Смекни!
smekni.com

Абсолютизм как форма государственного устройства Германии в XV–XVI вв (стр. 2 из 4)

2. Право Средневековой Германии

Начиная с XII века в Германии не существовало «общегepманского права», а было право территориальных образований и городов. Правовая система характеризуется обособлением правовых норм, относящихся к высшему феодальному сословию, так называемым ленным правом. В то же время в Германии были и общие принципы и институты права. Нормы обычного права, систематизированные в сборниках права: «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало» и т.п., куда входили положения имперского законодательства и судебная практика, играли важную роль, Германское городское и торговое право отличались универсальностью и единообразием. К источникам права необходимо отнести международные договоры по обеспечению режима торговли и нормы римского права.[5]

В Германии имели место феодальные, церковные и городские суды. В Всстфалии и других землях получили широкое распространение особые суды, так называемые фемы. Суды фемов производили расследование о лицах, пользующихся «дурной славой». При этом нередко подсудимый вообще не вызывался и, как правило, выносился смертный приговор, который приводился в исполнение одним из членов этого судилища.

В 1532 году было издано уголовное и уголовно-процессуальное уложение Карла V («Каролины»), на основе которого образовалось общее немецкое уголовное право.

За каждой землей было сохранено ее особое уголовное право. «Каролина» предназначалась для восполнения пробелов в местных законах. Правила уголовного судопроизводства составляют основное содержание сборника. Более 100 статей посвящено уголовному праву. «Каролина» предусматривает государственные преступления, преступления против религии, против собственности, против личности. В ней даны понятия уголовного права: покушение, соучастие., необходимая оборона и т.д. В основу наказания положен принцип устрашения, ее отличает жестокость наказаний. «Каролина» сохранила черты обвинительного процесса. Формой рассмотрения уголовных дел был инквизиционный процесс.[6] Судья предъявлял обвинение. Следствие не было ограничено сроками и широко применялись пытки. В процессе можно выделить три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Первая стадия заключалась в установлении факта совершения преступления. Вторая стадия – общее расследование – допрос арестованного, и третья – специальное расследование – подробный допрос обвиняемого и сбор доказательств. Приговоры выносились обвинительные и оправдательные.

Земское право.

С ХШ века в Германии активно развивается «земское право», по которому судилось в судах «графской юрисдикции» все свободное население. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью. В этот период времени возникает доктрина «двух мечей»: духовный «меч» (власть) принадлежит Папе Римскому, а светский – императору. В германском праве традиционно имело место приниженное положение женщины. Без разрешения мужа жена не могла управлять никаким имуществом. Средневековое германское земское право знало наследование лишь по закону. С развитием товарно-денежных отношений происходило использование норм рецептированного римского права. Земское право предусматривает состязательный процесс по уголовным и гражданским делам.

Ленное право.

Монарх не мог свободно распоряжаться имперскими землями – ленами. Право на владение защищалось особыми исками. В ленном праве обычай регулировал отношения вассалитета.

Городское право.

Город был наделен статусом «корпорации» – совокупности граждан как единого целого, с правами юридического лица. Это право отличалось особой суровостью в отношении должников. В городах кроме назначенных судебных чиновников выбирались две категории судей: городские шеффены – (пожизненно) и ратманы – советники (на один год). В процессе делался акцент на гарантиях прав обвиняемого (краткосрочность разбирательства, объективности доказательств, недопущения самосуда).

Средневековое право Германии знало два вида преступных деяний: преступления и проступки.[7]

Судебная практика различала три основных вида преступлений:

1) против религии;

2) против государства;

3) против частных лиц.

Сосуществование различных нормативных (правовых и этических) систем, необходимость выбора социального поведения порождали напряженность, которая порой разряжалась в актах социального отчаяния вроде дворянских и крестьянских восстаний.

3. Формирование абсолютизма в Германии

В рассматриваемое время феодальная государственно-политическая система претерпевает значительные изменения. Государственная власть приобретает всё более и более централизованный и абсолютный (свободный) характер. В Западной Европе происходит объединение этнографических территорий Франции, Англии, Испании в рамках единых государств, что приводит в действие процессы складывания наций.

