Смекни!
smekni.com

Взаимодействие культуры и бизнеса (стр. 2 из 5)

В настоящее время все большую популярность приобретает так называемая этика бизнеса, задача которой заключается в придании целям бизнеса гуманистического, социально-ориентированного и культурно-опосредованного характера. В связи с этим возникает проблема так называемой социальной ответственности бизнеса, позволяющей предпринимателю интегрироваться в социальную систему общества и принести ему пользу. Бизнес представляет собой социальный институт, и он вынужден принимать во внимание воздействие своих решений на более крупную социальную систему. Корпорации, которые для реализации своих целей задействуют тысячи людей и затрагивают в результате своей деятельности интересы еще миллионов других людей, должны считаться с последствиями социального воздействия своих операций. Аргументы в пользу социальной ответственности коротко можно свести к следующему:

1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества, устраняющие необходимость государственного регулирования, проводятся в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном, с социальной точки зрения, благоприятнее условия для бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стабилизировать прибыль, поскольку потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Чтобы сузить разногласия между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать часть этих ресурсов на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

Таким образом, аксиологическая функция предпринимательства оказывала и продолжает оказывать влияние на предпринимательство. Наверное, самая важная задача, которую призвана решать эта функция, заключается в сдерживании безудержности предпринимательской деятельности посредством нравственности и признания необходимости ценностных смыслов любой деятельности.

Предпринимательство – это особый вид деятельности, неотъемлемыми составляющими которого являются риск, новаторство, предприимчивость, активность. Всякая деятельность предполагает наличие некоей цели, ради которой она осуществляется. Деятельность связна со смыслом, поскольку бесцельная деятельность перестает быть таковой. Это относится и к предпринимательству.

С XIX века приходит понимание того, что целью предпринимательства является улучшение жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Цели предпринимательства теряют ярко выраженный эгоистический характер и переходят в разряд социально значимых. Поиск и разработка культурно и общественно значимых целей предпринимательской деятельности становятся объектом пристального внимания исследователей XX века. Практическое воплощение этих теорий хорошо видно по тем слоганам, которые известные фирмы провозглашают в качестве главной цели своей деятельности. (Например, «Филлипс» – «Изменим жизнь к лучшему», «Джонсон-и-Джонсон» – «Мы заботимся о вас и о вашем здоровье»). Итак, еще одна функция предпринимательства – деятельностная функция. Ее культурный характер определяется целеполаганием, выходящим за пределы чисто экономических целей.

Культура создает образ предпринимателя. То, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать предприниматель – еще одна тема, нашедшая всестороннее освещение в истории общественно-философской мысли. Наверное, один из наиболее полных образов личности предпринимателя можно встретить у Ф. Бэкона, который ее очень подробно описывает. «Деловой человек» в представлении Ф. Бэкона – это кузнец своего успеха, к которому направлена его деятельность. Он обладает такими качествами, как осмотрительность, наблюдательность, осторожность, здравый смысл, последовательность в делах и мыслях, гибкость, приспособляемость, удачливость, оптимизм, честность. Для него важно не потерять добродетель, от которой, по мнению философа, зависит важная составляющая делового успеха – репутация. В отличие о последующих мыслителей, деловой человек Ф. Бэкона еще свободен от всепоглощающей страсти к наживе, поскольку не в этом заключается, как это полагал Бэкон, счастье человека. Большое богатство – пока это не цель, а обуза. Успех в делах дает человеку уверенность и репутацию, которые вместе порождают удовлетворение – «первая – в самом человеке, вторая – в других по отношению к нему».

Автор считает возможным сделать вывод о том, что в личности предпринимателя мыслители пытались привести к равновесию те качества, которые, с одной стороны, отвечали за достижение делового успеха, а с другой стороны, служили ограничительными рамками безудержному стремлению к наживе. Другими словами, личность предпринимателя предстает перед исследователем как противоречивая, поскольку те качества, которые должны были вести предпринимателя к экономическому успеху, постоянно подводили под контроль тех качеств, которые не позволяли ему выйти за нравственно санкционированные рамки в своей деятельности. Эта противоречивость, необходимость постоянного самоконтроля, говорит о явном вмешательстве культуры, поскольку иначе трудно объяснить, зачем предпринимателю следует культивировать качества, которые, с точки зрения достижения экономического успеха, тормозят его. В этом проявляется еще одна существенная культурная функция предпринимательства – воспитательная. Воспитательная функция показывает экономике те требования к предпринимателю, которые предъявляет к нему культура и общество, а также те пути, которые не позволят предпринимателю стать беспринципным, обезличенным экономическом механизмом.

Бизнес – это сложное многофункциональное явление человеческой цивилизации. Наверное, самыми очевидными его функциями являются экономическая и социальная. Экономическая функция направлена на производство товаров и услуг с целью получения прибыли. Социальная функция направлена на воспроизводство трудового потенциала, условий его жизнеобеспечения и общественных отношений, на социальную интеграцию общества. Однако нельзя недооценивать культурные функции предпринимательства. Таким образом, предпринимательство – это своеобразный «ген» цивилизации. Предпринимательство посредством своих культурных функций оказывает влияние на экономическую, социальную, нравственную, политическую, культурную, религиозную и многие другие сферы жизнедеятельности человека.

2. Типология взаимодействия культуры и бизнеса

Анализ современной ситуации позволяет нам выделить несколько распространенных типов взаимодействия бизнеса и искусства.

бизнес культура инвестиция меценатство

2.1Культура как бизнес

Пожалуй, одним из наиболее распространенных в последнее время способов такого взаимодействия является рассмотрение культуры в качестве одной из сфер бизнеса, при которой произведения изначально продуцируются с целью их дальнейшей реализации. По сути, это коммерческая деятельность, имеющая своей конечной целью извлечение дохода, примером чего может служить современный шоу-бизнес.

Отличительной чертой такого вида коммерческой деятельности является его ориентация в первую очередь на массового розничного потребителя, способного обеспечить устойчивый платежеспособный спрос. Эта специфика во многом определяет жанровую основу современного шоу-бизнеса (его ориентация на тиражируемые культурные объекты (аудио- и видеозаписи, печатная продукция) и на многолюдные аудитории (концерты, шоу-программы, театральные спектакли, цирковые выступления, кинематограф и телевидение). Кроме того, подобное «культурное производство» рассчитано на удовлетворение запросов массовой аудитории и достаточно усредненного «общего вкуса», что превращает его в своеобразный ретейловый бизнес, строящийся по образцу супермаркета. Следствием стремления извлечь максимальную прибыль неизбежно становится и «общедоступность» производимого и продаваемого материала.

Подобная сфера «культурного производства» является одним из основных способов формирования стоимости искусства – через продажу записей, копий, билетов на массовые мероприятия. «Касса», собранная фильмом, аудиодиском или концертом, становится вещественным выражением его экономической ценности именно как предмета массового искусства. Неслучайно поэтому, что именно кассовые сборы все чаще рассматриваются качестве одного из основных качественных критериев современных артефактов.