Смекни!
smekni.com

Антидемократические режимы и пути их преодоления (стр. 4 из 7)

Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика демаго­гии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырож­дения. Примером такой демагогии является практика наименования судов «народными», с помощью которых зачастую и осуществляется геноцид именно народа, его лучших представителей.

Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получе­ния скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицин­ских, образовательных, культурных и т. п.

Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении госу­дарством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощен­ных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют ис­тория, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который прежде всего характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фа­шистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, влас­тью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, ос­новной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существо­вать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах обще­ства, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-поли­тические движения, в которые внедряются националистические идеи, попу­листские лозунги, геополитические интересы и т. п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к раз­вязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом от­личают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли цент­ральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашиз­ме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных цен­ностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ужесточают­ся санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Госу­дарство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавлива­ет контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Унич­тожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основан­ные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставле­ние интересов государства и гражданина решается в пользу государствен­ных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, за­блуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не сущест­вует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпени­зированных слоев населения активно борются за овладение государствен­ным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

Так, в 30-ых годах двадцатого века в СССР господствовал тоталитарный политический режим, режим массовых репрессий и террора, вызванных культом личности Сталина.

Под предлогом борьбы с «врагами народа» были безвинно привлечены к уголовной ответственности и рас­стреляны либо приговорены к длительным срокам лишения сво­боды более 20 млн. советских граждан[6]. Упрощенный порядок судопроизводства, внесудебные расправы, привлечение к уголов­ной ответственности по мотивам социальной опасности лица и многие другие нарушения законности, непозволительные в любой цивилизованной стране, советское государство закрепило в своих законах и неукоснительно проводило в жизнь.

Представляется, что указанные деформации имели место из-за обесценения права и закона по тем причинам, что право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности; правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии; гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.; стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю; протяженность границ, пестрый национальный состав, исторические условия формирования российской государственности способствовали имперскому сознанию и имперским методам властвования.

После октября 1917г. к перечисленным причинам добавились иные. Это, в частности: некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие преем­ственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естественно-правовые ценности; обесценение права и закона в ходе революции и гражданской войны; отсутствие правовой культуры в революционной среде, вклю­чая правящий класс; возвышение исполнительных органов над законодательными; возвеличивание карательных учреждений; культ вождя[7].

В середине 50-х годов практика незаконных репрессий и тер­рора была сурово осуждена и приняты действенные меры по ликвидации ее последствий. Однако человек по-прежнему оста­вался зависим от государственных органов и должностных лиц. Советское государство, опираясь в основном на собственный аппарат, его понимание правовых проблем и способов их реше­ния, нередко принимало законы, грубо нарушающие права лич­ности, ставящие население в полную зависимость от произвола государства. Гражданину долгое время отказывалось даже в праве судебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц.

Впоследствии режим немного смягчился, принял черты скорее авторитарного, нежели тоталитарного режима. Авторитарные и бюрократические деформации приняли следующий характер:

было налицо декларативное провозглашение принципа «все во имя человека, все для блага человека». Не доставало проведения этого принципа в жизнь, но само закрепление его является своего рода реальным достижением;

провозглашение государства общенародным. Конечно, в дей­ствительности оно так и не сложилось, реально существовала лишь власть номенклатурно-чиновничьей верхушки. Однако такое провозгла­шение создавало правовые предпосылки для борьбы за установ­ление государства народа и для народа;

особую совокупность аксиом, норм и принципов, которые составляли основу как правотворческой, так и правоприменитель­ной деятельности государства. К сожалению, последнее монопольно формировалось одной партией, что приводило к узурпации прав общества в целом. Сегодня критически переосмысливается «социалистичес­кое естественное право.

Вместе с тем нам не хватало подлинной законности в реальных отношениях и, более того, чувства законности, как в рядовой массе, так и в среде правящих. Ряд гарантий прав и свобод или отсутствовал, или нуждался в серьезном усилении. Недоставало не только компетентности многим руководящим работникам и должностным лицам, но и независимости ряда органов в испол­нении ими государственных функций[8].

Более того, законность прямо нарушалась должностными лицами и за такие нарушения, произвол, беззаконие они не привлекались к строгой ответственно­сти. Вообще-то если подобные факты становятся системой, то нарушение зако­на лицом, действующим от имени государства, превращается уже в процесс, способный при известных обстоятельствах серьезно подо­рвать режим законности. Тут государственная деятельность теряет свою правовую основу, противоречит этой основе и расшатывает ее. В обществе могут появляться субъективные факторы, мешающие упрочению законности, а то и ведущие к ситуации, пусть временного ха­рактера, которая становится опасной для режима правовой законно­сти, может привести, если ее вовремя не пресечь, к подрыву законнос­ти, к ослаблению правовой основы государственной деятельности на том или ином ее участке. К такого рода факторам относятся: элементы бюрократизма, злоупотребление властью, взяточничество и карьеризм, потеря чувства гражданской и нравственной ответственности, грубое пренебрежение государственной дисциплиной, нарушение принципа демократии, слабый уровень правосознания и правовой культуры ра­ботников государственного аппарата и т. п. Именно они в той или иной степени способствовали падению советского государства и последующим социально-экономическим потрясениям в российском обществе.