Смекни!
smekni.com

Основные положения концепции информационной безопасности России (стр. 11 из 12)

Межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, решают в соответствии с предоставленными им полномочиями задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области; совместно с органами местного самоуправления осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия в решении проблем обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о преступлениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в информационной сфере, и обеспечивают судебную защиту граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

В состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации могут входить подсистемы (системы), ориентированные на решение локальных задач в данной сфере.

Реализация первоочередных мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, перечисленных в настоящей Доктрине, предполагает разработку соответствующей федеральной программы. Конкретизация некоторых положений настоящей Доктрины применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства может быть осуществлена в соответствующих документах, утверждаемых Президентом Российской Федерации.


Заключение

В первую очередь следует отметить, что структура российской Доктрины схожа со структурой нормативно-правового акта в формах положения или инструкции, а в содержании имеется достаточно большое количество дефиниций актов действующего законодательства и приводится даже ряд названий актов, регулирующих отношения в информационной сфере.

Бесспорно, что данный документ представляет собой теоретико-прикладную особо социально значимую юридическую разработку, причем достаточно высокого научного уровня ее выполнения. В своего рода преамбуле Доктрины отмечено, что она служит для: формирования государственной политики в области обеспечения, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Исходная, концептуальная идея анализируемой Доктрины заключается в обеспечении правовыми, организационно-техническими и экономическими методами защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере, в сбалансированной совокупности образующих национальные интересы Российской Федерации в данной области, состояние защищенности которых должно означать ее информационную безопасность.

Четырьмя основными составляющими элементами национальной безопасности являются: соблюдение информационных прав и свобод человека; информационное обеспечение российской государственной политики; развитие современной отечественной технико-технологической и системно-сетевой коммуникативной инфраструктуры информационной сферы; защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных сетей и систем.

Виды угроз информационной безопасности РФ согласованы с указанными основными составляющими национальных интересов с подвидовой детализацией соответствующей угрозы, например, противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание, неправомерное ограничение доступа граждан к открытой информации и т.д. 5

В качестве общих методов обеспечения информационной безопасности РФ в Доктрине предусмотрены: правовые, организационно-технические и экономические. К правовым методам относятся разработка и совершенствование законодательства информационной сферы, разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, установление ответственности за информационные правонарушения, уточнение статуса иностранных лиц, действующих в российской информационной сфере, формирование правовой базы для формирования региональных структур обеспечения информационной безопасности и др. Организационно-технические и экономические методы обеспечения информационной безопасности полностью базируются на действующем российском законодательстве. Например, создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, усиление правоприменительной деятельности, сертификация средств защиты информации, контроль за действием персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров, мониторинг в области информационной безопасности и другие организационно-технические мероприятия не могут осуществляться без правовых предписаний, равно как и экономические методы обеспечения информационной безопасности в виде разработки соответствующих программ, создание систем финансирования и т.п.

Заключительные разделы Доктрины посвящены основным положениям государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ и первоочередным мероприятиям по ее реализации, а также системе и полномочиям государственных органов в сфере информационной безопасности. Они содержат аннотации или (и) научно-формализованные изложения многих правовых принципов, норм и положений нормативно-правовых актов разных отраслей действующего законодательства.

Таким образом, в рассматриваемом акте содержится достаточно важные теоретико-прикладные социально значимые юридические разработки, направленные на обеспечение информационной безопасности России.

Как уже отмечалось, одним из признаков юридической доктрины в значении источника права является ее обоснование и разработка высококвалифицированными учеными-юристами определенного профиля. Так, в «преамбуле» Доктрины указывается, что она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ. Однако круг авторов этих взглядов, их квалификация, специализация, степень признанности и авторитетности, другие личностные характеристики, отвечающие формуле «знатоки права», из её текста непосредственно не вытекает, что во многом объясняется отсутствием в истории российской юриспруденции фактов подготовки учеными-правоведами доктринальных документов нормативно-регулятивного характера. Назначение Доктрины как основы право- и иного нормотворчества в области информационной безопасности вызвало необходимость легитимации данного документа, который и был утвержден Президентом РФ.

Представляется, что Доктрина информационной безопасности Российской Федерации фактически является прецедентом для возможного введения в российскую правотворческую практику научной деятельности по обоснованию и разработке крупными учеными-правоведами юридических доктринальных документов нормативно-регулятивного характера для развития новых и совершенствования действующих отраслей российского законодательства, упорядочения неурегулированных правом общественных отношений. И она могла бы стать исходной базой для обоснования и разработки в целом Доктрины формирования основ правового регулирования отношений информационной сферы, включая отношения по обеспечению информационной безопасности.

Работа над созданием безопасности России должна стать общенациональной задачей в том смысле, что это дело должно объединить усилия государства, корпораций, общественных объединений и групп. Для эффективной координации этих усилий необходимо создание специального центра, интеллектуального ядра, способного разработать адекватную информационную политику и содействовать ее реализации.

В настоящее время назрела необходимость сделать первые шаги в направлении эффективного использования позитивных предпосылок для того, чтобы образ России воплотил в себе те составляющие, которые определят ей достойное место и роль в современном глобальном пространстве среди более динамично и прогрессивно развивающихся стран мира.


Список использованной литературы

1. Багиров А. «Новые информационные технологии в международных отношениях». Международная жизнь, №8, 2001 г.;

2. Бажанов Е.П. «Актуальные проблемы международных отношений». В 3 томах, М.: Научная книга, 2001 г.;

3. Бажанов Е.П. «Приоритеты России в меняющемся мире». М.: Научная книга, 2000 г. – 42 с.;

4. Балуев Д.Г. Информационная революция и современные международные отношения. Н. Новгород: ННГУ, 2001.

5. Барнашов А.М. Международно-правовые аспекты информационной безопасности и «информационные войны» // Российский ежегодник международного права. 2004. СПб. 2005. С. 285–290.

6. Бжезинский З. «Великая шахматная доска». М.: Международные отношения, 2000 г. – 256 с.;

7. Военная доктрина РФ. http://www.mid.ru

8. Внешнеполитическая информация и современная дипломатия. М.: ДА МИД РФ, 2001 г. – 220 с.;

9. Внешняя политика современной России: Сборник статей / Дип. академия МИД РФ. Каф. внешней политики и международных отношений; Под ред. А.Ю. Рудницкого. – М., 2000 г. – 291 с.;