Смекни!
smekni.com

Антисоциальные сделки (стр. 1 из 4)

Оглавление

Введение

Понятие и сущность антисоциальной сделки

Условия недействительности антисоциальной сделки

Квалифицированный состав антисоциальной сделки

Последствия антисоциальной сделки

Судебная практика и антисоциальные сделки

Заключение

Список использованной литературы и нормативных источников

Введение

Одним из правовых вопросов, регулируемых гражданским законодательством является вопрос о недействительности сделок. Недействительность сделки означает, что действие, совершенное в виде сделки, не обладает качествами юридического факта, способного породить те гражданско-правовые последствия, наступления которых желали субъекты.

О недействительности сделки можно говорить в тех случаях, когда нарушено одно из условий действительности сделки.

Легальное определение недействительности сделки дается в норме п. 1 ст. 166 ГК, согласно которой сделка считается недействительной по основаниям, установленным законом и иными правовыми актами, в силу признания таковой судом (оспоримая сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Новейшее российское гражданское законодательство в качестве нормативно-правовой дефиниции закрепило господствовавшее в юридической литературе деление недействительных сделок на ничтожные и оспоримые. Вместе с тем классификация недействительных сделок на ничтожные и оспоримые на протяжении веков была предметом жестких теоретических дискуссий. Уже в конце XIX века один из классиков немецкой цивилистики Г. Дернбург констатировал: «Еще недавно в резком разграничении ничтожности и оспариваемости усматривали новое доказательство величия римского права. Однако в настоящее время многие отрицают внутреннее юридическое значение такого противоположения». В те времена и поныне противники разделения недействительных сделок на ничтожные и оспоримые считали и считают такую классификацию уязвимой как логически, так и по существу. «Противопоставление ничтожным сделкам оспоримых сделок не покоится на принципиальной основе: если оспаривание осуществляется, оно приводит к «ничтожности» сделки, притом не с момента оспаривания, а, по общему правилу, с момента совершения сделки, т.е. с обратной силой» — писал видный российский цивилист И.Б. Новицкий. В связи с этим он предложил классифицировать недействительные сделки на абсолютно недействительные, т.е недействительные непосредственно в силу закона, и относительно недействительные, которые становятся недействительными в силу признания суда по специальному заявлению заинтересованного лица. Как видно, к абсолютно недействительным сделкам отнесены те, которые именуются действующим законом ничтожными, а к относительно действительным сделкам — именуемые оспоримыми. Предложенная классификация является более корректной, так как она опирается на объективный критерий, а именно на различную степень противоправности действий, совершенных в форме недействительных сделок.

Ничтожность сделки означает, что действие, совершенное в виде сделки, не порождает и не может породить желаемые для ее участников правовые последствия в силу несоответствия его закону.

Одной из таких сделок является антисоциальная сделка.

Цель данной работы состоит в определении сущности антисоциальной сделки, как одного из видов ничтожной сделки, установленной действующим гражданским законодательством.


1. Понятие и сущность антисоциальной сделки

Понятие «антисоциальная сделка» было введено в гражданский кодекс как реакция законодателя на явно выраженное неправомерное поведения граждан, нарушающих основы правопорядка и нравственности. Так, ст. 169 ГК РФ выделяет особо опасную для общества группу недействительных сделок, противоречащих основам правопорядка и нравственности, признает такие сделки ничтожными и определяет их последствия, которые носят конфискационный характер.

Антисоциальную сделку вполне справедливо можно приравнять к противоправным действиям, которые запрещены другими отраслями права. Возникает вопрос, можно ли понятие «антисоциальная сделка» приравнять к понятиям «преступление» и «правонарушение». Говоря о преступлении мы обращаемся непосредственно к нормам уголовного права. В частности в соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Из данного определения мы видим, что преступления обладает повышенную общественную опасность и влечет за собой наказание, предусмотренное уголовным кодексом. Последствиями же антисоциальной сделки, в зависимости от наличия умысла у обеих или лишь у одной из ее сторон, являются, недопущение реституции или односторонняя реституция. Таким образом, за совершение антисоциальной сделки, наступает гражданско-правовая ответственность.

