Смекни!
smekni.com

Основные черты и сущность плановой экономики (стр. 7 из 9)

- более глубокую разработку социально-экономических проблем советского общества;

- всестороннее изучение общественных потребностей;

- обеспечение постоянного роста эффективности общественного производства на базе всемерного усиления интенсивных факторов развития экономики;

- расширение горизонтов перспективного планирования и повышение роли научного прогнозирования;

- сбалансированное развитие хозяйства на основе прогрессивных нормативов использования ресурсов;

- усиление комплексного, межотраслевого характера планирования;

- повышение ответственности кадров за выполнение государственных планов и заданий, укрепление плановой дисциплины во всех звеньях народнохозяйственного механизма.

Централизованное планирование призвано обеспечивать ведущую роль народно-хозяйственного подхода к решению экономических вопросов, чёткое определение очерёдности задач хозяйственного развития, поэтапного развёртывания целевых программ, места каждой отрасли в реализации этих задач. Комплексный характер крупных народно-хозяйственных проблем предполагает усиление в планировании программно-целевого подхода к подготовке, обоснованию и принятию народно-хозяйственных решений.

2.2 Недостатки и достоинства советской экономики

плановая экономика производство хозяйственный рыночный

Недостатки советской экономики.

На возникновение диспропорций советская экономика не могла отреагировать ни немедленно, так как отсутствовало свободное ценообразование, ни с небольшим запаздыванием, так как не было резерва производственных мощностей, рабочей силы и сырьевых ресурсов. Даже если невостребованность производимого товара на потребительском рынке была очевидной, предприятие не могло самостоятельно сократить производство, а было вынуждено продолжать выполнять план на 100%, естественно полностью тратя при этом выделенные ресурсы. [4]

В результате претендовать на имеющиеся резервные фонды было выгодно любому предприятию, даже производящему никому не нужный товар. Это приводило к растаскиванию резервных фондов и их малодоступности для предприятий производящих востребованные и дефицитные товары, действительно нуждавшихся в этих фондах для расширения производства.

Единственным способом реагирования был периодический пересмотр плана, который неизбежно происходил с большим запаздыванием и был аналогом инвестиционного фактора в капиталистической экономике. То есть вместо трех принципиально различных способов подавления диспропорций (ценовой, отраслевой, инвестиционный), имеющихся в капиталистической экономике, советская экономика располагала только одним (инвестиционным). Это и привело к тому, что дефициты стали бедой советской экономики.

Проблема усугублялась существенно большей потребительской свободой в СССР по сравнению с капиталистическими странами. Во-первых, если в СССР жизненно необходимые расходы (жилье, питание, общественный транспорт) составляли 30-40% от заработка, то в капиталистических странах жизненно необходимые расходы (жилье, питание, автомобиль, образование, страховки) составляют 80-90% от заработка. Во-вторых, при капитализме потребности людям навязываются посредством рекламы, в СССР же и промышленность, и планирующие органы были лишены возможности формирования потребительского спроса. Поэтому изменения структуры потребительского спроса в СССР могли быть более резкими и масштабными.

В качестве недостатка командно-административной системы многие выделяют также и то, что Центр, «стремясь расписать номенклатуру выпускаемой продукции в натуральном выражении вплоть “до гвоздя”, должен содержать огромный бюрократический аппарат, поглощающий значительные трудовые и материальные ресурсы» [38]. Назвать точно размер бюрократического аппарата при СССР невозможно, поскольку списки номенклатуры являлись секретными и о ней официально ничего не сообщалось. Поэтому данные разных исследователей рознятся, но в целом порядок цифр у большинства из них остаётся схожим. Примерно бюрократический аппарат СССР составлял от 2 до 4 млн. Однако бюрократическому аппарату СССР помимо большой численности в упрёк ставят также его коррумпированность. Действительно, коррупция в номенклатуре присутствовала, однако нельзя не отметить, что коррумпированность чиновников после распада Союза возросла во много раз.

Активной критике социалистическая система подвергается и за то, что она способствует концентрации большой власти в руках одного человека (группы лиц), что может привести к установлению в стране тоталитарного режима и проведению государством агрессивной внешней политики. Действительно, эпоха «сталинизма», к примеру, сопровождалась массовыми репрессиями, а что касается агрессивной внешней политики, то здесь в качестве примера можно привести нападение СССР на Финляндию (1939), ввод войск в Венгрию (1956), Чехословакию (1968), Афганистан (1979).

