Смекни!
smekni.com

Промышленно развитые страны на примере США (стр. 6 из 8)

В последнее время в ежегодном притоке иностранного капитала в экономику России доля США сокращается. Если в 2000 г. она составляла 14,6% (1-е место), то, начиная с 2001 г., лидирующие позиции в импорте капитала в Россию стали занимать российские же активы, ранее размещенные за границей (прежде всего, в офшорных зонах) и реинвестируемые в экономику страны. Речь идет о таких странах, как Кипр, Люксембург, Виргинские острова. На долю США в 2009 г. приходилось лишь 5,3 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, превысившего 226 млрд. долларов.

Приоритетными сферами американских прямых инвестиций в экономику России являются топливная (57%) и пищевая промышленность (14%). В совокупности они дают около 71% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций (ППИ)[34]. Американский капитал широко представлен в нефтегазовом секторе РФ (ConocoPhilips, ExxonMobil, ChevronTexaco и др.). Так, одним из успешных проектов является участие ConocoPhilips в совместном предприятии «Полярное сияние», занятом разработкой Ардалинского нефтяного месторождения в Республике Коми. Компания ExxonMobil является оператором международного консорциума «Сахалин-1», ее доля в проекте 30%. Chevron принимает участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).

Другой крупной отраслью приложения инвестиций является аэрокосмическая промышленность. В частности, корпорация LockheedMartin финансирует проекты по запуску спутников и космических станций с помощью российских ракетоносителей. Boeing (Боинг) совместно с российскими КБТМ и РКК «Энергия», а также украинскими «КБ Южное» и «Южмаш» и норвежской Kwaerner участвует в проекте «Морской старт» по коммерческому запуску тяжелых спутников из акватории Тихого океана.Boeing создал в России несколько инжиниринговых центров, в которые инвестировал около 1 млрд. долл. и участвует в проекте создания российского регионального самолета Sukhoi RRJ.

Американские компании активно действуют в пищевой промышленности. Компания «Кока-Кола» (Coca-Cola) контролирует 40% российского рынка безалкогольных напитков, имея 11 заводов в различных регионах России. Более 250 млн. долл. инвестировала в российскую экономику корпорация «Макдоналдс» (McDonald’s), к 2007 г. в России функционировало 172 закусочных в 37 городах страны.

Более 20% табачного рынка России контролирует компания «BAT Russia» (Бритиш Американ Тобакко), в отрасли действует также компания Филипп Моррис (PhilipMorris) (3 фабрики в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Краснодаре). В пищевой промышленности функционируют компании Mars (Марс) и Pepsico (Пепси) построившие предприятия в различных регионах страны.

Проект корпорации Ford (Форд) в г. Всеволожске Ленинградской области – пример успешного инвестиционного сотрудничества между США и Россией в автомобильной промышленности. Предприятие произвело в 2007 г. более 50 тыс. автомобилей «Форд Фокус» различных модификаций, открыто около 150 дилерских центров. Чрезвычайно важной в проекте является кооперация с российскими поставщиками – в 2006 г. от них на сборочный конвейер поступало до 40% всех комплектующих.

Другой пример – совместное предприятие General Motors и ОАО «АвтоВАЗ». Общий объем инвестиций в проект, в котором участвует также Европейский банк реконструкции и развития, превысил 330 млн. долл. Предприятие выпускает две модели – внедорожник «Шевроле Нива» и седан «Шевроле Вива». Кроме того, в Калининградской области на производственных мощностях российского предприятия «Автотор» ведется сборка внедорожников «Хаммер» и нескольких моделей других брендов фирмы («Кадиллак» и «Шевроле»). General Motors решила начать строительство собственного предприятия в Ленинградской области, которое должно быть завершено в 2008 г. (инвестиции – более 300 млн. долл., объем производства – 25 тыс. автомобилей в год).

Таким образом, начиная с 2000-х годов растет присутствие американских фирм в обрабатывающей промышленности России. Это отражает осознание и позитивную оценку ими конкурентных преимуществ российского рынка – квалификацию рабочей силы, значительный потенциал для развития наукоемких производств. Имеет значение и то, что благодаря высоким темпам роста экономики в первой половине текущего десятилетия и политической стабильности международные рейтинговые агентства неуклонно повышали инвестиционный рейтинг нашей страны. Так, в индексе инвестиционной привлекательности, рассчитанном компанией A.T. Kearny, в 2007 г. Россия была поставлена на 9-ю позицию среди самых привлекательных в инвестиционном отношении стран после Китая, Индии, США, Великобритании, Гонконга, Бразилии, Сингапура и САЭ[35]. Позже, в силу ухудшения экономических условий и начавшегося мирового финансового кризиса, рейтинг России вновь был понижен.

