театра в рыночных условиях. Слишком велика опасность коммерциализации театра, за которой с неизбежностью следует снижение художественного уровня и потакание самым неизменным запросам публики. Вместе тем коммерческий театр – явление гораздо более сложное. Осмысление его сущности и места в театральной системе позволяет расширить традиционный взгляд на современные модели реализации творческой деятельности.

Со многими критическими замечаниями в адрес коммерческого театра трудно не согласиться. Действительно, большинство постановок, появившихся последние годы в России, - будь то заимствования западных образцов или попытки создать оригинальный продукт – оставляют впечатление, что заработать на театре можно при минимальных творческих и материальных затратах. Непритязательный (желательно комедийный) сюжет, небольшое число актеров, среди которых обязательно присутствие известных имен, скромное сценическое оформление. Другая модель постановки, способной приносить прибыль, представляет собой масштабное и эффектное шоу, сочетающее элементы различных видов искусства и рассчитанное на самую широкую аудиторию, но редко получающее признание профессионалов,

В то же время истории и сегодняшней практике коммерческого театра известны образцы, весьма далеко отстоящие от традиционных схем. В разнообразии репертуара можно найти и серьезную драматургию (от Шекспира и Ибсена до современных классиков), и произведения, требующие большого состава высококлассных исполнителей, и новаторскую сценографию, техническое воплощение которой слишком дорого для некоммерческого театра. Данная система не только использует уже состоявшихся артистов, но и создает собственных «звезд»: заметная роль в коммерческой постановке открывает широкие возможности для начинающих артистов, становится их «визитной карточкой», свидетельствующей о высоком профессиональном уровне.

Так что коммерческий спектакль – совсем не обязательно низкопробное развлекательное шоу. Более того, любые попытки отождествить коммерческий театр с теми или иными творческими составляющими весьма относительны. Единственный абсолютный критерий в этом случае один – спектакль должен быть ориентирован на кассовый успех, который может быть достигнут как благодаря жанру постановки или именам исполнителей, так и через абсолютно неожиданное, авангардное режиссерское прочтение материала. Сформулируем по-другому: любая постановка, отвечающая условиям достаточно частых показов при полных залах и соответствующих ценах на билеты, - потенциально коммерческая.

Вместе с тем понятно, что данный фактор относится не только к «эксплуатационным характеристикам» спектакля, но и напрямую определяет его художественное решение.

Постановкам, изначально созданным для коммерческого проката, как правило, не удается избежать творческих компромиссов. Не желая рисковать, продюсеры стремятся задействовать уже проверенные методы, гарантирующие успех у публики. Отсюда частая облегченность и развлекательность, шаблонность сюжетов и, в целом, использование художественных приемов б качестве своеобразных технологий, способных вызвать нужную реакцию зала. Все это, естественно, не способствует развитию художественного процесса, апробации новых идей и форм, подлинному самовыражению авторов.

Конечно, бывают и исключения, когда интуиция и профессиональное чутье создателей подсказывают нестандартные ходы, а риск оправдывается не только финансовой, но и значительной творческой удачей. Однако общая тенденция такова, что возможности творческого поиска в коммерческом театре ограничены. Полем для экспериментов и собственно развития искусства становятся организации некоммерческой сферы, играющие на современном этапе все большую роль.

Таким образом, театральное искусство демонстрирует способность существовать в различных экономических моделях, быть основой деятельности организаций, ставящих перед собой разные задачи.

Но если определить цели хозяйствования этих организаций можно довольно четко, то разграничить собственно коммерческое и некоммерческое искусство столь однозначно нельзя.

Как было показано выше, творческая состоятельность и коммерческий потенциал – величины хотя и в значительной степени связанные, но не обратно пропорциональные. Подчеркнем еще раз, что коммерческий спектакль может отвечать самым взыскательным требованиям, так же как и произведение, реализующее смелые художественные искания, способно оказаться вполне коммерчески успешным.

Как же на практике решаются вопросы такого рода разграничения? Обратимся к опыту Соединенных Штатов Америки, где развитие некоммерческого театра сочетается с успешной эксплуатацией постановок, приносящих прибыль.

В течение долгого времени американский театр развивался преимущественно именно как коммерческий. Вершиной этого процесса стали постановки, осуществляемые на одной из центральных улиц Нью-Йорка. Бродвей - не только знаковое место, но и символ коммерческого театра как такового, а также отправная точка единой системы проката: свой «Бродвей» есть не только в каждом крупном американском городе, но и во всех мировых мегаполисах, где одновременно идут постановки, либо уже сошедшие с подмостков Бродвея, либо те, которым еще предстоит его покорить.

Как альтернатива данной системе возникли спектакли в других районах Нью-Йорка - термин «off-Broadway» («не на Бродвее») также стал нарицательным. Но несмотря на желание подчеркнуть свою независимость, сегодня эти театры – продолжение все той же системы. Здесь могут реализовываться более оригинальные проекты, быть ниже затраты и возможная прибыль, но по своей организационной структуре, правовому и экономическому статусу такие постановки практически ничем не отличаются от бродвейских. Нередко их называют «витриной Бродвея» – полем, где продюсеры без ощутимых финансовых потерь апробируют свои проекты, в случае успеха перенося их на Бродвей. Таким образом, вся творческая деятельность этих театров целиком подчиняется условиям коммерческого предприятия. В то же время, несмотря на выдающуюся роль «Бродвея», театральная жизнь США не ограничивается несколькими кварталами Нью-Йорка. В качестве реального противовеса выступает система региональных репертуарных театров.

Более корректное обозначение этих негосударственных некоммерческих организаций – театры-резиденты (residenttheatres). Дело в том, что, появившись как альтернатива Нью-Йорку, такие театры уже «доросли» до столичного уровня, и сегодня только в этом мегаполисе их насчитывается несколько десятков.

Понятие «репертуарный» в данном случае означает не наличие в театре при одновременном прокате множества спектаклей, а последовательный показ в течение сезона нескольких новых названий. В такой специфической, непривычной для нас трактовке название «репертуарный» говорит о том, что театр создан не для отдельного проекта, а для реализации долгосрочной художественной программы.

Американские театры-резиденты сочетают в себе практически все, что известно о современном менеджменте некоммерческого театра:

· планомерную адресную работу со зрителями;

· развитую систему многоканального финансирования;

· активное содействие в различных начинаниях попечительского совета.

Все это позволяет окружить театр лояльным сообществом, которое обеспечивает ему относительно стабильное существование.

Важнейшим моментом в функционировании стационарных театров является получение статуса некоммерческой организации в соответствии с налоговым кодексом США. Такой статус снимает значительную часть налогового бремени не только с самой организации, но и с адресованных ей пожертвований, что является экономической основой успешного фандрейзинга. Любопытно, что в перечне структур, освобождаемых от налогов (InternalRevenueCodeSlection), в искомом пункте «501 (с)(3)» театры или другие организации исполнительских искусств отдельно никак не выделяются. Речь идет об институтах, ставящих перед собой цели образовательного, научного, религиозного характера, занимающихся защитой детей и другими социально значимыми проектами.