Смекни!
smekni.com

Ресурсы Мирового океана 3 (стр. 4 из 9)

В настоящее время разработки прибрежно-морских россыпей расширяются во всем мире и все новые страны начинают осваивать эти богатства океана.

В последние годы обозначились благоприятные перспективы добычи коренных залежей морских недр шахтно-рудничным способом. Известно более сотни подводных шахт и рудников, заложенных с берега материков, естественных и искусственных островов для добычи угля, железной руды, медно-никелевых руд, олова, ртути, известняка и других полезных ископаемых погребенного типа.

В прибрежной зоне шельфа расположены подводные месторождения железной руды. Ее добывают с помощью наклонных шахт, уходящих с берега в недра шельфа. Наиболее значительная разработка морских залежей железной руды ведется в Канаде, на восточном побережье Ньюфаундленда (месторождение Вабана).

В небольших количествах из подводных шахт добываются медь и никель (Канада - в Гудзонском заливе). На полуострове Корнуолл (Англия) ведется добыча олова. В Турции, на побережье Эгейского Моря, разрабатываются ртутные руды. Швеция добывает железо, медь, цинк, свинец, золото и серебро в недрах Ботнического залива.

Крупные соляные осадочные бассейны в виде соляных куполов или пластовых залежей часто встречаются на шельфе, склоне, подножии материков и в глубоководных впадинах (Мексиканский и Персидский заливы, Красное море, северная часть Каспия, шельфы и склоны Африки, Ближнего Востока, Европы).

Из подводных месторождений добывается более 2 млн. т. серы.[30] Эксплуатируется крупнейшее скопление серы Гранд-Айл, расположенное в 10 милях от берегов Луизианы. Для добычи серы здесь сооружен специальный остров (добыча производится фраш-методом). Соляно-купольные структуры с возможным промышленным содержанием серы обнаружены в Персидском заливе, Красном и Каспийском морях.

Особый интерес в мире проявляется к конкрециям. Огромные участки морского дна устланы железомарганцевыми, фосфоритовыми и баритовыми конкрециями. Они имеют чисто морское происхождение, образовались в результате осаждения растворимых в воде веществ вокруг песчинки или мелкого камешка, зуба акулы, кости рыбы или млекопитающего животного.

Фосфоритовые конкреции содержат важный и полезный минерал- фосфорит, широко применяемый в качестве удобрения в сельском хозяйстве, Кроме фосфоритовых конкреций фосфориты и фосфорсодержащие породы встречаются в фосфатных песках, в пластовых залежах дна океана, как в мелководных, так и глубоководных участках. Промышленные запасы фосфоритов найдены близ калифорнийского и мексиканского побережья, вдоль береговых зон Южной Африки, Аргентины, восточного побережья США, в шельфовых частях периферии Тихого океана (вдоль Японской основной дуги), у берегов Новой Зеландии, в Балтийском море.

Другой вид ценных полезных ископаемых - баритовые конкреции. Они содержат 75-77% сульфата бария, используемого в химической, пищевой промышленности, в качестве утяжелителя растворов при нефтебурении. Эти конкреции обнаружены на шельфе Шри-Ланки, на банке Син-Гури в Японском море и в других районах океана. На Аляске в проливе Дункан, на глубине 30 м разрабатывается единственное в мире жильное месторождение барита.

Особый интерес в международных экономических отношениях представляет добыча полиметаллических, или, как их чаще называют, железомарганцевых конкреций (ЖМК). В их состав входит множество металлов: марганец, медь, кобальт, никель, железо, магний, алюминий, молибден, ванадий, всего - до 30 элементов, но преобладают железо и марганец. Значительные запасы ЖМК имеются в Индийском океане, в Атлантическом океане (Северо-Американская котловина, плато Блейк). Высокая концентрация таких полезных минералов, как марганец, никель, кобальт, медь, установлена в железомарганцевых конкрециях близ гавайских островов, островов Лайн, Туамоту, Кука и других.

Сейчас ведется опытная разработка ЖМК: создаются новые глубоководные аппараты с видеосистемами, буровыми приспособлениями, с дистанционным управлением, которые расширяют возможности изучения полиметаллических конкреций. Многие специалисты предрекают добыче железомарганцевых конкреций блестящее будущее, утверждают, что массовая их добыча будет в 5-10 раз дешевле «сухопутной» и тем самым станет началом конца всей горнорудной промышленности на суше. Однако на пути к освоению конкреций стоят еще многие технические, эксплуатационные, экологические и политические проблемы.

