Смекни!
smekni.com

Совершенствование налогообложения в условиях инновационной модели экономического развития (стр. 2 из 4)

В налоговой системе России превозобладал и не ставится под сомнение с позиций научной обоснованности противоположный подход. Он заключается в том, что ставки налогов устанавливаются исходя из необходимости роста бюджетных доходов. Вопросы воздействия их на потребительские предпочтения не являются объектом специального изучения и в практике налогообложения далеко не полно учитываются до тех пор, пока не начинают проявляться негативные последствия их использования. Не исключением в этом отношении является базовая ставка НДС. Первоначально она была установлена на уровне 28 %, однако проблемы собираемости налога, задолженности по налоговым поступлениям, масштабные уклонения от уплаты НДС уже в 1993 г. обусловили необходимость её снижения до 20, а с 1 января 2004 г. и до 18 %. Но проблем с администрированием НДС, его собираемостью при этом не уменьшилось. Они увеличиваются и обостряются, что уже на эмпирическом уровне позволяет сделать вывод о научной необоснованности уровня ставок НДС и необходимости их снижения.

На страницах периодической печати, в обращении Президента РФ к Федеральному собранию, на заседаниях правительства страны вопросы НДС, его элементной базы и ставок являются предметом специального внимания и обсуждения. Однако конкретных действий в этом направлении пока не последовало, за исключением изменения законодательной нормы по времени наступления налоговых обязательств.

Российская система обложения НДС в настоящее время использует несколько налоговых ставок. Так, для обложения социально значимых товаров наряду с базовой ставкой введена в действие так называемая пониженная ставка налога в размере 10 %, а с 2001 г. в законодательстве по НДС появилась и нулевая ставка налога, предназначенная для узкого перечня объектов обложения.

Использование в практике нескольких налоговых ставок не снимают проблемы ограничения потребительских и производственных предпочтений. В определенной мере они обостряются. Такое положение даёт основание для вывода, что количество налоговых ставок НДС и их размер не относится к разряду оптимальных.

Большое число ставок НДС с внешней стороны как бы соответствует конечным ценностям потребления облагаемых товаров, но с другой, как это доказано в работах ряда экономистов, влечёт за собой угрозу потери налоговых доходов и снижения эффективности НДС.

Ответ на вопрос о дифференциации ставок НДС можно найти при соизмерении выгод и издержек НДС. Что касается выгод, то в налоговедческой науке они определяются приращением налоговых доходов при условии, что каждый рубль их роста будет превышать выгоду от использования его государством в большей мере, чем его использование налогоплательщиком, при условии, если бы он не уплачивал налог. Количественную оценку этому явлению дать довольно сложно, поскольку необходимо анализировать потребление и его структуру у потребителя, устанавливая корреляционную зависимость с его доходами. Поэтому «большинство специалистов согласны с тем, что установление дополнительных ставок НДС, вероятнее всего, будет очень быстро уменьшаться с ростом числа этих ставок… а издержки очень быстро расти.

Что касается аргументации в пользу дифференциации ставок НДС, то она будет более убедительна при наличии ограничений в использовании других инструментов в налоговой системе. Если исходить из условий налоговой системы России, то такие инструменты в ней имеются. Степень дифференциации ставок прямых налогов и не только подоходного, но и других, администрируемых по отношению к добавленной стоимости (налог на прибыль, на заработную плату и т.д.), низка. В свою очередь, НДС, взимаемый по льготной ставке, находится в пределе 0,5-1 % от всех его доходов. Что же касается затрат, то можно утверждать, что они значительно выше и не только по приросту расходов по администрированию, но и других издержек трансакционного и социально-экономического характера а также потерь бюджетных доходов в результате предъявляемых к возврату сумм НДС. долгосрочный инновационный экономика налогообложение

Следовательно, переход к единой ненулевой ставке НДС экономически предпочтительнее в современных условиях России, чем сохранение его льготной ставки. При этом товары и услуги социальной направленности должны облагаться нулевой ставкой. Только в этом случае может быть достигнут социальный и экономический эффект и оптимизация налоговых ставок НДС.

НДС является налогом на добавленную стоимость, стало быть, его ставки должны устанавливаться с учётом факторов её производства. В настоящее время в России, в отличие от многих стран мира, основной вклад в прирост совокупного чистого дохода вносит не капитал и не труд, а природный фактор в форме ренты. При этом условием её формирования является непосредственное использование земли, её недр и средств коммуникации (транспорт, трубопроводы, связь), а также монополизация основных сфер применения труда и капитала.

По данным академика Д.С. Львова и ряда других учёных, на долю ренты приходится 75 % совокупной добавленной стоимости, в свою очередь трудовых вложений в 15 раз, а капитала в 4 раза меньше.

