Смекни!
smekni.com

Человеческий и социальный капитал (стр. 2 из 4)

В современной теории в человеческом факторе выделяют три основных элемента [9, с.5]:

1) человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;

2) природные способности, которым соответствует рента на эти способности;

3) чистый труд.

Все элементы вместе характеризуют труд в общепринятом смысле, а последние два – человеческий капитал.

А.И. Добрынин понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработной платы). Вместе с С.А.Дятловым, Е.Д.Цыреновой он определяют человеческий капитал как часть совокупного капитала, представляющую собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.

Виды человеческого капитала экономисты классифицируют по элементам затрат и инвестиций в репродукционный процесс. Так, И.В. Ильинский выделяет следующие виды человеческого капитала: капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры, акцентируя внимание на первом из них. Капитал здоровья (естественный - по наследству и приобретенный) является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье продлевают трудоспособную жизнь человека, т.е. время функционирования человеческого капитала. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитал, а инвестиции в здоровье способны замедлить данный процесс. Вместе с тем не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

Специалисты научных учреждений Минздрава РФ предлагают выделять три компонента человеческого капитала: витальный (генный), социальный и духовный. Витальный капитал есть врожденная составляющая, то «богатство», которое каждый человек получает изначально. Социальный капитал приобретается человеком в течение всей его жизни (расходы на образование, здравоохранение, удовлетворение социальных потребностей и т.п.). Накопление духовного капитала происходит через внутреннюю жизнь человека в процессе его самосовершенствования. В качестве интегрирующего показателя предлагается использовать синтетический индекс развития.

С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, способность человека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, он складывается из природных способностей человека. Авторы считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Извесный ученый-кономист Гальперин дает другое определение человеческому капиталу: его величина есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. Из этих трех компонентов понятие «духовный капитал» является на сегодняшний день наименее разработанным, и описывается такими человеческими характеристиками, как совесть, порядочность, критическое отношение и мышление, здравый смысл, альтруизм, взаимопомощь, способность и желание к восприятию нового, наличие интеллектуальных интересов, запросов и идеалов и т.д.

Таким образом, в современных теориях происходит упор на изучение подчастей человеческого капитала: от знаний, навыков и умений до духовной составляющей.


2. СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

2.1. Основные концепции социального капитала

Впервые выражение «социальный капитал» появилось у Лида Джадсона Ханифана, в дискуссии по сельским школам в 1916 году. Он использовал этот термин для описания «тех значимых обстоятельств, которые влияют на повседневную жизнь каждого». Ханифан пришел к выводу о необходимости воспитания доброй воли, братства, симпатии друг к другу и умения налаживать социальные отношения среди людей, которые «образуют социальную единицу» [14, с.143].

Понадобилось время, чтобы термин стал широко употребляться. Свой вклад в это внесли этик Джейн Джекобс в отношении городской жизни и добрососедства. Социолог и философ Пьер Бурдье занимался разработкой социальной теории. Центральными в его теории являются понятия «габитус» и «социальное поле», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий. По Бурдье, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Социальное поле — это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения (15).

Джеймс Коулман ввел идею социального капитала в академическое обсуждение в контексте образования. Он писал: «Группа, внутри которой существует полная надёжность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой не обладающей данными качествами». (17, с.17)

Однако не стоит забывать и работы американского политолога Роберта Патнэма, который сделал социальный капитал популярной темой для политических дискуссий. Общим и далеко идущим заключением, которое Патнэм выводит из своего исследования, является то, что социальное доверие, нормы взаимодействия, сети гражданской вовлеченности и успешного сотрудничества – все то, что он называет «социальным капиталом» – являются ключевым фактором для того, чтобы сделать демократию работающей и стимулировать также экономическое процветание (15).

В 1999 году Всемирный банк дал своё определение социальному капиталу, согласно которому под этим термином понимаются институты, отношения и нормы, которые формируют, качественно и количественно, социальные взаимодействия в обществе. Спецификой социального капитала является отражение связей между взаимодействующими индивидами.

Составляющими социального капитала являются: обязательства, ожидания и надежность социальной и институциональной структуры; возможность получения информации с наименьшими издержками; существование норм и эффективных санкций; относительная замкнутость и апроприативность. Основа всех этих слагаемых социального капитала есть доверие.

Доверие является той «тканью», из которой создаются социальные сети. «Доверять значит верить, несмотря на неточность знания (uncertainty) о действиях другого. Доверие, таким образом, располагается в пространстве между абсолютным знанием и абсолютным неведением. Доверие можно отличать, с одной стороны, от веры, которая не требует надежного знания, а с другой — от уверенности, которая может возникать при условии, что вероятность определенного поведения другого хорошо известна» [12].

Доверие может быть нормативным, персональным, социальным и институциональным.

Подобно другим формам капитала, социальный капитал продуктивен. Он способствует достижению определенных целей, добиться которых при его отсутствии невозможно. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами.

В последнее время появляется все больше доказательств, что социальное единство служит определяющим фактором экономического процветания и устойчивого развития общества. Социальный капитал является не просто суммой институтов, поддерживающих общество, а скорее "клеем", который удерживает вместе различные его части. В стране с развитым социальным капиталом больше шансов для самореализации её граждан.


2.2. Взаимосвязь социального и человеческого капиталов. Их влияние друг на друга.

На сегодняшний день в научной литературе существуют две противоположные точки зрения относительно причинной связи между человеческим и социальным капиталами. Согласно первой, именно качественные политические и экономические институты детерминируют экономический рост и долгосрочные тенденции роста благосостояния всех групп населения, что положительно отражается на показателях человеческого капитала. Согласно второй, именно накопленный человеческий капитал позволяет тому или иному социуму создавать те экономические и политические институты, которые способствуют долгосрочному экономическому росту.

Рассмотрим каждый механизм подробнее. С точки зрения первой теории движущей силой является именно социальный капитал. Когда обществу знакомы такие понятия, как мораль, доверие, обязательства, законы и нормы, создаётся более продуктивная среда для его развития. Считается, что в некоторых социальных структурах "люди всегда что-то делают друг для друга". Но общество за много веков своего развития сделало огромный шаг от состояния дикости к цивилизации. Социальные связи сегодня более сложные нежели раньше, а, следовательно, неписанных законов морали стало недостаточно. Необходима крупная законодательная база, которая чётко будет регулировать все стороны социальных отношений во всех сферах. Таким образом, не сложно придти к выводу, что если в обществе действуют сеть установленных государством демократичных законов, неписанных правил морали, а сами его члены готовы доверять друг другу и исполнять свои обязательства, то мы получаем практически утопичную идеальную среду для развития человеческого капитала.

С другой стороны рассмотрим в роли первостепенного толчка к развитию человеческий капитал. Индивид, обладающий крупным человеческим капиталом, будет стремиться увеличить своё благосостояние посредством обеспечения безопасной жизни, экономической деятельности с наименьшей долей риска, защиты своих прав. Ярким историческим примером здесь может послужить население США, сформированное в процессе переселенческого капитализма. Протестантские иммигранты, прибывшие на новую землю, готовы были бороться за своё светлое будущее, отстаивать свои права. США первые вышли из колониальной зависимости, через 4 года после этого приняли конституцию, а ещё годом позже приняли Билль о правах, гарантирующий основные права и свободы граждан. И с этого момента начинается головокружительный взлёт США. Таким образом, данный пример демонстрирует, как развитое общество, обладающее крупным человеческим капиталом, проложило себе путь от колониальной зависимости к недосягаемым высотам.