Глава 2. Проблемы использования Мирового океана

2.1. Правовые, экономико-демографические и экологические проблемы использования океана

Проблема использования Мирового океана – это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создаётся реальная угроза её гибели. Поэтому глобальная проблема использования Мирового океана – это, прежде всего, проблема его выживания. Как сказал Тур Хейердал, «мёртвый океан – мёртвая планета».

Правовая проблема использования океана. Вплоть до 70-х гг. прошлого века всю деятельность в Мировом океане осуществляли в соответствии с общепризнанным принципом открытого моря, под которым понималось всё морское пространство за пределами территориальных вод, ширина которых составляла всего 3 морские мили.

В XX веке ситуация в корне изменилась. Многие страны, прежде всего развивающиеся, в одностороннем порядке присваивать обширные прибрежные акватории до 200 (и даже более) морских миль от берега и распространять в их пределах свою юрисдикцию на отдельные виды морской деятельности, а некоторые страны даже объявили свой суверенитет над этими акваториями. К концу 70-х гг. о введении 200-мильных зон (их назвали экономическими зонами) объявили уже более 100 стран, в том числе и СССР.

В 1982г. III Конференция ООН по морскому праву, принявшая соответствующую Конвенцию, подвела правовую черту под различными видами морской деятельности. Океан был объявлен «общим наследием человечества». Были официально закреплены 200-мильные исключительные экономические зоны, прикрывшие 40% площади Мирового океана, где вся хозяйственная деятельность подпадала под юрисдикцию соответствующих государств. Шельфовые зоны (даже если они превосходят по ширине экономическую зону) также подпали под юрисдикцию этих государств. Дно остальной, глубоководной части океана, богатой железно-марганцевыми конкрециями, получило статус международного района, где вся хозяйственная деятельность должна осуществляться через специально созданный международный орган по морскому дну (InternationalSeabedAuthority), который уже поделил глубоководные районы океана между крупнейшими державами мира; определённую часть дна получил и Советский Союз. В результате принцип свободы открытого моря прекратил своё существование.

Экономическая проблема использования океана. Сегодня это острейшая проблема, которая решается всем человечеством в масштабах всемирного хозяйства. Издавна Мировой океан служит транспортной артерией. Морской транспорт обеспечивает торгово-экономические связи, на него приходится более 60% мирового грузооборота. Во второй половине XX в. бурному развитию морского транспорта способствовали формирование очень большого географического разрыва между районами производства и потребления, увеличение зависимости экономически развитых стран от поставок сырья и топлива. Однако начиная с 80-х гг. рост грузооборота морского транспорта прекратился. В настоящее время морское торговое судоходство даёт более 100 млрд. долл. дохода в год.[31]

Мировой океан – кладезь природных ресурсов. Издавна человечество использовало его биологические ресурсы. В настоящее время морской рыболовный промысел даёт продукции примерно на 60 млрд. долл. в год.[32] Основная часть мировой морской продукции – рыба (около 85%). В течении XX в. объёмы вылова рыбы неуклонно росли. Исключение составляли годы Второй мировой войны и 70-е гг., когда дал о себе знать резкий перелов. Однако начиная с 80-х гг. рост объёмов выловов восстановился. Сейчас они превышают 125 млрд. долл. в год.[33] Следует отметить, что хотя в 80-е гг. темпы добычи морских биоресурсов были восстановлены, «качество» ресурсов заметно снизилось.

Сегодня 90% рыбы и других морских продуктов добывается в шельфовых районах. Лидером мирового улова является Китай (около 37 млн.т., но более половины его улова – пресноводная рыба). Далее идут Перу (около 10 млн.т.), Чили, Япония, США; Россия находится на 8-м месте (чуть более 4 млн.т.).[34] Дальнейшего роста добычи рыбы не предвидится, т.к. это может привести к необратимому подрыву биоресурсов океана.

Помимо биологических ресурсов Мировой океан обладает колоссальными минеральными богатствами. Среди них наиболее важны нефть и природный газ, добыча которых в последние десятилетия росла особо быстрыми темпами на шельфе Мирового океана; уже сегодня их добыча даёт продукции более чем на 200 млрд. долл. в год.[35]

При современном техническом уровне добычи идёт на глубинах до 500м., т.е. уже за пределами континентального шельфа. Собственно растёт и себестоимость «морской» нефти, особенно в арктических широтах. Именно удорожанием «морской» нефти объясняется тот факт, что в последнее десятилетие темпы добычи нефти в океане несколько снизились.