Другими словами, основная масса приращения стоимости в стране осуществляется за счёт природно-ресурсного потенциала в форме природной и монопольной ренты, которая в своём большинстве присваивается не государством, а частными, властными и околовластными структурами, криминальным бизнесом. Индивиды могут присваивать созданную добавленную стоимость в основном посредством доходов, которые отражают степень их участия в процессе её создания, а не распределения и перераспределения.

Такое распределение и перераспределение добавленной стоимости во многом объясняется издержками существующей в России налоговой системы. Главной её составляющей является фонд оплаты труда, так как с ним в той или иной форме связано около 70 % всех налоговых доходов, в меньшей мере – доходы капитала и в незначительной степени – рентные доходы. НДС в данной системе – основной налог, как по масштабу использования, так и по размерам налоговых доходов. В этой ситуации ставка НДС играет далеко не последнюю роль в перераспределении добавленной стоимости. Поэтому при её определении, исходя из реализации налогового принципа справедливости, и необходим комплексный и системный подход. Он должен реализоваться в совокупности с изменением ставок других налогов прямого действия. Переход к единой ненулевой ставке НДС должен сопровождаться дифференциацией ставок подоходного и рентного налога, что подтверждается практикой налогообложения в развитых странах. Уровень ставки НДС при этом должен быть ниже среднеевропейского, так как Российская Федерация обладает значительными приоритетами в сфере использования природно-ресурсного фактора.

Например, налоговое законодательство США в целях реализации принципа справедливости предусматривает значительную дифференциацию ставок ряда налогов, благодаря чему государство может перераспределять добавленную стоимость в соответствии с экономической природой её производства и присвоения. Шкала ставки подоходного налога в США представлена данными таблицы 1.


Таблица 1

Шкала ставок федерального подоходного налога США

Размер налогооблагаемого дохода, долл. Налоговые ставки, %
Одинокие физические лица
Менее 25 750 15,025 751 – 62 450 28,062 451 – 130 250 31,0130 251 – 283 150 36,0Более 283 150 39,6 15,028,031,036,039,6
Супружеские пары, выплачивающие налоги совместно
Менее 43 050 15,043 051 – 104 050 28,0104 051 – 158 550 31,0158 551 – 283 150 36,0Более 283 150 39,6 15,028,031,036,039,6
Члены семьи, выплачивающие налоги самостоятельно
Менее 21 525 15,021 526 – 52 025 28,052 026 – 79 275 31,0 79 276 – 141 575 36,0Более 141 575 39,6 15,028,031,036,039,6

Кроме уплаты налога на федеральном уровне, происходит его взимание почти во всех штатах, причём уплаченные в штатах и муниципалитетах суммы подоходного налога вычитаются при выплате данного налога в федеральный бюджет. Налоговые ставки подоходного налога штатов и муниципалитетов также дифференцированы в пределах от 0 до 26 %, а на федеральном уровне – от 15 до 39,6 %.

Если в экономически процветающей стране даже в условиях отсутствия НДС ставки подоходного налога дифференцированы, то исходя из экономической логики они тем более должны быть прогрессивными в тех экономических системах, в которых используется НДС. Именно так подходят к ставкам подоходного налога в Германии, где они дифференцированы в пределах от 15 до 42 %. При этом налогооблагаемый минимум колеблется в пределах с 7654 до 15329 евро. НДС в Германии взимается по двум ненулевым ставкам: базовой – 16 % и льготной – 7 %.

Личный подоходный налог взимается по прогрессивной шкале налогообложения и в Великобритании. Так называемая стартовая ставка 10 % устанавливается на налогооблагаемую сумму 1920 ф. ст. в год, ставка в размере 22 %, является базовой и применяется к доходам от 1921 до 29900 ф. ст. и высшая ставка – 40 % применяется к доходу, превышающему 29900 ф. ст. В системе подоходного налогообложения действует необлагаемый налоговый минимум, размер которого превышает 4000 ф. ст. Эта сумма вычитается из дохода налогоплательщика до обложения его налогом.

Стартовая ставка НДС в Великобритании установлена на уровне 17,5 %, а пониженная – 5 %.

Таким образом, практика налогообложения в ведущих странах мира в основном соответствует теоретически обоснованным подходам к налогу как части дохода, присваемого государством с целью удовлетворения собственных потребностей и в определённой мере потребностей налогоплательщика. Его реализация в практике происходит на основе дифференциации налоговых ставок на доходы граждан и установлении необлагаемого минимума. Что касается ставок НДС, то в Европейских странах используются, как правило, две ненулевые – льготная, в пределах 5–7 % и базовая 15–20 %.