Смекни!
smekni.com

Адвокат в суде Росийской Федерации с участием присяжных заседателей (стр. 6 из 8)

Содержание предусмотренной в подпункте 1 пункта 1 7 статьи ФЗ обязанности честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя относится не столько к правовой сфере, сколько к сфере морали, так как ни в каких законодательных актах не определяются ни сами по себе понятия "честность", "разумность" и "добросовестность", ни критерии их оценки. Тем не менее эти понятия наполняются конкретным правовым содержанием, могут порождать правовые последствия и стать предметом рассмотрения судом или квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты субъекта РФ в случае подачи жалобы или иска доверителя к адвокату.

Что же касается требования об использовании при защите прав и интересов всех не запрещенных законодательством средств, то оно предполагает: во-первых, полноту использования доступных адвокату возможностей защиты, а во-вторых, отказ от использования тех средств, которые в силу закона являются недопустимыми или даже влекут применение ответственности (в частности, ложный донос, фальсификация доказательств, принуждение к даче ложных показаний и т.д.).

В силу Закона каждый адвокат независимо от того, в каком адвокатском образовании он осуществляет свою деятельность, может быть привлечен к оказанию юридической помощи не на основании соглашения с доверителем, а по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда. Также в случаях, предусмотренных рассматриваемым Законом, на адвокате лежит публичная обязанность оказывать юридическую помощь бесплатно для обратившихся за помощью граждан, имеющих среднедушевой доход семьи менее величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Порядок привлечения адвокатов к исполнению этой обязанности устанавливается решениями адвокатских палат.

Постоянное совершенствование своих знаний и повышение квалификации являются не только делом чести каждого адвоката, но и его профессиональной обязанностью. Совершенствование знаний и повышение квалификации - дело прежде всего самого адвоката, однако адвокатские палаты и адвокатские образования должны принимать меры к тому, чтобы создать для этого необходимые условия. В этих целях при адвокатских палатах и крупных адвокатских образованиях могут создаваться (в том числе на общественных началах) научно-исследовательские или учебные институты, а также организовываться регулярные занятия в рамках профессиональной подготовки.

С учетом того, что основным источником финансирования адвокатуры являются средства, зарабатываемые самими адвокатами, в обязанности каждого адвоката входит отчисление за счет получаемого им вознаграждения сумм на общие нужды соответствующей адвокатской палаты в размере, установленном собранием (конференцией) адвокатов, и на содержание адвокатского образования в порядке и размерах, определяемых учредительными документами адвокатского образования.

В силу закона указанные отчисления являются обязательными профессиональными расходами адвокатов, и поэтому в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ как расходы, непосредственно связанные с осуществлением адвокатской деятельности, они относятся к профессиональным налоговым вычетам по налогу на доходы физических лиц в полном объеме.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей, предусмотренных как комментируемым Законом, так и иными законодательными актами, влечет ответственность адвоката, в том числе в виде прекращения его статуса адвоката (подпункты 5, 6 пункта 1 статьи 17 Закона). Например, в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Кодекса профессиональной этики адвоката мерами дисциплинарной ответственности могут являться:

"1) замечание;

2) предупреждение;

3) прекращение статуса адвоката;

4) иные меры, установленные собранием (конференцией) соответствующей адвокатской палаты в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 30 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Решение о применении той или иной меры дисциплинарной ответственности принимается советом адвокатской палаты на основании заключения квалификационной комиссии, так как в соответствии с указанным Кодексом "поступок адвоката, который порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры; неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты должны стать предметом рассмотрения соответствующих квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, проводимого в соответствии с процедурами дисциплинарного производства". Процедурные основы дисциплинарного производства предусмотрены в разделе втором Кодекса профессиональной этики адвоката[12].

В тех случаях, когда в результате ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей адвокатом был причинен вред правам и законным интересам доверителя, он может быть привлечен к соответствующей гражданско-правовой ответственности, выражающейся в обязанности возместить доверителю причиненный вред.

При обнаружении в действиях или бездействии адвоката, связанных с осуществляемой им профессиональной деятельностью, признаков преступления (дача взятки - статья 291 УК РФ; неуважение к суду - статья 297 УК РФ; фальсификация доказательств - статья 303 УК РФ; подкуп или принуждение к даче показаний или к уклонению от дачи показаний - статья 309 УК РФ; уклонение от уплаты налогов - статья 198 УК РФ), он может быть привлечен к уголовной ответственности[2].

