Смекни!
smekni.com

Инфляция: сущность, виды и роль в хозяйственной системе (стр. 3 из 8)


1.3 Особенности антиинфляционной политики в России

Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию [18, c. 46].

Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при крайне недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.

Условия для разбалансированности народнохозяйственных пропорций создавала на протяжении последних десятилетий повышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было осваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывались ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства, растягиванием сроков и ростом незавершенного строительства, достигавшим 2/3 суммы инвестиций.

Планово-распределительная система создавала затратный механизм хозяйствования и разбалансирования товарно-денежных отношений.

Использование отдельных рыночных элементов в управлении экономическими процессами в нашей стране было предусмотрено еще хозяйственной реформой 1964 г. Однако в результате сохранения жесткой централизации планирования управления, детальной регламентации деятельности всех хозяйственных звеньев реформа, разладив старый механизм хозяйствования, не создала новый и привела к обострению противоречий в экономике, способствовала углублению товарно-денежной несбалансированности в народном хозяйстве [19, c. 26].

Провозглашенная самостоятельность предприятий, введение полного хозрасчета не сочетались с административной системой управления производством - диктатом министерств и ведомств. Приоритет ведомственных интересов над общественными, жесткий план и фондирование основной массы материальных ресурсов, невозможность распоряжаться изготовленной продукцией и заработанными средствами сдерживали инициативу предприятий и объединений, снижали стимулы эффективного хозяйствования.

В основу хозяйствования был поставлен план, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальных и трудовых ресурсов, а в строительстве - и строительными механизмами. Это позволяло направлять усилия многих коллективов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование. У большинства предприятий планы производства в течение года неоднократно пересматривались и, как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизменными, либо увеличивались [14, c. 36].

С учетом уровня выполнения плана, который не всегда отражал реальный вклад коллектива предприятия или организации в экономику, формировались фонды экономического стимулирования. Несовершенство механизма формирования фондов экономического стимулирования приводило к тому, что они росли быстрее фондообразующих показателей: прибыли, реализации, производительности труда. Заниженность плановых заданий, нередко их подгонка под фактически выполненный уровень давали возможность значительно завышать вознаграждения и выплачивать незаработанные средства.

Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности общественного производства, расточительному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, разбалансированности материальных и стоимостных пропорций. При этом не сыграли должной роли повышение значимости таких показателей, как прибыль и реализация, заинтересованности в них как фондообразующих показателях и на базе этого снижение себестоимости выпускаемой продукции. Рост затрат компенсировался во многих случаях ростом оптовых цен [16. с. 65].

Широко распространились многопрофильные, неспециализированные производства, продукция которых не отличалась высоким качеством, но требовала огромных затрат [20, c. 48].

В стране все годы существовал острейший дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна производила больше всех в мире металла, топлива, электроэнергии, хлопка и т.д.

Материально-финансовая несбалансированность приводила к тому, что в стране был создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки и оборудование не устанавливаются в цехах по десять-пятнадцать лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностей продолжались, при этом не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. В результате металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство - от перерабатывающих отраслей, дорожного строительства, хранилищ, животноводство - от кормовой базы и т.д.

Все это приводило к огромным материальным и денежным потерям, разбалансированности экономики, к росту дефицита одних товаров при перепроизводстве других, к разбалансированности денежной и товарной массы. Таким образом, создавался затратный механизм хозяйствования, усугубляемый системой плановых заданий, которые выполнялись в ряде случаев независимо от значительных затрат.

В стране создавался избыточный платежеспособный спрос, как у населения, так и у государственных предприятий. Предприятия, создав за счет прибыли различные фонды экономического стимулирования, не могли зачастую их использовать из-за отсутствия материалов, оборудования, новых технологических линий и т. д.

Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения и хозяйственных организаций, с одной стороны, отрицательно влиял на денежный оборот и денежное обращение; с другой - создавал значительные ресурсы для роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета, что, в свою очередь, способствовало расширению масштабов затратного механизма хозяйствования [21, c. 67].

Большую роль в развитии инфляции играет расширение масштабов кредитования сверх реальных потребностей экономики, что ведет к росту эмиссии кредитных средств и наращиванию платежеспособного спроса.

По мере увеличения бюджетного дефицита кредиты Госбанка Министерству финансов все увеличивались и в 1990 и 1991 гг. они превысили кредиты народному хозяйству.

Негативное воздействие на денежный оборот оказало неоправданное развитие сферы платежных кредитов, задачей которого было покрытие разрыва в платежном обороте хозяйств и сокращение неплатежей в народном хозяйстве. Упрощенный порядок предоставления и оформления этого кредита, неограниченность лимитами позволили неоправданно насыщать денежный оборот платежными средствами за счет перекредитования хозяйственных органов (одни и те же ценности кредитовались по два-три раза) и втягивать эти ссуды в покрытие финансовых прорывов.

Отрицательную роль сыграл кредит в создании товарно-денежных диспропорций, в обострении товарного дефицита, создавая платежные средства, необходимые для накопления запасов товарно-материальных ценностей в размерах, превышающих действительную потребность в них.

Процесс разбалансированности народного хозяйства усугублялся широким вовлечением кредита в покрытие финансовых прорывов на всех уровнях народного хозяйства, что приводило к увеличению денежной массы в обращении [19, c. 27].

Важным фактором инфляционных тенденций в стране выступала государственная система ценообразования. Поддержание многих цен на искусственно стабильном, или низком, уровне в отрыве от происходивших изменений в производстве, спросе и предложении приводило к их деформации, неравновесному уровню по соотношению стоимости отдельных товаров и услуг. Кроме того, директивное установление цен не позволяло избыточной денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен. В условиях дефицитности товаров государственное регулирование цен не способствовало устранению структурных диспропорций в производстве, потреблении и еще больше усиливало избыточный платежеспособный спрос.

Инфляционные процессы в 70-80-х гг. набирали силу, как в сфере денежного обращения, так и в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными. Уже в этот период наблюдаются крупные диспропорции между оптовыми, розничными и закупочными ценами, которые не отражали общественно необходимые затраты труда и качество изделий, их потребительские свойства, не учитывали соотношения спроса и предложения и значительно отличались от мирового уровня.

Регулярно пересматривая оптовые, закупочные цены, государство оставляло неизменными низкие розничные цены. Это требовало широкого использования дотаций государственного бюджета и порождало ситуацию, когда увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции, добычи сырьевых ресурсов увеличивало убытки государства [16, c. 65].

Недостаточно обоснованная дифференциация цен способствовала возникновению дефицитности одних товаров и оседанию других в торговле и промышленности. Все это приводило к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей продукции не было стимулов повышать ее качество, снижать себестоимость. В эти годы осуществлялись огромная ежегодная уценка и списание товаров в торговле (составляющие 1,5-2 млрд. руб.).