Смекни!
smekni.com

Современные тенденции развития НТП и их воздействие на развитие современного мирового хозяйства (стр. 3 из 6)

С развитием образования растет и качественный уровень рабочей силы, функционирование которой воплощается в про­дукте более высокого качества, в более сложном труде, создаю­щем в единицу времени большую стоимость. В этих условиях быстро растут цена и стоимость рабочей силы. Факты показывают, что рост цены единицы труда (одного часа), как правило, обгоняет рост цены единицы оборудования. В резуль­тате воспроизводство рабочей силы начинает играть все более важную роль в экономике. Поэтому потребительский спрос является главным фактором в развитии современной зрелой рыночной экономики, ведущим за собой все общественное производство.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НТП

Научно-технический прогресс в ведущих капиталистических странах опирается на адекватный ему экономический механизм. Это не какой-то специфический, а все тот же товарно-денежный, рыночный механизм.

Его главный элемент конкуренция. Она выдвигает вперед того производителя, продукция которого соответствует текуще­му платеже-способному спросу, и «топит» того, кто этот спрос плохо учитывает. Сегодня конкуренция такова, что на рынок практически не попадает некачественная или несовершенная продукция, не имеющая новых или повышенных потребительских свойств, не дающая необходимой нормы прибыли произ­водителю и полезного эффекта потребителю. В условиях насы­щенности рынка товарами и услугами спрос ориентируется на все более сложные и изысканные продукты труда, в силу чего повышается значение нововведений, и тот производитель, который овладевает этим фактором, получает максимальную прибыль. Важнейшими рычагами успеха становятся такие сла­гаемые, как гибкость, мобильность, восприимчивость к ново­введениям, умение быстро адаптироваться к изменениям ры­ночной конъюнктуры.

Фирмы-новаторы, обладая монополией на новые знания (нововведения и открытия), получают добавочную прибыль, своеобразную научно-техничес-кую ренту. Условия ее получения – ограниченность знаний и научно-техничес-ких ресурсов. Но в отличие от ренты в сельском хозяйстве или в добываю­щей промышленности научно-техническая рента носит вре­менный характер.

Собственность на применяемые в производстве новые зна­ния в виде открытий, изобретений, ноу-хауи т.д. является обязательным условием форми-рования и функционирования рынка новой техники и технологий. Без нее не могут быть присвоены выгоды от использования нововведений. В основе этой собственности обычно лежит коммерческая тайна в виде научно-технического опережения или охрана прав интеллектуальной собственности на изобретения, товарные знаки, про­мышленные образцы, программные продукты и т.д.

Развитие прав интеллектуальной собственности способствует повышению восприимчивости экономики к НТП, и, наоборот, пренебрежение ими чревато отставанием, потерей мотивации к совершенствованию производства.

Как известно, в бывшем СССР была отменена совершенствовавшаяся веками система мотивации НТП, основанная на реальном праве частной собственности на продукты интеллек­туального труда, отвергнут весь накопленный мировой практи­кой арсенал стимулирования НТП (в первую очередь с помо­щью налоговых, финансовых и иных экономических инстру­ментов). Все это было заменено административно-командной системой «внедрения» научно-технических достижений в про­изводство. Главным средством этой системы стали внеэконо­мические методы директивного планирования, а основным содержанием – монополия государства (а не создателя ново­ введения или его преемника) на владение и распоряжение всеми открытиями, изобретениями и иными нововведениями.

Государственная монополия на достижения науки и техни­ки в условиях сверхцентрализованного, планового управления экономикой и обществом превращалась в обезличку интеллек­туальной собственности. Но при этом разрабатывались особые правовые формы ее «охраны» типа авторского свидетельства на изобретения, лишавшие, по существу, каких-либо реальных имущественных прав не только создателей новых продуктов и технических новшеств, но и хозяйствующих субъектов (пред­приятия и исследовательские организации). В результате хо­зяйствующие субъекты утрачивали всякий интерес к использо­ванию результатов НТП.

В рыночном механизме стимулы к НТП зарождаются в процессе взаимодействия спроса и предложения, потребностей и производства, потребителей и производителей. Потребности побуждают производство к освоению новой продукции прежде всего тем, что порождают платежеспособный спрос. Это является фактором, во многом определяющим направления развития производства, характер НТП, массовость нововведе­ний. Ключевой момент – эквивалентные, строго возмездные отношения между производителем и потребителем, когда первый добивается прибыли лишь в том случае, если соответствующую выгоду получает и второй. Разделение будущей прибыли между производителем и потребителем практически закладывается заранее в каждый новый научно-технический проект. Иными словами, разработчикам (ученым, конструкто­рам) и производителям выдается четкий заказ на конкретное нововведение.Это не технократический, а социально-экономи­ческий феномен. Рассмотрим его подробнее.

