Смекни!
smekni.com

Административные поощрения (стр. 2 из 4)

Опосредованное поощрение имеет иной механизм реализации. Оно также начинается с издания нормативного акта, содержащего поощрительную норму. Тем самым государство выражает одобрительное отношение к совершению достаточно широким или относительно неопределенным кругом лиц каких-либо полезных действий. К этим лицам обращен призыв к выбору ими желательного с точки зрения государства варианта поведения. Но само поощрение реализуется непосредственно адресатом поощрительной нормы через достижение более высоких показателей и не требует каких-либо дополнительных решений со стороны властных органов, как это происходит при непосредственном поощрении. В основе опосредованного поощрительного механизма лежат, например, такие примеры, как снижение налога или освобождение от него предприятий в приоритетных отраслях народного хозяйства, изменение нормативов, процентных ставок и других подобных регуляторов.

Необходимо уточнить, что непосредственное поощрение не следует отождествлять с прямыми методами управленческого воздействия, так как поощрение- это всегда метод не прямого, а косвенного управления. В данном случае речь идет не о степени категоричности того или иного поощрительного предписания, а о способе приобретения самой поощрительной меры.

При рассмотрении поощрительного метода под другим углом, например с точки зрения характера проявления, можно выделить поощрение абсолютное и относительное. Абсолютное поощрение выражается в форме награждения или предоставления благ иным предусмотренным законом способом, когда поощряемое лицо получает конкретные дополнительные блага материального или морального характера, которыми он ранее не обладал. Допустим, если за самоотверженные действия при тушении пожара гражданин награжден медалью « За отвагу при пожаре», то в этой ситуации он непосредственно получает «новое благо», новые права и обязанности дополнительно к тому, что у него было до этого момента.

Относительное поощрение как одна из модификаций поощрительного метода наблюдается на фоне противоположного метода- принуждения. Примером может служить уголовно-правовое поощрение и аналогичное поощрение в административном праве. Эти меры имеют своим содержанием не предоставление гражданам-объектам управления каких-либо вознаграждений в виде определенных благ, а лишь снижение или устранение уголовно-правового или административно-правового обременение. Можно ли в обычной обстановке считать благом незначительное административное взыскание? Безусловно, нет. Благом оно может восприниматься лишь относительно применения более серьезных карательных уголовно-правовых или административно-правовых мер. Относительность подобного вида поощрения проявляется в том, что происходит как бы наложение на принуждение. В отличие от абсолютного, относительное поощрение может частично или даже полностью нейтрализовать наказание (взыскание). Представив наказание и поощрение в виде векторов с противоположной направленностью, можно заметить, что абсолютная величина поощрительного вектора не может превышать величину отрицательного.

Исходя из территориального масштаба воздействия метод поощрения может быть централизованным и децентрализованным. Это связанно с тем, что государственные органы представляют собой развитую систему, в которой определенными полномочиями поощрительного характера обладают практически все звенья. Несмотря на некоторую условность данного деления, можно полагать, что применения поощрительного воздействия верхними звеньями иерархической лестницы относится к централизованному поощрению, что адресатами и общественным мнением воспринимается чаще всего как более ценное и авторитетное, например присуждение высших наград и отличий РФ, входящих в нее республик.

Важную роль выполняет и децентрализованное поощрение. Оно более динамично, оперативно и соответственно может значительно усилить эффективность управляющего воздействия. Примером децентрализованного поощрения может служить применение поощрительных санкций местными Советами народных депутатов, установление советом трудового коллектива предприятия премий для некурящих, советом руководителей колхозов и совхозов вознаграждения за поиск поджигателей сельскохозяйственных объектов и т.п.[1]

В целом централизованные и децентрализованные методы поощрения должны не противоречить, а, наоборот, дополнять друг друга, тем самым повышая трудовую и общественную активность граждан. Так, на некоторых предприятиях размер премий по итогам года для работников, награжденных орденом или медалью, был увеличен на и10% , двумя и более наградами- на 15%