2.5 Особенности деятельности адвоката в суде с участием присяжных заседателей.

В соответствии со ст. 123 части 4 Конституции РФ судопроизводство с участием присяжных осуществляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом. В соответствии со г. 30 УПК РФ обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных в случае, если он обвиняется в тяжких и особо тяжких преступлениях (т. е. в делах, где может быть назначено наказание на срок более 15 лет, пожизненное ли-шние свободы или смертная казнь). Ст. 47 ч. 2 Конституции РФ предоставляет это право, причем это столь важно, что той же Конституцией запрещается ограничивать эту возможность же в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 ч. 3 Конституции РФ).

Но, чтобы дело попало в суд присяжных на этапе окончания предварительного следствия, подсудимый должен свое желание выразить в письменной форме. Это происходит при ознакомлении с материалами уголовного дела, и следователь обязан разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать по окончании предварительного следствия о рассмотрении его дела судом при-сных. В случае отказа от заявления ходатайства обвиняемый дается права заявить его в дальнейшем. Адвокат должен контролировать добровольность заявления подзащитным ходатайства[14]. Процесс с присяжным имеет для подзащитного как положительные, так и отрицательные стороны, и перед заявлением ходатайства это необходимо обсудить с ним, чтобы он не оставался в неведении и не питал иллюзии, не подкрепленные фактами.

Если подзащитный выразил желание, чтобы его дело слушалось с участием присяжных, то адвокату предстоит разъяснить подзащитному множество требований, которые необходимо исполнить. Что должен знать подзащитный?

Особенности назначения судебного заседания в форме предварительного слушания (ст. 325 УПК РФ).

Обязательность участия обвиняемого на стадии предварительного слушания, если он добровольно от этого не отка-жется.

Условия формирования состава коллегии присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ) и условия ее роспуска или замены присяжных (ст. 329, 330 УПК РФ).

Полномочия судьи и присяжных (ст. 334 УПК РФ).

Особенности следствия с участием присяжных (ст.335 УПК РФ)[2].

Особенности обжалования и опротестования приговоров суда присяжных в кассационную палату, которая не вправе обсуждать вопросы обоснованности вердикта, и т. п.

Кроме этого, необходимо помнить, что если обвиняемых не сколько, то заявление хотя бы одного из них о рассмотрении дела судом присяжных касается также и остальных, т. к. они также будут привлечены к суду с участием присяжных, и эту позицию по возможности необходимо согласовать.

Адвокат не должен навязывать подзащитному свое мнение о целесообразности или нецелесообразности заявлять ходатайство о рассмотрении его дела в суде присяжных. Адвокат может лишь обратить внимание подзащитного на наличие в деле обстоятельств, благоприятных для рассмотрения в суде присяжных (обвинение основано на недостаточном количестве доказательств, предварительное расследование проведено необъективно, односторонне, неполно, и эта неполнота не может быть восполнена; обвинение основано на недопустимых доказательствах, полученных с нарушением закона, конституционных и процессуальных прав подозреваемого, обвиняемого, свидетелей; признавший свою вину в совершении убийства или другого тяжкого преступления обвиняемый характеризуется положительно, совершил преступление впервые, под давлением экстраординарных внешних обстоятельств, фиктивного, без нравственного и противоправного поведения потерпевшего и других факторов, говорящих за или против суда присяжных.

На предварительном слушании особое внимание адвокату следует уделить оспариванию допустимости доказательств. В соответствии со ст. 235 УПК РФ, если доказательство исклю-чено из дела, то в суде присяжных на него нельзя ссылаться и нельзя о нем сообщать присяжным)[18].

Если адвокат в стадии предварительного расследования по тем или иным причинам (например, из тактических соображе-ний) не возбудил ходатайства об исключении из дела недопу-стимых доказательств, полученных с нарушением закона, или возбудил такое ходатайство, но следователь его необоснованно отклонил, адвокат должен возбудить такое ходатайство в суде, прежде всего в стадии предварительного слушания. Практика идет по пути проверки и исключения на этой стадии только тех доказательств, которые указаны в обвинительном заклю-чении.