Смекни!
smekni.com

Английская классическая политическая экономия. Учения А.Смита, Д.Рикардо, Дж.С.Милля первая о (стр. 2 из 3)

Прямым продолжателем учения А. Смита является Давид Рикардо (1772-1823). С 1793 по 1812 г. он занимался предпринимательской деятельностью. Затем увлекся научной работой, уделяя основное внимание развитию трудовой теории стоимости. Главный труд Д. Рикардо - «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). В нем предпринята попытка исследовать экономические отношения капитализма с позиции трудовой теории стоимости.

В отличие от А. Смита Д. Рикардо не считал, что стоимость определяется трудом только в «первобытном состоянии общества». Он полагал, что стоимость товаров создается трудом рабочих. Она лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества - заработной платы, прибыли, процента и ренты. Д. Рикардо рассматривал прибыль капиталиста как неоплаченный труд рабочего. Вместе с тем он не сумел объяснить возникновение средней прибыли с точки зрения закона стоимости. Д. Рикардо сформулировал закон обратной пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталиста. Он считал капитализм единственно возможным и естественным общественным строем, а его законы - всеобщими и вечными.

Рассматривая структуру стоимости и цены товара, Рикардо обычно

игнорировал ту её часть, которая отражала перенесенную конкретным трудом стоимость постоянного капитала, т.е. следовал «догме Смита». Поскольку стоимость товара распадается на зарплату и прибыль, последняя находится в обратном отношении к первой и зависит от неё. Прибыль всегда выступает у него как остаток после вычета из стоимости товара затрат на зарплату.

Понимаемая таким образом прибыль представляет собой, по сути, прибавочную стоимость. Но далее Рикардо переходит к рассмотрению прибыли в том виде, как она выступает на поверхности явлений, т.е. прибыли после уплаты земельной ренты. Кроме того, он считает прибыль пропорциональной величине авансированного капитала. Главная проблема, которая занимала его при трактовке прибыли, заключалась в тенденции к понижению её нормы. Эту тенденцию он объяснил не специфическими особенностями капиталистического производства, а действием природных факторов.

Из положений, высказанных Д.Рикардо в связи с характеристикой категории «стоимость», выделим еще два, которые по праву входят в «золотой фонд» классической политической экономии. Суть их состоит в следующем. Первое: деньги как товары при снижении своей стоимости обусловливают необходимость роста заработной платы, что в свою очередь «...неизменно сопровождается повышением цены товаров». И второе: деньги как всеобщее средство обмена между всеми цивилизованными странами «...распределяются между ними в пропорциях, которые изменяются с каждым усовершенствованием в торговле и машинах, с каждым увеличением трудности добывания пищи и других предметов жизненной необходимости для растущего населения».

Категорию «капитал» Д.Рикардо характеризовал как «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимых, чтобы привести в движение труд». Здесь его позиция в принципе созвучна с другими представителями классической политической экономии, обращавшимися к теории капитала, но, в отличие от них, он сумел показать, что из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «...перемещается из одного занятия в другое».

Концепция Д.Рикардо о ренте сохраняет свою актуальность и в наше время. Главные ее идеи заключаются в том, что рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество не беспредельно, качество — неодинаково, а с ростом численности населения обработке начинают подвергаться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов. Как пояснял Д.Рикардо, «не потому хлеб дорог, что платится рента, а рента платится потому, что хлеб дорог», а сама «рента не есть составная часть цены товаров». Очевидно, что для Д.Рикардо, как и для других классиков, земля невоспроизводима и рассматривается как ресурс физический, а не экономический. Поэтому в его понимании не только земля, но и рента выступают в качестве «свободного дара земли». И поскольку ограниченный фонд земли используется только одним способом (например, как пашня или как пастбище), да еще и с закономерностью убывающей отдачи от нее (земли), Д.Рикардо высказывает предостережение: «Труд природы оплачивается не потому, что она делает много, а потому, что она делает мало. Чем скупее становится она на свои дары, тем большую цену требует она за свою работу».

Взгляды Д.Рикардо на заработную плату, или, как он писал, «естественную» и «рыночную цену труда», вероятнее всего, сложились под влиянием теоретических воззрений его друга Т.Мальтуса, «предупреждавшего» человечество о катастрофических последствиях, если темпы роста населения будут опережать прирост необходимых средств для существования людей.

