Смекни!
smekni.com

Мексика и мировой финансовый кризис (стр. 2 из 4)

Таблица 1

Структура экспорта Мексики в 2009 году (млн.$)

Экспорт товаров всего 249,961
Пища 13,472
Товары потребительского спроса, в т.ч. топливо 59,028
Сельскохозяйственное сырье 0,995
Руды и металлы 5,924
Цветные металлы 3,391
Топливо 38,636
Производственные товары 189,148
Продукты химии 8,832
Машиностроение 135,168
Др. произв. Товары 45,148
Железо и сталь 4,189
Текстиль, пряжа, ткани, одежда 8,73

Источник: http://www.unctad.org/statistics/Unctad Handbook of statistics 2010.

Тем не менее, главной товарной группой остаются нефть и нефтепродукты. Добыча нефти в мексиканской экономике выходит на первый план, начиная с 1970-х годов. Основой мексиканской экономики является нефтяная промышленность. По добыче нефти страна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно компания «Petroleos Mexicanos» (Pemex), самая большая нефтедобывающая компания Латинской Америки, поставляет на рынок несколько сотен миллиардов баррелей нефти ежегодно. Являясь крупным поставщиком нефти, Мексика играет, несомненно, важную роль на нефтяном рынке.

Сбалансировать внешнюю торговлю, внешние платежные операции – важная задача нового правительства. Торговля с США складывается у Мексики с активным балансом (нефть – главный продукт, 2-е место после Саудовской Аравии). Торговые отношения с крупнейшими странами Южной Америки - Аргентиной и Бразилией характеризуются пассивом. Мексика покупает в Аргентине в два раза больше, чем продает, в Бразилии - в 6 раз больше (2005 год). Экспорт на Кубу составляет треть продаж в Аргентину.

В сфере услуг, безусловно, лидирует туризм. По приносимым доходам он занимает второе место после торговли нефтью и газом. Туристы посещают в основном район Мехико и полуостров Юкатан, где в древности находились государства майя и ацтеков. Пользуются популярностью и пляжи Мексиканского залива и тихоокеанского побережья.

С давних времен внешняя торговля стран региона формировалась под воздействием транснациональных интересов. Зарубежные предприниматели фактически определяли структуру, объемы экспорта и его географию, а тем самым прямо или косвенно и соответствующие показатели импорта, общее направление внешнеторговой деятельности. Для них была характерна ориентация Латинской Америки на приоритетное обслуживание потребностей внешнего рынка.

По мере зарождения и нарастания в регионе движения за экономическую безопасность укреплялась концепция эффективной внешней торговли. При поддержке государства возникали отрасли обрабатывающей промышленности, "скотоводческие", "кофейные" и "банановые" хозяйства превращались в аграрно-промышленные структуры с соответствующими сдвигами в экспорте и импорте. Подобные перемены не устраивали как зарубежных коммерсантов, так и традиционных местных предпринимателей. Центрам было нежелательно появление на мировом рынке новых конкурентов и они делали все возможное, чтобы страны региона, по крайней мере их большинство, оставались поставщиками сырья и промышленной продукции первых поколений. Для этой цели использовался широкий ассортимент средств: связанные кредиты, таможенно-тарифная практика, административно-торговые рычаги и т. д. В результате усилившихся в последнее время масштабных слияний и объединений «производственно-финансовый транснациональный конгломерат превратился в новую мировую властную структуру».

ТНК с определенной цикличностью модернизируют свой экспорт, оставляя периферии производство и экспорт вчерашнего дня, более трудоемкое и ресурсоемкое. Центры, например, отдали Латинской Америке экспорт несортовой стали, сохранив за собой вывоз на мировой рынок специальных видов стали со сложной технологией. В Мексике ТНК стали вывозить на внешний рынок телевизоры, электробытовую технику, счетные устройства, отводя национальным предпринимателям в основном экспорт готовых изделий простейшего потребительского назначения.

Экспорт — 230 млрд долл. (в 2009 году) — промышленные товары, нефть и нефтепродукты, серебро, фрукты, овощи, кофе, хлопок.

Основные покупатели — США 80,5 %, Канада 3,6 %, Германия 1,4 %.

Импорт — 234 млрд долл. (в 2009 году) — промышленное оборудование, детали автомобилей (для сборки и запчасти), авиационная техника.

Основные поставщики — США 48 %, Китай 13,5 %, Япония 4,8 %, Южная Корея 4,6 %, Германия 4,1 %.

3.Мексика и экономический кризис

«Бедная Мексика! Ты так далеко от бога, и так близко к США!» Порфирио ДиасЕсть старое изречение: «когда американская экономика чихнет, у мексиканской начинается воспаление легких».

Например, во время краха интернер-пузыря, 2000-2001 гг. когда американская экономика упала с 3.7% до 0.8 %, экономика Мексики снизилась с 6.6 % до 0 %, что стало причиной горя миллионов людей. Но что будет, когда воспаление легких у самой американской экономики? Углубляющийся американский финансовый кризис уже отразился на мировой экономике, Мексика не исключение.