К недостаткам командно-административной системы относят также и большие размеры теневого сектора. Так, уже к началу 70-х годов 3-4% ВВП СССР производилось в теневом секторе, а в период с начала 60-х по конец 80-х в среднем масштабы теневого сектора увеличились в 30 раз (в строительстве – в 60 раз, в сфере транспорта и связи – в 40 раз, в сельском хозяйстве и промышленности – в 30 раз) [65]. Однако нужно отметить, что после развала СССР размеры теневого сектора не уменьшились.

Достоинства советской экономики.

Основным достоинством советской экономики является возможность свободного перераспределения средств внутри экономики. В частности, благодаря этому в советской экономике были невозможны циклические кризисы перепроизводства. Столкнувшись с убыточностью каких-либо отраслей, государство могло поддерживать их на плаву, за счет перераспределения средств внутри экономики, что позволяло обеспечить либо стабильность ситуации, либо медленное сдувание таких отраслей, то есть перепроизводство не приводило к спиральному сжатию общественного дохода. Советский Союз за годы первых пятилеток (всего за 10 лет, что по историческим меркам является очень коротким сроком), “превратился из крестьянской страны в мощную индустриальную державу” [24], одержал победу в Великой Отечественной войне, первый реализовал программу освоения космоса, создал армию, способную противостоять военной машине Соединенных Штатов. Однако всё это делалось за счет других отраслей – легкой промышленности и сельского хозяйства, откуда забирались средства для развития тяжелой промышленности и ВПК.

Другимпреимуществом командно-административной системы является то, что в ней в значительной степени снижены или вообще отсутствуют некоторые виды транзакционных издержек. Так, при централизованной экономике отсутствуют издержки поиска информации (прежде всего, затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи), поскольку производители прикреплены к магазинам и поставщикам ресурсов директивным способом, а конечным потребителям благ не приходится прилагать усилия по поиску наилучших условий купли-продажи, так как каждый вид товара производится одним производителем и его цена и качество везде одинаковы (во времена СССР цена указывалась прямо на изделии).

При плановой экономике отсутствуют также издержки, связанные с нарушением условий контракта и контролем за его исполнением: никто не может нарушать плановое задание – или под страхом морального или физического наказания, или просто потому, что само задание полностью учитывает ресурсы и возможности предприятий, следовательно, выполнение его становится естественным и целесообразным занятием.

Помимо транзакционных издержек, при командно- административной системе отсутствуют и некоторые виды производственных издержек. В первую очередь, это издержки, связанные с затратами на рекламу и маркетинговые исследования. К тому же при иерархической системе насчитывается гораздо меньше профессий, которые не связаны непосредственно с производством материальных благ и оказанием услуг конечным потребителям.

К достоинствам командно-административной системы можно отнести также и то, что плановый выпуск продукции в значительной степени фильтрует ассортимент производимых товаров и услуг, исключая из него те товары и услуги, которые пагубно воздействуют на физическое и нравственное состояние общества, но пользуются спросом при рыночной экономике.

2.3 Необходимость перестройки плановой экономики в рыночную

Чаще всего важнейшие достижения системы, ее способности к увеличению экономического потенциала и общественного благосостояния выражаются с помощью показателей темпов роста. Следует отметить, что эти показатели, хотя и дают возможности для сравнения, сами по себе не являются совершенными. В основе их расчетов лежит умножение объема производства и цены. Если в рыночных системах эти цены формируются в соответствии с законами рынка и в силу этого имеют объективный характер, то ни о какой объективности внутренних цен для государств с плановой экономикой не может быть и речи. Эти цены устанавливаются административным путем, на основе волюнтаристских решений.

Кроме того, и сама статистика в социалистических странах была довольно несовершенна. Часто статистические результаты просто завышались. В качестве примера можно привести тот факт, что социалистическая Румыния два раза отказывалась от своих официально объявленных статистических данных и публиковала новые, значительно более скромные статистические показатели. Вот почему исследователи очень осторожно подходят к официальным цифрам и производят их корректировку.

В табл. 1 представлены откорректированные данные о темпах роста социалистических и капиталистических стран.

Определив среднеарифметическую величину для двух групп стран, приведенных в таблице, можно прийти к выводу, что в 50-х гг. быстрее развивались социалистические страны (5,7%) по сравнению с капиталистическими (5,0%).В следующее десятилетие более быстрого роста достигли капиталистические страны (5,5% против 4,4% за период 1960-1965 гг. и 4,3% за период 1965-1970 гг.). В следующем пятилетии преимущества в темпах роста были на стороне группы социалистических стран (4,8% по сравнению с 3,9%), а с 1975 по 1980 г. вперед опять вырвались капиталистические страны. Превосходство социалистических стран наиболее полно проявляется в 50-е гг., когда общий уровень экономического развития этих стран был довольно низким.