Смекни!
smekni.com

Роль и место совместных предприятий нефтегазохимического комплекса (НГХК) РФ и РТ (стр. 2 из 7)

Однако с позиций отечественной цивилистики к нему есть ряд замечаний. Во-первых, для обозначения субъекта гражданского права ГК РФ оперирует категорией "организация", а не "предприятие". Предприятие рассматривается, в первую очередь, как имущественный комплекс, т.е. как объект гражданских прав (ст. 132 ГК РФ), хотя это и не помешало закрепить в ГК РФ понятие "государственные и муниципальные унитарные предприятия" (ст. 113-115 ГК РФ). Более того, категория "предприятие" может быть использована не только в значении юридического лица. Например, в рамках права Европейского союза она применяется к любой организации, занятой коммерческой деятельностью (undertaking), и является равнозначной понятию "иностранная инвестиция" (как деятельность иностранного лица).[2]

Во-вторых, совместное предприятие выступает в качестве собирательной категории, объединяющей любые виды юридических лиц и иные неправосубъектные организации, участниками которых являются иностранные лица. Переводя на юридический язык, совместные предприятия в России (как правосубъектные организации) - это хозяйственные товарищества и общества и иные юридические лица, предусмотренные гражданским законодательством. Следует поддержать мнение А.В. Кирина, который полагает, что "предприятие с иностранными инвестициями" - собирательное понятие, объединяющее практически все разновидности легализованных в настоящее время в Российской Федерации и закрепленных первой частью ГК РФ форм коммерческих организаций с участием иностранного капитала.

Совместные предприятия и другие подобные образования часто используются нефтегазовыми компаниями как инструмент распределения высоких отраслевых рисков и привлечения специалистов для осуществления конкретных проектов пропорционально доле участников в таких предприятиях. Законодательная база или определение совместного предприятия могут принимать различные формы. Образование совместного предприятия может быть осуществлено путем оформления договора о совместном предприятии, тот же результат может быть получен в результате соответствующей структуры управления, устанавливаемой уставом компании. Наличие совместного контроля - это то, что отличает совместное предприятие от других форм сотрудничества сторон. Совместным предприятием не является образование, в котором отсутствует совместный контроль.

Совместный контроль - это согласованное договором распределение контроля. Необходимо, чтобы установленная группа участников совместной деятельности единогласно согласовывала все ключевые финансовые и операционные решения. Другими словами, каждый из участников, осуществляющих совместный контроль, имеет право вето: при несогласии каждый из них может блокировать ключевые решения. Не все участники совместного предприятия должны осуществлять совместный контроль. Совместный контроль может осуществляться небольшим количеством ключевых участников, при этом остальные инвесторы отражают свою долю либо в составе инвестиций в ассоциированную компанию (если у них есть возможность оказывать существенное влияние), либо в составе финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, в соответствии с МСФО (IAS) 39.

Основным фактором при определении наличия совместного контроля является определение того, как решаются споры между участниками. При наличии совместного контроля для решения споров, как правило, требуется достижение согласия между участниками, независимый арбитраж или в крайнем случае - роспуск совместного предприятия.

Назначение одного из участников оператором совместного предприятия никаким образом не ограничивает совместного контроля. Полномочия оператора обычно ограничены принятием решений в отношении текущей деятельности: все ключевые стратегические финансовые и операционные решения принимаются участниками совместной деятельности коллективно.

Совместные предприятия подразделяются на три класса: совместно контролируемая деятельность, совместно контролируемые активы и совместно контролируемые организации. Совместно контролируемые активы часто встречаются в секторе разведки и добычи, а совместно контролируемые организации - в секторе транспортировки, переработки и сбыта. Совместно контролируемые активы существуют, когда участники совместно владеют и контролируют активы, используемые в совместном предприятии. Совместно контролируемые организации возникают, когда участники совместно контролируют организацию, которой, в свою очередь, принадлежат активы и обязательства совместного предприятия. Совместно контролируемая организация, как правило (но необязательно), является юридическим лицом, таким как компания. Основным в определении наличия юридического лица является определение возможности выполнения совместным предприятием функций, характерных для юридического лица: заключение договоров от своего имени, наличие и выполнение обязательств, наличие банковского счета на имя компании.