Более полную характеристику метода поощрения дает уточнение функций, которые выполняет этот метод в процессе управления. Общее назначение поощрительного метода, на мой взгляд, проявляется в следующих функциях:

a) Ориентационная функция: устанавливая те или иные виды поощрения, государство тем самым определяет цели, к которым следует стремиться объектам управления- основным адресатам поощрительной нормы;

b)Оценочная функция: поощряя субъектов права, государство, таким образом, дает соответствующую оценку поведению этих лиц;

c) Стимуляционная функция: проявляется в том, что заранее обещанное поощрение является одним из средств побуждения граждан к достижению полезного результата

d)Обеспечительная функция: следует из того обстоятельства, что с помощью мер поощрения властный субъект не директивно, а косвенным образом «обеспечивает» полезное поведение граждан. В ходе управленческого воздействия меры поощрения наряду с мерами принуждения по-своему обеспечивают, приближают достижение намеченного результата;

e) Функция согласования интересов (компромисса) состоит в том, что с помощью применения мер поощрения может достигаться цель согласования интересов государства и различных слоев граждан. Но в случае, видимо, должна идти речь не о стабильном, долговременном, а о промежуточном, временном выравнивании положения субъектов.

3. Механизм поощрительного воздействия на общественные отношения неразрывно связан со структурой поощрительных норм, так как поощрительный характер «закодирован» в норму с помощью составляющих ее элементов и особенностей их взаимодействия. Структура поощрительной, как и любой другой правовой нормы, подчинена общей логике взаимодействия информационных элементов, ее способности регулировать поведение людей.

Структура нормы не произвольна , она всегда объективно необходима, закономерна и не зависит от субъективного отношения тех или иных лиц. Такая закономерность выражается в зависимости этой структуры от особенностей регулируемых правовыми нормами общественных отношений. Поэтому структура поощрительных норм должна отличатся от структуры иных правовых норм, например охранительных, которые регулируют общественные отношения абсолютно иного характера и воздействие которых основано на применении принудительных мер. Кроме того, чтобы решить проблему структуры поощрительной нормы, нужно «правильно смоделировать регулирующие, и в первую очередь стимулирующие, свойства этих норм, их «потенцию», особенности и качественное своеобразие»[2]

Дробление поощрительной нормы на отдельные более мелкие элементы и даже звенья затрудняет выяснение специфики механизма поощрительного воздействия. Поощрительная норма проявляет свои качества не в каждом структурном элементе или звене, а только в их соединении и представляет собой весьма сложное сочетание предписаний, «образующих целостный комплекс и именно в своей целостности обеспечивающих с правовой стороны проведение в жизнь начал материальной и моральной заинтересованности, которые выражены в поощрении.»

Кроме того, для определения структуры поощрительной нормы важное значение имеет уточнение такого обстоятельства: кто является адресатом это нормы? В юридической науке общепринята двухсторонняя направленность правовых норм- одновременно в адрес субъекта и объекта управления, одной и другой стороны договора и т.п. Следовательно, если одна сторона наделяется юридической обязанностью, то другая- корреспондирующим правом.

По поводу адресатов поощрительной нормы в литературе высказаны разные мнения. С.С.Алексеев считает, что поощрительные нормы «являются императивными нормами, обращенными к государственным органам». Аналогичную позицию занимает В.М.Баранов. Именно такой смысл вытекает из даваемого им определения поощрительной нормы как указания «общего характера о возможном или должном предоставлении определенной меры поощрения».С этих позиций данными авторами дается и анализ структуры поощрительной нормы: при наличии определенных оснований компетентный орган имеет право (обязан) предоставить меру поощрения.

Иную позицию занимает В.М.Галкин, который видит у поощрительной нормы двух адресатов. Ближний (но не главный!) адресат- властный субъект, который уполномочивается или обязывается государством применить поощрительную норму. Главным же адресатом являются заинтересованные лица, от которых ожидается поощрительное поведение. Применение поощрительных мер является лишь реакцией на такое поведение. Данная точка зрения мне предоставляется более логичной и соответственно более предпочтительней. Дело в том, что поощрительные нормы устанавливаются не для того, чтобы в первую очередь должностные лица выполняли соответствующую деятельность по поощрению, так как это промежуточная, а не основная задача, к решению которой стремится государство при принятии поощрительного нормативного акта. Главное заключается в другом- чтобы граждане или иные объекты управления совершали действия, в которых заинтересованы государство и общество. Поэтому именно к данным лицам, прежде всего направлен призыв поощрительной нормы.