Смекни!
smekni.com

Экономико-исторические концепции генезиса и развития человеческого капитала (стр. 1 из 4)

инвестиция человеческий капитал производительные силы

Концепция «человеческого капитала» в ее современном виде явилась закономерным результатом генезиса мировой экономической и социологическо-философской мысли. С тех пор, как человечество стало осознавать свою творческую производительную роль, своё значение по преобразованию окружающего мира, а производство жизненных условий и материальных благ выделилось в самостоятельную сферу под названием «экономика», многие умы пытались познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, оценить, измерить их количественные параметры.

Эти попытки, сначала единичные и малоуспешные, постепенно становились системными и целенаправленными. На каждом этапе исторического развития формировались различные подходы, концепции, которые отражали систему научных взглядов, характерных именно для того периода времени, когда жил тот или иной ученый, господствовала определенная научная школа.

Концепция человеческого капитала берет свое начало с XVII-XIX вв. Данная проблема нашла отражение в работах видных экономистов прошлого, таких как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. Милль, Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, Ф. Лист, Г.Д. Маклеод, А. Маршалл, Дж. Мак-Кулох, Й. Тюнен, И. Фишер, У. Фарр, Т. Уитштейн, Дж. С. Уолш и др. Она достаточно подробно исследована в фундаментальной работе В.С. Гойло «Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы», а также в работах российский ученых: А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, В.А. Коннова, С.А. Курганского «Производительные силы человека: структура и формы проявления», С.А. Дятлова «Основы теории человеческого капитала», Р.И. Капелюшникова «Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы», А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыреновой «Человеческий капитал в транзитивной экономике (формирование, оценка, эффективность использования)».

Исследователи установили, что еще в античном мире людей классифицировали по их способностям к различным видам труда. Существовало разделение взглядов в отношении рабов. Аристотель утверждал, что творческие свойства человека – это результат определенных условий его жизни, воспитания и учебы. В эпоху феодализма доходы помещиков зависели от количества и качества крепостных, состояния их здоровья, квалификационной подготовки, организации их труда и его стимулирования.

Период становления и развития рыночных отношений принес свои особенности в оценке способностей к труду, качественных параметров личного фактора производства. Впервые научный анализ человека как носителя комплекса производительных способностей, эффективности их формирования и использования, количественное выражение вложений в человека и попытка исчислить их отдачу предпринимается представителями классической политической экономии. Так, уже Вильям Петти писал, что «величие и слава государя покоятся на численности, искусности и трудолюбии его народа» [4, С. 79]. Прирост населения В. Петти считал приростом богатства страны [4, С. 81].

В. Петти первым среди экономистов выделил категорию «живые действующие силы», которая обобщает и объединяет в себе разнообразные свойства и способности человека, участвующие в производственном процессе. Он предложил считать эти силы составной частью того общенационального богатства, которые являются «результатом прежнего или прошлого труда». В. Петти писал даже о стоимости и ценности, правда, не созидательных сил человека, а самого человека в целом. Подробный анализ «стоимости … людей, ремесленников, моряков, солдат» В. Петти проделал в своей знаменитой «Политической арифметике» (1676). Он предложил «метод подсчета ценности каждого человека» [5, С. 154, 156, 171], где «стоимость человека» он определял не трудовыми затратами и даже не издержками по производству созидательных качеств на основе трудовой стоимости. «Ценность основной массы людей, как и земли, – считал В. Петти, – равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят» [4, С. 171] и в среднем составляет 80 фунтов стерлингов на каждого субъекта экономических отношений [4, С. 173].

«Живые действующие силы», считал В. Петти, не приходят сами собой и не даются природой, а являются результатом целесообразной деятельности общества. В формировании таких сил принимают участие как материальные, так и духовные блага. Он определил методологическую основу оценки человеческих способностей к труду, которая превалировала в обществе на заре рыночных отношений. Способность человека к производительному труду рассматривается как величина постоянная, определенная его профессией и трудолюбием. Прирост производительных способностей человека В. Петти ставил в зависимость от характера занятий людей, различая в них бесполезные и те, которые повышают квалификацию людей и располагают их к занятиям, которые сами по себе имеют огромное значение.