Совместно контролируемая деятельность часто возникает там, где одна сторона контролирует права на углеводороды и имеет оборудование и сооружения для добычи, а другая сторона владеет транспортными средствами и / или обрабатывающими мощностями. Между сторонами совместной деятельности происходит распределение выручки и расходов, связанных с конечным продуктом совместной деятельности. Каждая сторона сохраняет право собственности и контроль за своими активами.

Участник должен отражать 100% контролируемых им активов и обязательств, а также свои расходы и свою долю доходов от продажи товаров и услуг совместной деятельности.

Участник совместно контролируемых активов отражает:

- свою долю в совместно контролируемом активе, классифицируемую в соответствии с характером актива;

- любые возникающие у участника обязательства;

- свою пропорциональную долю в обязательстве, возникшем в связи с совместно контролируемыми активами;

- свою долю в расходах по операциям этих активов;

- свою долю в любых доходах, получаемых в результате деятельности этих активов (например, в дополнительных платежах от использования этих активов третьими сторонами).[3]

Совместно контролируемые активы скорее отражают распределение затрат и риска, чем распределение прибыли. Примером может служить доля совместной деятельности в месторождении, когда каждый участник получает свою долю добытой нефти.

Совместно контролируемые организации могут отражаться в учете либо по методу консолидации на пропорциональной основе, либо по методу долевого участия. Выбор одного из этих двух методов отражается в учетной политике компании и последовательно применяется ко всем совместно контролируемым организациям, в которых участвует компания. Иногда одним из основных практических вопросов для участника становится обеспечение отражения результатов совместной деятельности по тем же принципам, что и результатов его собственной деятельности, т.е. использование одних и тех же стандартов ОПБУ (МСФО) и одинаковой учетной политики. Растущее применение МСФО способствует сокращению количества необходимых поправок, но не исключает их.

Однако компаниям необходимо знать, что Правление КМСФО предлагает аннулировать возможность применения метода пропорциональной консолидации в некоторых случаях. Более подробная информация представлена в разд. 2.

Обычно участники вкладывают активы в совместную деятельность при ее создании. Вклад может осуществляться денежными средствами и неденежными активами. Вклад активов представляет собой часть активов, с которой расстается вкладывающая сторона в обмен на получение части активов, вносимых другими участниками. Соответственно вкладчик должен отражать прибыль / убыток, относящийся к вкладываемым активам, сумма которой (ого) определяется как разница между его долей в справедливой стоимости активов, вкладываемых другими участниками, и долей других участников в балансовой стоимости активов, вносимых этим вкладчиком.

Участник признает свою долю в активе, который вкладывают другие участники, по величине его доли в справедливой стоимости вкладываемого актива. Классификация указанной доли в бухгалтерском балансе зависит от характера актива для совместно контролируемых активов и в случае применения метода пропорциональной консолидации к совместно контролируемой организации. Метод долевого участия является эквивалентной базой оценки, при этом доля в активе формирует часть инвестиции, отражаемой по долевому методу.

Такие же принципы применяются, когда один из других участников вносит бизнес в качестве вклада в совместное предприятие, при этом в составе активов отражается гудвилл, определяемый так же, как и при объединении бизнеса.

Инвестиции, уровень контроля в которых меньше, чем при совместном контроле

Некоторые соглашения о взаимодействии похожи на совместные предприятия, но не соответствуют их критериям, так как для принятия ключевых стратегических решений в них не требуется единогласного согласия участников. Похожая ситуация возникает, когда для принятия решения требуется подавляющее большинство голосов, что может быть достигнуто в результате разнообразных объединений акционеров, но ни один из участников индивидуально не имеет права вето в отношении решения других участников. Порядок учета таких соглашений будет зависеть от того, как они структурированы, и прав, которыми наделен каждый участник.

Когда соглашение оформлено в виде компании, каждый инвестор будет отражать свои инвестиции либо по методу долевого участия в соответствии с МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные компании" (при наличии существенного влияния), либо по справедливой стоимости в составе финансовых активов в соответствии с МСФО (IAS) 39. Когда у инвесторов есть неделимое долевое участие в материальных или нематериальных активах, они обычно имеют право использовать часть операционной мощности такого актива. В качестве примера можно привести ситуацию, когда несколько инвесторов осуществили инвестиции в нефтепровод и один инвестор, которому принадлежит, допустим, 20%-ная доля, имеет право на использование 20% мощности трубопровода. Согласно отраслевой практике инвестор должен отразить свою неделимую долю по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и любого возможного обесценения.