Смекни!
smekni.com

Авторские права (стр. 3 из 17)

Также, нельзя, безусловно, расценивать как исчерпывающий содержащийся в Законе перечень конкретных действий по использованию произведений. В п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» перечисляются лишь наиболее распространенные способё использования произведений. Принципиально же вопрос решен в первом пункте той же статьи, который закрепляет за авторами право на использование произведения в любой форме и любым способом. В этой связи можно говорить о том, что Закон закрепляет за авторами не только те способы использования произведений, которые существуют в настоящее время, но и те, которые могут появиться в дальнейшем. Таким образом, действующее авторское законодательство, хотя и содержит весьма полный перечень конкретных авторских прав, но не описывает их исчерпывающим образом.

Предусмотренные, либо вытекающие из Закона права действуют, разумеется, применительно не ко всем видам охраняемых Законом произведений. Так, например, авторы произведений изобразительного искусства не обладают правом на публичное исполнение или правом на перевод, а создатели литературных произведений не пользуются правом на их публичный показ. Состав конкретных субъективных прав, которые возникают у авторов творческих произведений, зависит от вида последних, т.е. авторских правомочий, и соответственно от возможных способов их использования. По итогам рассмотрения данного подпункта, автором работы сделаны следующие выводы: в разных статьях Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий. К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т.д.

В связи с этим, только сам обладатель авторского права на произведение может определить ущемлены ли его авторские права при реализации авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.


ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ВИДЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

§ 1. Личные неимущественные права авторов

Одним из главных неимущественных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства. В юридической науке право авторства обычно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. В общественном признании данной связи заключается особый интерес создателя произведения, который и обеспечивается законом путем наделения творцов произведений особым субъективным правом авторства.

Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того, от данного права нельзя отказаться. данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. для признания лица автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.

Право авторства является правом абсолютным, поскольку ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия автора. Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства (плагиат), так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Наиболее грубым нарушением является полное или частичное присвоение авторства.

В последнее время среди части политических деятелей, а также руководителей высшего и среднего звена распространилась мода обзаводиться учеными степенями кандидатов и докторов наук. Загруженность таких лиц на основной работе, отсутствие у них навыков научной деятельности приводят к тому, что они нередко заказывают написание диссертаций. Исполнители же, стремясь облегчить и ускорить выполнение этой задачи, порой прибегают к плагиату. По мнению Р. Хаметова, это в свою очередь вызывает необходимость разработать методику выявления плагиата в такого рода «заказных диссертациях».[[14]]

Говоря о присвоении авторства научных произведений, необходимо отметить ряд весьма важных моментов. Принято выделять две формы плагиата: присвоение авторства идей и плагиат конкретных произведений.

Присвоение авторства идей, высказанных ранее в научных произведениях других авторов, не влечет юридической ответственности. Однако в ряде случаев можно вести речь об отсутствии новизны научной работы, если такой труд не будет содержать достаточного количества ранее неизвестных решений научных проблем. Кроме этого, отсутствие юридической ответственности не означает освобождения от моральной и нравственной ответственности, которая в кругах научной общественности может быть гораздо более действенной и значимой, чем первая.

Иная ситуация складывается, когда присваивают авторство на зафиксированные в материальной форме произведения. Российское законодательство в этом случае предусматривает гражданско-правовую и уголовную ответственность. Нормы, относящиеся к первой, закреплены в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» и Гражданском кодексе РФ. Уголовная ответственность за присвоение авторства предусмотрена в ст. 146 Уголовного кодекса РФ.

Основной целью присвоения авторства на научные работы является желание получить ученую степень кандидата или доктора наук. Наличие ее во многих случаях создает определенные преимущества в карьерном росте, позволяет выделиться из среды тех, кто имеет высшее образование.

Если не указан автор цитаты, большого отрывка, взятых в кавычки, можно вести речь о нарушении авторского права на имя. Здесь уместно напомнить правила цитирования чужих произведений. Согласно ст. 19 Закона «Об авторском праве и смежных правах» цитирование допускается только при наличии обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Способы присвоения авторства бывают различны. Практике известны случаи, когда автор дает согласие другому лицу на присвоение своего произведения полностью или частично. Но чаще всего присвоение происходит вопреки воле и желанию автора произведения.

В зависимости от характера и размера присвоения можно выделить присвоение авторства на целое произведение или на его часть.

Наибольшее распространение в последнее время получили следующие формы присвоения авторства в научных работах: написание диссертации на заказ научным руководителем лица, желающего получить ученую степень, либо одним, а также группой «подрядчиков», либо самим соискателем с включением в работу частей произведений других авторов без ссылок на них и источники заимствования.

О присвоении авторства научной работы (диссертации) может свидетельствовать явное несоответствие языковых и интеллектуальных навыков, наличествую в научной работе, из которой сделаны заимствования, соответствующим навыкам лица, указанного в качестве автора диссертации.

Право авторства, неразрывно связанное с личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Иногда в литературе можно встретить утверждение, что данное право является бессрочным, что, конечно, является неточным. В данном случае не разделяется право авторства как конкретное 9 право и авторство как юридический факт. Авторство как социальный феномен столь же объективно, как объективно существование самого объекта творчества. Поэтому, возникнув в определенный период жизни автора и получив общественное признание, авторство на произведение продолжает жить уже независимо от автора и после его смерти. Оно признается и охраняется и после смерти автора, но уже не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.