Если же взять административный проступок, то в административном законодательстве он рассматривается как посягающее на институты государственной власти, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, противопровное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность. Смысл данного определения состоит в том, что говоря об административном правонарушении мы имеем в виду проступок посягающий на государственные интересы и на различные виды собственности, за которые предусмотрена административная ответственность.

Иными словами указанные понятия схожи между собой, имеют одинаковую специфику, но отождествлять их нельзя.

Объединяет данные понятия такой признак как противоправность, т.е. во всех случаях указанные действия носят противоправный характер. Другим общим признаком, данных понятий является виновность, в форме умысла или неосторожности, который также делает данные понятия похожими между собой. Все перечисленные действия нарушают нормы действующего законодательства. Однако, в каждом конкретном случае имеется виду норма права различных отраслей права (административного, уголовного, гражданского), что и отличает данные понятия друг от друга.

Определим, в чем же состоит суть антисоциальной сделки, как одного из вида противоправного неправомерного поведения. Прежде всего, заметим, что Гражданский кодекс отнес данные сделки к ничтожным. А ничтожны потому, что представляют собой серьезные и опасные нарушения действующего законодательства, носящие антисоциальный характер и посягающие на существенные государственные и общественные интересы. Именно публичный характер интересов, нарушаемых подобными сделками, позволяет говорить о них как об антисоциальных сделках. Очевидна яркая антисоциальная направленность сделок, создающих угрозу экономической безопасности государства, например, сделок, нарушающих монопольное право государства на продажу отдельных видов вооружения. Аналогичную антисоциальную направленность имеют сделки, совершение которых создает угрозу общественной безопасности, например, сделки купли-продажи боевого вооружения, взрывчатых материалов, боеприпасов, совершаемые неуполномоченными лицами; сделки, направленные на производство и сбыт товаров и продукции, обладающих свойствами, опасными для жизни и здоровья потребителей и т.п. Антисоциальны и сделки, создающие угрозу моральному здоровью нации и нарушающие требования нравственности, например, сделки с целью распространения на рынке литературы, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду и т.п.

Из вышеуказанных примеров мы видим, что изначальная цель совершения такой сделки носит общегражданский характер. Так, заключение сделки купли-продажи оружия гражданскими лицами, не имеющими соответствующих полномочий на заключение такой сделки, подразумевает под собой, по сути, заключение гражданской сделки. Однако противоправной делает такую сделку отсутствие установленного законом права на заключение такой сделки гражданскими лицами, не имеющими соответствующего разрешения. Если бы каждый мог совершать такие сделки без каких либо ограничений, то трудно было бы говорить о существовании правопорядка в нашей стране вообще. Исходя из чего, совершение подобных сделок, прямо запрещено законом.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что антисоциальная сделка отличается от аналогичного действия, предусмотренного нормами УК, их гражданско-правовой направленностью. Если же взять уголовное преступление, предусмотренное ст. 22 УК РФ, то суть его имеет несколько иную направленность. В частности объективная сторона ст. 222 УК РФ подразумевает под собой незаконное приобретение, передача, сбыть, хранение, перевозку ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств.

Как мы видим, смысл данной нормы лишен гражданско-правовой направленности, он устанавливает сам факт наличия перечисленных действий, для признания лица виновным и привлечения его к уголовно ответственности.

Более того, говоря об антисоциальной сделке, мы не имеем цели привлечь лицо к уголовному наказанию, основная цель гражданского законодательства, в данной ситуации защита имущественных интересов государства, а не защита общественной безопасности.

Заметим, что при определении сущности антисоциальной сделки, возникает немало трудностей. Как мы уже неоднократно отмечали, антисоциальная сделка является ничтожной.

Ничтожная сделка, являясь неправомерным действием,порождает лишь те последствия, которые предусмотрены законом на этот случай в качестве реакции на правонарушение. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (п. 1 ст. 166 ГК). Противоправность абсолютного большинства действий, совершенных в виде ничтожных сделок, весьма очевидна, как, например, в случае совершения сделки купли-продажи взрывчатых вещей несовершеннолетними гражданами. Поэтому функции суда в таких случаях сводятся к применению предусмотренных законом последствий,связанных с недействительностью сделок.