Реформационное движение устраняет внешнюю по отношению к государству идеологическую мотивацию его существования через принадлежность к единому католическому миру (и зависимость светской власти от Папы). Всё это вело к оформлению идеи «самодостаточности» государства. Государства превращаются в понимании людей в субъекты истории. Начинаются поиски новых идеологических (внутренних) обоснований государства. Однако до появления новых теорий государства было ещё далеко. В государственном управлении продолжает господствовать эмпиризм, большое влияние оказывает опыт других государств.

В Германских землях формируется так называемый региональный абсолютизм.[8] Невозможность создания единого централизованного германского государства была определена рядом факторов: деформирующей процесс создания немецкого национального государства ролью Священной римской империи германской нации под имперством Габсбургов, расколом на протестантские и католические земли в результате Реформации и Контрреформации, образованием вне системы «Священной империи» Бранденбургско-прусского курфюршества, а с 1701 г. – королевства Пруссии, особенностями Крестьянской войны 1524–1525 гг., которые укрепили власть земельных суверенов.

Абсолютистское государство развивалось, преодолевая несколько основных узлов противоречий. Во-первых: так как центр тяжести продолжал покоиться на сельском хозяйстве, основным выразителем классового отрицания феодализма на почве присущего ему способа производства оставалось крестьянство (наиболее показательной, с этой точки зрения, является Крестьянская война 1524 – 25 гг. Иногда по участию в ней всех сословий и их требованиям её часто называют первой, пусть и потерпевшей поражение, раннебуржуазной революцией). Во-вторых: налоговая политика абсолютизма приводила к недовольству горожан, буржуазии, которые хотели оказывать влияние на политический режим, соответственно своему вкладу в его финансирование – «Нет налогов, без представительства!».[9] (Так, насаждавшаяся Габсбургами абсолютистско-бюрократическая система, направленная на включение Нидерландов в структуру империи, вынужденное существование абсолютистского государства с местными представительными органами и учреждениями таили в себе зародыши неизбежного конфликта, который вылился в конечном счёте в антифеодальное национально-освободительное движение, носившего характер раннебуржуазной революции и завершившееся образованием Республики Соединённых провинций, в которой место суверена-короля заняли Генеральные штаты. Проблема налогообложения и прерогатив короля и парламента явилась отправной точкой развертывания и Английской революции 1649 г.). В третьих: в ряде случаев возрастали сепаратистские устремления аристократии (например, в Германии). Большое влияние на эволюцию европейского абсолютизма оказывают государства с новым общественно-политическим строем – Голландия и Англия. Более того, начинает всё более осознаваться связь между государственным строем парламентских государств с экономическими преимуществами этих стран в конце XVII–XVIII веке. Всё это через идеи Просвещения инкорпорируется в общественное сознание Европы. Французские просветители начинают прямую пропаганду английских политических порядков.

Начинается время «просвещённого абсолютизма» («просвещённого деспотизма»). Не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводились реформы в экономической, политической, культурных областях, направленные на модернизацию, устранение наиболее одиозных, устаревших, явственно всего мешавших устойчивому функционированию государства проявлений феодального порядка. Однако в силу непоследовательности реформ, их случайного (эмпирического) характера, обратимостью, связанностью с личностью чиновника-реформатора или «просвещённого государя», «Просвещённый абсолютизм» в целом характеризуется безрезультатностью и ещё больше обостряет социально-политическую ситуацию

Существенные отличия социально-политических условий в Германии от обстановки в Нидерландах, Англии и Франции предопределили не менее существенные отличия в толковании и оценке учения о естественном праве, выводах из него у немецких мыслителей. Отсутствие реальной исторической почвы для прогрессивной и тем более революционной трактовки теории естественного права (последняя даже во Франции появится позже) обусловило коллизии между гуманистическими, общечеловеческими началами, заложенными в теории, и объективно-классовым их истолкованием.

4. Абсолютизм как государственно-правовая наука в Германии

Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, окончательно утвердившегося в результате Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и приведшего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно задержали не только социально-экономическое, но и идейное развитие страны. Идеология, получившая теоретическое обоснование в естественно-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Германии весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолкование. Немецким просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой науке эта тенденция нашла выражение в учениях С. Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.[10]