В целом, несмотря на некоторый рост инвестиций в обрабатывающую промышленность, до сих пор предпочтения американских компаний концентрируются на ресурсодобывающих отраслях, финансовом секторе, общественном питании, пищевой промышленности, т.е. отраслях с быстро окупаемыми капиталовложениями и, как правило, невысокой степенью обработки.

Весьма неравномерной остается региональная структура американских вложений. Американский капитал концентрируется в регионах с развитой финансовой, промышленной и организационной инфраструктурой либо там, где осуществляются крупные проекты по добыче полезных ископаемых. На шесть субъектов Российской Федерации – Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Сахалинскую области и Республику Коми – приходится около 70% накопленных прямых иностранных инвестиций (ППИ).

Одновременно все более заметными становятся российские инвестиции в США. Объем накопленных российских инвестиций составил, по разным оценкам, в начале 2008 г. от 600 млн. до 2 млрд. долл. Российский капитал представлен в США в нефтяном бизнесе, металлургической и химической промышленности. Так, ООО «ЛУКойл» выкупил сеть бензозаправочных станций Getty Petroleum, «Норильский никель» приобрел 56% акций Steelwater Mining, «Северсталь» приобрела сталелитейную компанию Rouge Industries, а «ЕвразГруп» – Oregon Steel Mills, а также 73% акций крупного американского производителя ванадия Старкор (Startcor).

Пока рано говорить о существенной роли российских инвестиций в экономике США. Американские вложения в Россию более чем в несколько раз превышают российские в американскую экономику. Однако сам приход наших корпораций в США – принципиально новое явление в двусторонних экономических отношениях.

Очевидно, что, несмотря на заметные позиции США в области капиталовложений, их объем далек от желаемых и возможных с учетом, с одной стороны, потребностей и возможностей российского рынка, а с другой – американского инвестиционного потенциала. При огромных потребностях в иностранных инвестициях Россия, даже в сравнении с Восточной Европой или Китаем, привлекла инвестиций из-за рубежа во много раз меньше как по общему объему, так и на душу населения.

Однако существуют некоторые проблемы, которые сдерживают более активное освоение российского рынка американскими инвесторами. Прежде всего, это несовершенство, противоречивость и неполнота российского законодательства. При этом речь идет не только и, может быть, не столько о законах, регулирующих условия и механизм иностранных инвестиций. Формально инвестиционное законодательство (1991 г., 1999 г.) гарантирует иностранным инвесторам равные с национальными инвесторами права, т.е. предоставляет им национальный режим. Существующие ограничения на иностранные инвестиции в отдельные секторы экономики носят достаточно либеральный характер и не выходят за рамки общепринятых правил многих других стран. Речь идет о более широком политико-экономическом контексте, а также о реальном воплощении уже принятых законов.

Немало претензий можно предъявить и к США. В 1990-е годы там был отменен ряд законодательных актов дискриминационного характера по отношению к России, в частности, на нее был распространен режим Генеральной системы преференций. Однако режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ) по-прежнему предоставляется нашей стране лишь на временной основе, поскольку не отменена пресловутая поправка Джексона – Вэника 1974 г. к закону «О торговле». Кроме того, для России до настоящего времени существуют ограничения на поставки технологий двойного назначения, в частности, компьютеров последних поколений.

До 2002 г. Россия рассматривалась в США как страна с нерыночной экономикой, что позволяло использовать против нее более жесткие антидемпинговые правила. В результате ставки ввозных пошлин на многие российские товары были существенно выше, чем на товары других стран. С целью прекращения антидемпинговых расследований, чреватых запретом импорта из России, российские производители были вынуждены идти на количественные ограничения поставок своей продукции и соглашения по ценам. В 2000 г., например, были заключены соглашения об ограничении поставок металлургической продукции в США. Важно, чтобы предоставленный России статус страны с рыночной экономикой был полноценно реализован на практике [7].

Серьезным фактором расширения возможностей экономического взаимодействия двух стран стало бы вступление России в ВТО. Однако и в этом вопросе, несмотря на согласование практически всех спорных моментов, Конгресс США и в 2007 г. отказывался поддержать принятие России в эту международную организацию, прежде всего по политическим мотивам.

Таким образом, для выхода двусторонних экономических отношений на новый уровень обеим странам необходимо преодолеть целый ряд внутренних проблем, а также бытующих в политических кругах и общественном мнении предубеждений и опасений в отношении друг друга.

Мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. выявил не только серьезность существующих перед мировым сообществом экономических, социальных, финансовых и иных вызовов, но и необходимость совместного их разрешения. Это в полной мере касается России и США. Обнадеживающим для перспектив двустороннего сотрудничества является взаимодействие двух стран в многосторонних усилиях по преодолению кризиса, а также ясно выраженное стремление расширить двусторонние экономические связи. Принято, в частности, решение создать двустороннюю комиссию по развитию экономических отношений между Российской Федерацией и США [6,с.14-23].