Смекни!
smekni.com

Международная экономическая интеграция, формы и закономерности развития. (стр. 7 из 11)

Тем не менее, несмотря на все эти сомнения и критику, орга­низация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран — членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих госу­дарств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столк­нулись все постсоветские республики в ходе преобразований со­циально-экономических систем и упрочения своей государствен­ности. Глубокие родственные и культурные связи также подталки­вали к сохранению взаимных связей.

1.4 Перспективы СНГ

По Мере того как происходило становление собственной госу­дарственности, у правящих кругов стран — членов СНГ уменьша­лись опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв су­веренитета. Возможности увеличения поступлений в твердой ва­люте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпан­ными. Потенциал же расширения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособ­ности продукции обрабатывающей промышленности стран — чле­нов СНГ. В то же время резервы расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными.

Технологическое разделение труда и единые стандарты, унас­ледованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хо­рошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продук­ция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содруже­ства позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем

повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран — членов СНГ. Отрицательное воздействие на ин­теграционные процессы оказал финансовый кризис, разразив­шийся в России в августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.

Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей»» т.е. создание союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью ин- тегрированности и с разными сферами совместной деятельности.

Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство бело­русского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфе­деративного государства.

В 1996 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Однако, несмотря на нали­чие безусловных предпосылок для глубоких и интенсивных интег­рационных процессов, они сталкиваются с немалыми объектив­ными и субъективными препятствиями, прежде всего с сопротив­лением интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по идеологическим соображениям.

С 1995 г. начал формироваться Таможенныйсоюз,куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В дальнейшем к нему присоединился Таджикистан. Союз преследует цель созда­ния единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Условия Таможенного союза предусматривают постепенную унификацию хозяйственно­го права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

В 1996 г. был создан СоюзЧетырех(Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизи­ровать не только экономическую, но и социальную политику. Со­глашение имело рамочный характер, на его базе должны были до­стигаться договоренности в конкретных областях. Результаты по­лучились аналогичными итогам создания Таможенного союза.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатскогосоюза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркмени­станом. Его целью является координация политики в области эко­номики и обороны. Создание этого союза определялось стремле­нием его участников упрочить свои позиции вовне с помощью ко­ординации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные отношения, используя тер­риториальную и культурную близость, исторические связи и раз­деление труда, сложившееся еще в советские времена.

Идет сближение между Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией, в основе которого лежат общие ин­тересы в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих стран. Поддержи­ваемые Западом и Турцией, они стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. В свою очередь, последние страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения энергоносителями (Ук­раина). Пока сближение между указанными странами еще не при­няло сколько-нибудь четких организационных форм.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой сторо­ны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается за­труднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая дру­гие страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным об­разом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

За интеграцией «разных скоростей» стоят объективные интере­сы стран — членов СНГ в различных областях. По-видимому, по­зитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процесса­ми, а нередка м стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состо­яния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики тре­тьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его предела­ми. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России — естествен­ного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

. Существенное сокращение взаимного товарообо­рота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения б.ыли естественной реакцией на несообраз­ности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями транс­формационного периода и особенностями политического разви­тия стран — членов СНГ. 'Но сейчас эта переориентация заверша­ется, и все больше начинают проявляться центростремительные тенденции. Активные предпосылки для более тесной интегра­ции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.

§2. ВСТУПИТ ЛИ УКРАИНА В СЛАВЯНСКИЙ СОЮЗ?

Образование интеграционного объединения - Союза Белоруссии и России заметно изменило геополитическую ситуацию и в постсоветском пространстве, и на всем европейском континенте. А недавняя ратификация российско-белорусского договора о создании Союзного государства првлекла внимание общественности не только в странах СНГ, но и на западе.

По мнению ряда западных политологов, воссоздание любого союза с центром в Москве несовместимо с интересами и ценностями Америки и Европы. Так, известный политолог З. Бжезинский - которому принадлежит авторство ярлыка «Империи зла», и после развала СССР продолжает осматривать в любых интеграционных усилиях новой России лишь проявление ее «имперских амбиций». По всем признакам и в Америке, и в Европе выступают прежде всего против усиления Росии путем ее тесного сближения с историческими и етественными союзниками – Белоруссией и Украиной. Ведь суммарная доля этих трех стран в общем объеме ВВП СНГ превышает 80%:доля России - 67, Украины - 11 и Белоруссии – 3,9. В них их проживают более 200 млн. человек. Формирование партнерских отношений в треугольнике Россия-Белоруссия-Украина привело бы к новому геополитическому и геоэкономическому раскладу сил.

После ратификации Договора о создании Союзного сударства Белоруссия стала для России первым стратегическим партнером и союзником в рамках СНГ. Вопрос о присоединении Украины российско-белорусскому Союзу остается предметом размышлений и дискуссий. Возможно ли, что в перспективе Украина стала членом Союза? Или же предпочтительнее не торопить события, ограничившись тем, что Украина будет важным стратегическим партнером уже сформировавшегося Союзного государства Белоруссии и Росии.