Неоднозначные суждения высказал Д.Рикардо в связи с формированием, динамикой и перспективой роста прибыли предпринимателей. По этому поводу он вновь исходил из сомнительного положения о том, что «прибыль зависит от высокой или низкой заработной платы, а заработная плата — от цены предметов жизненной необходимости,.. потому что количество всех других потребных предметов может быть увеличено почти беспредельно». Как и в случае с заработной платой, в условиях свободной конкуренции, по мнению Д.Рикардо, «прибыль имеет естественную тенденцию падать, потому что с прогрессом общества и богатства требующееся добавочное количество пищи получается при затрате все большего и большего труда». Однако здесь же он вполне правомерно добавил следующее: «К счастью, эта тенденция, это, так сказать, тяготение прибыли приостанавливается через повторные промежутки времени благодаря усовершенствованиям в машинах, применяемых в производстве предметов жизненной необходимости, а также открытиям в агрономической науке, которые позволяют нам сберечь часть труда, требовавшуюся раньше, и таким образом понизить цену предметов первой необходимости рабочего».

Кроме того, Д.Рикардо был сторонником количественной теории денег, увязывая изменение их стоимости как товаров с их (денег) количеством в обращении.

Исследуя закономерности экономического развития общества, в котором господствуют принципы неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и свободы торговли, Д.Рикардо, пожалуй, не предвидел того, что в условиях экономического либерализма (и это подтвердил практический опыт мировой цивилизации) неотвратимы ограничивающие их тенденции и, как следствие, кризисы несоответствия произведенной товарной продукции и услуг платежеспособному спросу на эти товары и услуги, т.е. так называемые кризисы перепроизводства (или, по другой трактовке, кризисы недопотребления). Подобный кризис впервые произошел в 1825 г. на родине ученого спустя два года после его смерти.

Сказанное свидетельствует о том, что Д.Рикардо признавал «закон рынков Сэя», т.е. догму о бескризисном и равновесном состоянии экономики при полной занятости. В частности, как бы в признание «закона Сэя» он писал: «Продукты всегда покупаются за продукты или услуги; деньги служат только мерилом, при помощи которого совершается этот обмен. Какой-нибудь товар может быть произведен в излишнем количестве, и рынок будет до такой степени переполнен, что не будет даже возмещен капитал, затраченный на этот товар. Но это не может случиться одновременно со всеми товарами».[5]

4. Учения Дж.С.Милля.

Основное сочинение выдающегося английского ученого Джона Стюарта Милля (1806-1873) по экономической теории – «Основание политической экономии» - вышло в 1848 г. и неоднократно переиздавалось в XIX и XX вв.

Книга Дж. Милля обладает большими научными и художественными достоинствами. Чтение этого произведения вводит читателя в круг проблем экономической науки.

В первом разделе «Основание политической экономии» ученый рассматривает сферу производства, где, он полагал, действуют неустранимые, непреложные законы, проявление которых можно сравнить с действием законов природы.

Другой тип законов действует в сфере распределения. Эти законы могут быть изменены людьми в соответствие с требованиями справедливости и общего блага. Поэтому законы распределения должны рассматриваться отдельно от законов производства (второй раздел книги). Третий раздел в книге Милля посвящен теории обмена. Эта структура курса экономической теории надолго закрепляется в западной экономической науке. [1.стр.89]

Он пред­ло­жил четырехзвен­ную трак­то­вку эле­мен­тов эко­но­ми­ки. Она ис­по­ль­зу­ет­ся по на­сто­ящее вре­мя не­ко­то­ры­ми эко­но­ми­ста­ми: про­из­водс­тво - рас­пре­де­ле­ние - об­мен - по­треб­ле­ние.

Это важное новшество, но оно отражает всего лишь один, господствующий тип экономических отношений. Существуют и менее и более развитые формы экономических отношений.

Его пред­шес­твен­ни­ки рас­сма­три­ва­ли рас­пре­де­ле­ние в ка­че­стве веч­ных за­ко­нов, а он трак­то­вал их ис­то­ри­че­ски (эволюционно). Он по­ка­зал ис­то­рию раз­ви­тия от­но­ше­ний рас­пре­де­ле­ния на раз­лич­ных сту­пе­нях эво­лю­ции об­щес­тва, свя­зы­вая эти сту­пе­ни с раз­ви­ти­ем форм собс­твен­но­сти. Он ви­дел за­ко­но­мер­ный, объ­ек­тив­ный ха­рак­тер раз­ви­тия рас­пре­де­ли­те­ль­ных от­но­шений.

Законы производства неизменны и заданы техническими условиями, т.е. имеют характер «свойственный естественным наукам». Законы распределения являются управляемыми «человеческой интуицией