Смекни!
smekni.com

Приватизация и национализация природа и современные тенденции в мировой экономике (стр. 4 из 7)

Во-вторых, наиболее приспособленными к новым формам хозяйствования оказались те страны, в которых идея приватизации стала популярной, и был обеспечен определенный социальный и политический консенсус (Англия, Франция).

В-третьих, условия и механизм приватизации, ее последствия в разных странах в большой мере определяются социально-культурной средой и конкретно-исторической обстановкой.

В-четвертых, опыт прошедших лет вновь подтвердил, что принципы частной собственности, заложенные, например, в акционерных обществах, не обеспечивают социальной справедливости.

Результаты приватизации в развивающихся странах более противоречивы и неоднозначны. Они еще раз подтверждают, что успехи в этом процессе зависят не только от наличия в обществе ряда объективных предпосылок – факторов экономического, политического и национально-культурологического характера, но и от комплексности их включения в механизм приватизации. Выпадение хотя бы одного из них из общей цепи негативно сказывается на итогах и последствиях приватизации. В одних странах реализация программ либерализации экономики привела к росту эффективности и оздоровлению, в других произошло ухудшение экономического положения.

Приватизация в Сирии, к примеру, не помогла выходу страны из кризиса. Тормозится этот процесс в Бразилии, здесь, по расчетам социологов, идею приватизации поддерживало около 70% населения. Но уже первый аукцион по продаже 17 предприятий сталелитейной и нефтехимической промышленности, убыточных в своем большинстве сорван из-за сопротивления местных властей и лево консервативных кругов, пугающих население «распродажей родины». На повторных аукционах несколько проданных предприятий дали выручку всего лишь в 1,7 млрд. долл. Хотя список предприятий, подлежащих приватизации, растет и включает в себя самолетостроительные компании, морские порты, объекты электроснабжения, телекоммуникаций и железнодорожных перевозок, иностранные инвесторы «раскупать» Бразилию не торопятся.

Иные результаты демонстрируют Чили, Аргентина, Южная Корея, Тайвань. Очевидные успехи приватизации в Чили опираются на мощную поддержку иностранного капитала. В этой стране низки показатели инфляции и внешнего долга, велики темпы экономического роста. Программа приватизации в Чили была рассчитана на 15 лет и предусматривала четыре этапа. На первом из них (1974 – 1975гг.) шел поиск пути выхода из кризиса, разрабатывалась дальнейшая стратегия приватизации. Прежним собственникам было возвращено 360 компаний. В основу экономической политики легли сокращение госрасходов, либерализация цен, отказ от гарантий и покрытия долгов предприятий, новые принципы инвестиционной политики – эффективность и наличие ресурсов. На втором этапе (1975 – 1980гг.) наряду с продажей 96 компаний и 16 коммерческих банков на сумму около 1 млрд. долл., продолжалась политика врастания госпредприятий в рыночные отношения. В смешанных предприятиях уменьшалась доля государства, они переводились в акционерные общества. Третий этап (1981 – 1982гг.) совпал с мировым экономическим кризисом, который сказался на сокращении масштабов приватизации. Однако социальная база этого процесса расширилась, в том числе и за счет льготной продажи акций работникам предприятий. С 1985 г. начался завершающийся этап программы, предусматривающий приватизацию крупных монополий, по отношению к каждой из них применялся конкретный комплекс технических приемов.

При значительной общности с Чили (продажа мелких предприятий, акций государства в смешанных компаниях или отдельных подразделений госпредприятий, передача некоторых функций государства в области образования, здравоохранения муниципалитетам, затем приватизация крупных госмонополий и др.) Аргентину отличает определенная специфика в результатах приватизации. За 1976 – 1983гг. количество госпредприятий здесь сократилась вдвое при небольшой выручке за продажу: 300 млн. долл. Экономические реформы, проводимые военным режимом, хотя и дали импульс социально-экономическому развитию страны, впоследствии привели к новому кризису, усилению структурной несбалансированности. Это объясняется рядом причин. Имея весомую поддержку иностранного капитала, правительство не сумело добиться социального согласия в проведении реформ, как рабочего движения, так и военного ведомства – одного из гласных предпринимателей. К тому же реформы не имели комплексного характера и были ограничены временем правления военного режима. В конце 80-х – начале 90-х годов был дан новый старт приватизации, благодаря чему приватизировано около 80% добычи нефти; к продаже также предложены телекоммуникации, электроэнергетика, транспорт. Проводимая ныне форсированная приватизация, в значительной степени навязанная международными организациями с целью урегулирования внешней задолженности, в условиях разрушенной в прошлое десятилетие экономики имеет весьма ограниченные возможности.