Мексиканский президент Фелипе Кальдерон – рассматриваемый миллионами мексиканцев как узурпатор и незаконный президент, который стал президентом в результате масштабных фальсификаций на выборах. Он недавно заявил, что Мексика больше экономически не зависит от США, и поэтому кризис ее не коснется. Столкнувшись с все возрастающей социальной неустойчивостью и падением доходов от добычи нефти, Кальдерон должен делать хорошую мину и найти оправдание роста правительственных репрессий против оппозиции. Социальное недовольство в стране, достигает точки кипения, и дальнейшее ужесточение социальной политики президента, неизбежно вызовет еще большую мобилизацию масс. К несчастью для Кальдерона, действительность далека от его оптимистических оценок.

Согласно Альфредо Кутино (Alfredo Coutino), старейшему экономисту Латинской Америки: «Мексика – наиболее зависимая от американского кризиса экономика». А как отмечает Джордж Грайсон (George Grayson), эксперт по Мексике в Колледже «Вильям и Мари» в Виржинии: «Я думаю, что Кальдерон похож на оленя окруженный машинами со всех четырех сторон». И как может быть иначе, когда 80% мексиканского экспорта идет в США, а американские потребители и компании, сокращают закупки? Американский экономический кризис уже отразился на миллионах мексиканцев, живущих дома и за границей. В течение многих десятилетий американские корпорации переводили свои производства в Мексику, из-за более дешевой рабочей силы. Теперь, фабрики в Мексике закрываются, а рабочие места перемещаются в Азию. Согласно ООН с 1970 г. по 2007 г., вклад стран Латинской Америки в мировую экономику сохранялся в пределах 5.7 %, в то время как Азия росла с 18 % до 29 %. Сегодня доля Мексики в мировой экономики с 1.4 % в 1980 упала до 1.2 %. Другими словами, регион не развивался в течение 40 лет, а в последние время, еще до кризиса, экономика Мексики вообще снижалась.

Но эти цифры не дают полной картины. В тот же самый период астрономически выросла концентрация богатства в руках крошечного меньшинства. Это привело к самому невообразимому обнищанию миллионов латиноамериканских рабочих, крестьян и молодежи. Недавние исследования Организации Экономического Сотрудничества и Развития показало, что самое большое неравенство между богатыми и бедными среди стран ОЭСР наблюдается именно в Мексике, в которой доходы самых богатых 10% более чем в 25 раз больше чем у 10 % самых бедных. Третий богач мира, уступающий только Биллу Гейтсу ($56 млрд.) и Уоренну Баффету ($52 млрд.) это не житель Японии, Германии или королевской семьи из Саудовской Аравии, это мексиканец Карлос Слим, имеющий $49 млрд., больше чем ежегодный ВВП многих небольших стран.

Он заработал свое состояние, после того как государственная телекоммуникационная компания была приватизирована. Сегодня капиталисты собираются приватизировать государственную нефтяную промышленность.

Мировые финансовые рынки в последние недели, прибывали в страхе, мексиканское песо упало до новых уровней.

Снижение было большим, чем девальвация 1994 г. Впервые с 1998 г., мексиканский ЦБ вынужден был продавать доллары ($11,2 млрд.), чтобы предотвратить полный крах национальной валюты. Сегодня курс доллара равен 1 доллар – 14 песо, в некоторых регионах страны, особенно вдоль границы, он достигает и 17 песо. Были даже разговоры об «золотом песо», но они окончились нечем.

Согласно последним сообщениям, розничная продажа сокращается. Генаро Алонсо Тавера (Genaro Alonso Tavera), бывший президент ассоциации валютных менял, сообщил, что этот бизнес упал на 30%. Кроме того, выросли розничные цены, на 5.47 % в сентябре, и как предполагают, инфляция будет расти и дальше. Другими словами, покупательная способность мексиканских рабочих уменьшается из-за девальвации и инфляции. Так, килограмм маисовых лепешек, которые всего несколько месяцев назад стоили 10 песо, теперь стоят 15 песо или больше. Это огромное увеличение прожиточного минимума.

Только одно это неизбежно поднимет новый шквал классовой борьбы, даже более острой, чем в 2006 г., когда трудящиеся выступили против фальсификации выборов, организовали Коммуну Оахаки, провели несколько крупных забастовок и студенческих мобилизаций. Эти события перевернули всю политическую жизнь страны. Те события только бледная тень, того, что может произойти в самое ближайшее будущее. Назревают серьезные классовые конфронтации: мексиканские массы загоняются в безвыходное положение, и у них не остается выбора, кроме борьбы. Два самых доходных поступлений: государственная нефтяная корпорация - PEMEX, и денежные переводы мексиканских рабочих-мигрантов в США. Однако, цена на нефть упала с $147,27 за баррель в июле, до менее $70 в октябре. Если взять во внимание падение производства, разрушение инфраструктуры, коррупции и неквалифицированного руководства, то вырисовывается большие финансовые проблемы. Падают и цены на другие экспортные товары и услуги. Снижаются доходы от туризма.