Смекни!
smekni.com

Оценка современного состояния и проблем развития АПК Республики Беларусь (стр. 8 из 10)

Личный интерес является наиболее активным, непосредственно ощущаемым, первичным движущим фактором развития производства. Здесь проявляются отношения между отдельными работниками и обществом в целом, а также между работниками и предприятием. Личный материальный интерес объективно воздействует на развитие всего общественного производства.

Игнорирование экономических интересов всегда отрицательно воздействует на развитие производства. При реализации экономических интересов следует исходить из учета интересов человека, отсутствия внеэкономического принуждения, законодательной и социальной защиты человека в сочетании с государственной поддержкой.

Для более полной реализации экономических интересов работник должен обладать профессионализмом, предприимчивостью, владеть рыночной информацией, действовать осмотрительно, прибегая к коммерческому риску, иметь необходимую обеспеченность материально-техническими и другими ресурсами и надежных партнеров по бизнесу.

Экономические интересы должны лежать в основе всех преобразований в аграрной отрасли, ибо, только учитывая интересы каждого работника и коллектива в целом, можно обеспечить развитие производства и рост производительности труда.

Осуществление изложенных принципов предполагает новые подходы в организации сельскохозяйственного производства, изменение его базовых основ, связанных с изменениями форм собственности и хозяйствования.

3.2 Опыт зарубежных стран в реформировании аграрного сектора

При поиске оптимального варианта развития аграрного сектора экономики Беларусь необходимо учитывать тенденции развития этого сектора в развитых странах:

1) все больший удельный вес в производстве сельхозпродукции занимают крупные товарные хозяйства. Например, в США они составляют 14,5 % от общей численности сельскохозяйственных производителей, но обеспечивают занятость более 80 % наемной рабочей силы и выпускают более 73 % товарной сельскохозяйственной продукции. Крупные сельхозпредприятия более быстро, широко и эффективно осваивают передовые технологии, достижения науки и техники, прогрессивные методы организации производства, труда и управления. Поэтому они наиболее конкурентоспособны на внутреннем и внешнем рынках;

2) сокращение среднего срока функционирования малых и средних сельхозпредприятий, их разорение и сдача в аренду высвобождаемых земель. Удельный вес арендуемых земель в общей площади сельхозугодий в настоящее время, например, в Бельгии составляют свыше 70 %, в США и Франции – около 50 %, других странах Европейского Союза – от 55 до 75 %. В связи с этим увеличивается количество крупных товарных хозяйств, широко использующих арендуемые земли. Главные причины таких тенденций – более низкая конкурентоспособность мелких предприятий, рост удельного веса малодетных семей в сельской местности, отток молодежи в город и нежелание работать на селе, старение сельского населения;

3) широкое развитие любительского сельскохозяйственного производства, включая подсобное хозяйство сельских тружеников;

4) укрупнение сельскохозяйственных предприятий за счет аренды или приобретения дополнительных сельхозугодий, создания оптимальных по размеру товарных хозяйств. Мировой наукой доказано, что оптимальными по размеру товарные сельские хозяйства должны владеть сельскохозяйственными угодьями в пределах 1-3,5 тыс. га. Такие площади позволяют добиваться наиболее высоких и устойчивых результатов хозяйствования при оптимальном использовании ресурсов;

5) дальнейшее углубление специализации сельхозпредприятий всех размеров на базе межхозяйственного кооперирования и агропромышленной интеграции. Это позволяет при различных размерах землепользования повышать производительность труда, фондоотдачу и окупаемость затрат;

6) проведение сильной протекционистской политики, направленной на защиту интересов национальных производителей сельскохозяйственной продукции. Для этого используется несколько методов: поддержка цен на закупаемую продукцию выше мирового уровня, перераспределение доходов в пользу сельхозпроизводителей, предоставление им субсидий и др. Развитые страны ограничивают или даже запрещают импорт сельхозпродукции посредством таможенных пошлин, тарифов и квот. Некоторые меры защиты от импорта (особенно молочных и мясных продуктов, на которых специализируется отечественный АПК) целесообразно применять и в Беларуси;

7) главным в повышении эффективности сельхозпроизводства является не собственность на землю, а собственность на результаты труда. Учитывая это, можно констатировать, что на государственных сельхозугодьях одинаково успешно могут функционировать различные формы сельхозпредприятий. Главное – найти эффективные способы вовлечения каждого работника в процесс производства. За рубежом, например, с каждым годом увеличивается количество сельхозпредприятий, основанных на акционерной форме собственности. Она объединяет в себе лучшие стороны частного и коллективного предпринимательства;

8) в развитых странах появляется все больше сторонников тех форм предпринимательства, которые обеспечивают более высокий уровень социальной справедливости и защищенности. Постепенно сельское хозяйство выводится из стихии рынка, ведется на основе современных методов правового регулирования при мощной поддержке государства. Поэтому и в Беларуси аграрная политика должна строиться на разумном сочетании государственных и рыночных регуляторов.

При выработке стратегии развития сельскохозяйственной отрасли необходимо учитывать опыт проведения аграрных реформ в странах Восточной Европы. Часть из них (Болгария, Румыния, Польша) полностью ликвидировала колхозы. Чехия и Венгрия в этом смысле оказались более осторожными. В Чехии не распустили совхозы и колхозы, а очистили их от того, что деформировало их рациональную природу и делало, по существу, псевдоколхозами. В 1992-1995 гг. была осуществлена трансформация сельхозкооперативов (ЕСКХ), в распоряжении которых оставалось более 60 % земли и имущества. Они преобразовались в новые предпринимательские фирмы с четким определением доли каждого работника в имуществе.

В Венгрии подавляющее большинство крестьян не изъявляли желания выходить из преобразованных кооперативов. К середине 90-х годов удельный вес независимых фермеров в стране превысил 15 %, остальные крестьяне продолжают трудиться в кооперативах и совхозах. На фермерские хозяйства в Венгрии приходится около 6-7 % от общего объема аграрной продукции.

Сторонники мелкособственнического земледелия постепенно признают экономические реалии и в других странах. В Польше сейчас поощряется возрождение агрокомбинатов и создание крупных – по 200 га – фермерских хозяйств. В Болгарии выход пытаются найти в организации новых земледельческих и производственных кооперативов. В 1996 году число их членов превысило 1,2 млн. человек, а средний размер обрабатываемой площади составлял 800-900 га. В Румынии, извлекая уроки из негативных последствий “деколлективизации”, власти ориентировали производителей на создание новых форм объединения крестьян, так называемых “свободных ассоциаций крестьян-единоличников”. Крупные коллективные хозяйства сохранились и на территории бывшей ГДР. Возрождая колхозы в рыночном варианте, там руководствуются не политической ностальгией, а аксиомой, известной каждому крестьянину, - на крупных земельных угодьях выше производительность труда, более рационально используется техника, следовательно, ниже себестоимость продукции.

3.3 Реформирование аграрного сектора в Республике Беларусь

В последнее время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Например, разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Конечно, их темпы пока не сопоставимы с происшедшим в 90-е годы истекшего столетия катастрофическим спадом производства. Но все же заметно оживление. Сокращается убыточность отрасли.

Но нельзя сказать, реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается приоритет развития АПК, как это определено Программой совершенствования АПК на 2005-2010 гг. и рядом прогнозных документов. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, не паритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.

Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политики должна базироваться на следующих основных принципах.