В 80-е годы на путь либерализации хозяйственной деятельности, предусматривающей и приватизацию, вступили и развивающиеся страны Азии. Среди множества их особенностей – многоукладность экономики при сохранении значительного веса доиндустриального производства, размеры госпредпринимательства и характер госрегулирования, специфичные социальные структуры, давление международных организаций, увязывающих новые займы с необходимостью приватизации, недостаточно развитый внутренний рынок капиталов и др.

Темпы приватизации в азиатском регионе оказались ниже запланированных, и произошло это по трем главным причинам: неустойчивость рынка денежных капиталов, сопротивление отдельных социальных групп (профсоюзов, бюрократии и т. д.) и недостаток в компетентных специалистах по реализации программ.

Наиболее быстро и успешно приватизация проходит в тех странах и отраслях, которые теснее интегрированы в мировое хозяйство (авиатранспорт, телекоммуникации, порты, банки). Дальше других стран по пути приватизации продвинулась Южная Корея, где реализуется американская система ЭСОП, в соответствии с которой служащие получают в собственность на льготных условиях не менее 20% акций предприятия.

Дискуссия о приватизации в странах Восточной Европы выявила единодушие в оценке и признании многих преимуществ, которые несет в себе разгосударствление. Тем не менее, перед сторонниками реформ в настоящее время – множество проблем, не получающих однозначного решения. Имеются в виду масштабы приватизации, ее временные рамки, условия распродажи госпредприятий, возможность участия в ней иностранных инвесторов. За всеми теоретическими посылками и аргументами стоит центральный вопрос – как собственность, никому не принадлежащую и никакой выявленной ценности не имеющую, продать людям, которые не имеют денег.

Западные специалисты, предостерегая восточноевропейские страны от автоматического копирования чужого опыта приватизации, тем не менее не способны предложить последним ни одного безболезненного рецепта оздоровления экономики. Осторожный подход к использованию методов и приемов приватизации в Восточной Европе мотивируется, во-первых, несопоставимостью условий и масштабов этого процесса. Во-вторых, неотложностью решения этой задачи, с одной стороны, и невозможностью реализовать ее в кратчайший срок – с другой.

Некоторые специалисты склоняются к мнению, что в Восточной Европе может быть полезен опыт развивающихся стран – разумеется, при учете специфики условий и различий в стартовых позициях. В данной связи внимание обращается прежде всего на то, что развивающиеся страны интегрированы в мировой рынок, тогда как восточноевропейским еще предстоит определить свое новое место в системе мирохозяйственных связей. Еще важнее менее благоприятные в Восточной Европе юридические, институциональные и политические условия для приватизации.

Западноевропейские исследователи выдвигают ряд общих требований, важных при выработке любой концепции приватизации. Помимо главного – упорядочения юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею – они состоят в следующем: использование уже в переходный период стимулов, которые создадут возможности работать по критериям рыночного хозяйства; сведение к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации; поиск оптимального решения проблемы капиталоемкости внутреннего рынка; создание условий, обеспечивающих интерес населения к приватизации и соблюдение этого интереса в процессе ее проведения; необходимость социальной защиты населения, прежде всего его малообеспеченных слоев; запрет на использование выручки от приватизации для субвенций слабым предприятиям.

В целях реализации этих требований предлагается ряд общих с точки зрения эффективности рецептов, на которые не влияют ни национальные, ни региональные особенности различных стран. Правовые гарантии всех собственников должны носить необратимый характер. Прежде чем приватизировать предприятие, государство должно обеспечить контроль над ним и четко определить права распоряжения собственностью коллектива, которые ранее формировались на основе традиций и привычек. Нельзя не учитывать, что в условиях самоуправления проявляются факторы, противодействующие росту эффективности: краткосрочная заинтересованность в максимизации прибыли и отсутствие стимулов к умножению капитала, слабая мобильность труда, противостояние между увольняемыми и стабильно занятыми.

Для ограничения возможностей всякого рода злоупотреблений и снятия тем самым социальной напряженности вся информация об условиях приватизации госпредприятий, за исключением той, что касается цены предприятия и потенциальных инвесторов, должна быть открытой для населения.

Начинать реализацию программы целесообразно с малой приватизации, которая связана с меньшими финансовыми, техническими, институциональными или политическими трудностями.