Сначала себя обнаруживает конкретная потребность на новое изделие, новую технику или определенное новшество. Она витает как бы в воздухе цивилизованного рынка. Далее на стадии фундаментальных исследований появляется идея этого новшества. На стадии прикладных исследований и проектирования идея воплощается в договор (или техническое задание) между потенциальными производителем и потребителем, в котором «оговаривается» распределение будущей выгоды. Затем создается образец новшества, воплощающий в соответствии с заказом кон­кретные потребительские свойства. На следующем этапе осуще­ствляется доводка образца и внедрение его в производство. Если окажется, что рынок его принимает, то важно обеспечить высо­кие темпы внедрения, широкую диффузию нововведения. Здесь большую роль играет система маркетинга – подготовка рынка, обслуживание потребителя, учет его рекламаций.

В условиях, когда спрос намного превышает возможности его удовлетворения, производство находится под воздействием стимулов, побужда-ющих к экстенсивному расширению выпус­ка продукции. Экстенсивный тип развития, как правило, не требует широкого использования научно-технических достижений, разра­ботки принципиально новой техники и технологии, хотя темпы экономического роста могут быть довольно высокими.

Однако по достижении определенной степени насыщения прежних потребностей возможности прогресса на старом пути исчерпываются. Это порождает стимулы к интенсификации, когда на передний план выдвигаются иные формы экономиче­ского и научно-технического развития, прежде всего массовое обновление продукции, внедрение принципиально новой тех­ники и технологических процессов, позволяющих в корне пре­образовать производство. Часто рассматриваемые качественные изменения происходят в период низких общих темпов эконо­мического роста (или даже падения производства) и требуют глубокой перестройки всей сложившейся производственной структуры.

Вторым элементом экономического механизма, присущего НТП, является фирма-производитель, материально и организа­ционно обеспечи-вающая нововведенческий процесс и смену устаревших изделий. Так, в США промышленные корпорации берут на себя свыше 50% всех затрат на НИОКР (в Японии – почти 80%) и реализуют в своих нововведениях почти 70% этих затрат. В ведущих капиталистических странах сложились опре­деленные взаимоотношения между малыми, средними и круп­ными фирмами. Малые и средние фирмы стали весьма много­численны и многообразны: в США, например, ежегодно появ­ляется 600–700 тыс. фирм (и 20–40 тыс. разоряется). Многие из них специализируются не на выпуске обычной продукции, а на прикладных исследованиях, конструкторских разработках и выпуске новейшей продукции. В результате НТП стал объектом специализированного бизнеса, а вся сфера НИОКР практически коммерциализирована.

По оценкам Национального научного фонда (ННФ) США, около половины основных промышленных нововведений в стра­не обеспечивают малые и средние фирмы (с числом занятых до 1 тыс. человек). На каждый доллар, вложенный в НИОКР, они дают в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью занятых от 1 тыс. до 10 тыс. человек, и в 24 раза больше, чем фирмы с числом занятых свыше 10 тыс. человек. Такие важные нововведения, как антибиотики, инсулин, пестициды, автомати­ческие приводы, вертолеты, кондиционеры, кислородные кон­верторы, кинескопы, ксерография, электронные лампы, целло­фан, шариковые ручки, фотокамеры «Полароид», персональные компьютеры, и многие другие были созданы на мелких фирмах.

В то же время крупные и крупнейшие фирмы не остаются в стороне. Многие малые и средние фирмы связаны с ними контрактными соглашениями или даже являются их частью, специально отпочкованной для ведения научного поиска и принятия на себя риска. В системе разделения труда крупные и крупнейшие фирмы берут на себя функцию тиражирования, распространения нововведений, полученных на небольших научно-технических фирмах-новаторах.

Министерство торговли США провело обследование 10 526 предприятий обрабатывающей промышленности на предмет выявления степени использования ими современной техники и технологии. Оказалось, что 70% опрошенных пред­приятий применяют по меньшей мере один из 17 отобранных
видов современной техники или технологии, 23% – 5 и более. При этом крупные предприятия применяют современную технику в большей мере, чем мелкие. Так, 79% крупных предприятий используют 5 и более видов современной техники и технологии, тогда как среди мелких структур таких насчиты­вается лишь 13%. Но доля новейшей продукции, выпускаемой па мелких предприятиях, выше, чем на крупных.