Спустя сто лет после В. Петти Адам Смит глубже и детальнее исследовал производство способностей человека к труду. В его знаменитом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» встречаются уже такие экономические категории: «способность рабочих к труду», «производительные рабочие силы» [1, С. 72, 74, 246, 253].

А. Смит различает простой и сложный труд и соответственно менее высокоразвитые способности работников. Он доказывал, что живые производительные силы самого человека играют первостепенную роль в экономике любой страны. В работах А. Смита человек анализируется не только с позиций его роли в экономике, но и с учётом его этических и нравственных качеств. Он впервые сделал вывод о взаимосвязи профессионального уровня подготовки человека, его нравственного воспитания и роста производительности труда.

Особое внимание следует обратить на то, что А. Смит включал знания, мастерство и опыт людей в «основной капитал» общества. Он пояснял, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в их личности. Эти способности, являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества» [1, С. 207-208].

А. Смит считал, что размер заработной платы при прочих равных условиях зависит от способностей рабочих, определяется количеством и предлагаемой стоимостью труда, но не должен сводиться к стоимости материальных благ, необходимых для воспроизводства трудоспособности.

Питание, его качество, отдых, развлечения – первостепенные потребности человека труда, а потому они должны удовлетворяться. Если этого не происходит, то индивид теряет качественную составляющую способности к труду.

А. Смит вполне обоснованно считал, что «для содержания семьи труд мужа и жены даже для низших разрядов простейшего труда должен приносить несколько больше того, что абсолютно необходимо для их собственного содержания, поскольку нужно воспитывать детей» [1, С. 66]. Более того, он впервые в экономической науке обратил внимание на роль родителей в воспроизводстве человеческого капитала: «От поведения родителей зависит судьба детей – выживут они вообще, станут общественным достоянием или, наоборот, общественным злом» [1, С. 621-622].

Но вместе с тем, А. Смит ошибочно считал труд родителей по воспитанию детей «непроизводительным», так как этот труд не создает стоимости [1, С. 244]. С одной стороны, он считает способности человека к труду величайшим богатством общества и включает их в «основной капитал», а с другой – утверждает, что труд, затраченный на производство этого «капитала», не является производительным. По этому поводу трудно не согласиться с К. Марксом, который утверждал, что «если бы А. Смит был последовательным и логичным, он должен был бы признать производительным и тот труд, который формирует, сохраняет и развивает живые производительные силы человека» [3, С. 154].

Д. Рикардо, развивая и продолжая экономическую теорию послесмитовского периода, считал «капиталом» пищу, одежду, домашнюю обстановку и утварь, сам дом. Он писал: «Не может быть большего заблуждения, чем предположение, что капитал увеличивается от неупотребления» [1, С. 129-130]. Д. Рикардо отождествлял процесс производства способностей человека с потреблением жизненных благ и средств, с воспроизводством самого населения. «Естественная цена труда, по Д. Рикардо, равняется минимальному уровню потребления работника и его семьи». Д. Рикардо ввел такое понятие, как «издержки воспроизводства рабочей силы» [1, С. 89].

Таким образом, классическая школа экономической мысли впервые на научной основе исследовала не только вещественные факторы производства, но место и роль человека в воспроизводственном процессе. При этом в ходе анализа личного фактора производства были сформулированы следующие принципиальные положения:

– производительные силы человека играют первостепенную роль в экономике любой страны;

– способность человека к производительному труду определяется его профессией и трудолюбием;

– способности человека – это не только его состояние, личный капитал, но и часть богатства всего общества;

– производительность труда зависит от профессиональной подготовки, здоровья и нравственного воспитания человека;

– воспитание, обучение человека требует действительных издержек, которые и образуют стоимость созидательных сил человека;

– заработная плата зависит от способности рабочих и определяется количеством и стоимостью труда;

– способности человека производятся в процессе потребления жизненных благ и средств.

Принципы, обоснованные классической экономической школой, весьма актуальны и для сегодняшней экономики России, где проблемы здоровья, особенно молодежи, нравственного воспитания, достойной заработной платы и в целом воспроизводства человека во многом остаются нерешенными. Именно о решении «… образовательной проблемы (на основании обеспечения всеобщего доступа к накопленным человеческим духовным, культурным, научным ценностям), проблемы здоровья и долголетия (благодаря разумному образу жизни… и через достижения медицины…)» наряду с другими проблемами говорят современные экономисты и социологи [6, С. 23].