Смекни!
smekni.com

Конкурентоспособность России 2 (стр. 3 из 6)

По данным акад. Н. П. Федоренко (Федоренко Н. П., 2003), коэффициенты эффективности экономики выглядят следующим образом. При имеющихся запасах полезных ископаемых, которые в 3,5 раза больше, чем в США (в том числе в 4,1 раза больше по нефти, в 4,7 раза по лесу), и практически на порядок выше, чем в Европе (в том числе в 34,9 раза больше по нефти, в 17,9 раза по газу, в 15,8 раза по углю, в 26,6 раза по лесу), общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВВП в России в 4,5 раза больше (больше означает хуже), чем в США, в 8 раз больше, чем в странах ЕС, и в 10,6 раза выше, чем в Японии. Соответственно Россия на единицу общих энергозатрат получает всего 0,63 единиц ВВП, тогда как США — 2,9, страны ЕС — 5,0, а Япония — 6,7 единиц. Важнейшей проблемой является оценка человеческого потенциала, представляющего собой особый вид капиталовложений: совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы (по отдельным оценкам, при 200 тыс. долл. США в расчете на одного человека общая цена человеческого капитала в современной России определяется в 29,4 трлн долл. США).

Важной составляющей национального богатства является природный и интеллектуальный капиталы, или интеллектуальная собственность. По ориентировочным данным, интеллектуальный капитал сегодня составляет в России как минимум 400 млрд. долл. США. Сюда включают: произведенные нематериальные активы (38,5 млрд. долл. США), геологоразведочные работы (22 млрд долл. США), наукоемкие промышленные технологии и компьютерное программное обеспечение, оригинальные произведения литературы, искусства, развлекательного жанра и т. п. (16,4 млрд долл. США), непроизведенные нематериальные активы, в том числе права собственности, символическая оценка которых в России составляет сегодня 3,3 млрд долл.США. Природный капитал России составляет 23,5 трлн долл. США (в 4,8 раза выше США). Оценка земельных ресурсов страны составляеть3,5 трлн долл. США.

Финансовые активы — акции, облигации и другие ценные бумаги, а также бумажные деньги. По разным оценкам, совокупная котировочная стоимость национального богатства России на мировых рынках составляет (по паритету покупательной способности) 1,9-2,7 трлн долл. США, или 8-11,3% объема национального богатства США (в 1998 г. - 23,4 трлн долл. США). При учете износа, достигающего в России 50-60% первоначальной стоимости, материально-вещественная совокупная оценка реального объема всех составляющих национального богатства России должна быть соответственно понижена и будет равна как минимуму 0,9-1,4 и как максимуму 1,1-1,6 трлн долл. США (ФедоренкоН. П., 2003).

Итак, национальное богатство страны должно включать в себя:

человеческий потенциал (стоимость рабочей силы и затратына ее воспроизводство, интеллектуальное, культурное и профессиональноесовершенствовапие);щ природно-ресурсный потенциал (сумма натуральных оценок наличия, разведки, добычи, запасов и использования основных видов ископаемых богатств, земельных, водных и лесных ресурсов);

научно-технический потенциал (сеть организаций, которая осуществляет научные исследования и опытно-конструкторские разработки, расходы на научные исследования и разработки, кадры науки, интеллектуальная собственность). [Градов А. П. «Национальная экономика» ]

2.2. Оценка рейтинга и положения России в мировой экономике международными агентствами.

Позиция России в мировом рейтинге конкурентоспособности эконо­мик улучшилась в текущем году на одну ступень по сравнению с прошлым, сообщается в ежегодном докладе "The Global Competitiveness Report 2007-2008", опубликованным Всемирным экономическим форумом.

Россия переместилась на 58-е место с 59-го в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности, рассчитываемого Всемирным экономи­ческим форумом.

Как отмечается в докладе, несмотря на значительный размер и улучшение макроэкономического управления, позиция РФ в рейтинге кон­курентоспособности экономик ниже, чем других крупных европейских стран, что обусловлено, главным образом, слабостью ее экономико-правовой сферы и деловых стандартов.

Основное беспокойство вызывают ощутимый недостаток эффектив­ности управления, недостаточная независимость судебных органов и но­вые сигналы появления предпочтений правительства в работе с частным сектором. Кроме того, в докладе отмечаются неблагоприятные условия защиты прав собственности в РФ и продолжающееся их ухудшение.

Частный сектор страны получил очень низкую оценку, по уровню развития корпоративной этики Россия заняла 120-е место.

Среди самых проблемных факторов экономики РФ отмечаются кор­рупция, неблагоприятное налоговое регулирование и ставки, а также зна­чительный уровень преступности, государственный бюрократизм и высо­кая инфляция.

По данным Всемирного экономического форума, наиболее конку­рентоспособной является экономика США, второе место занимает Швей­цария, далее следуют Дания, Швеция, Германия, Финляндия и Сингапур.

Среди стран с развивающейся экономикой лидируют Китай (34) и Индия (48), среди стран Латинской Америки самый высокий рейтинг у Чили (26), на Ближнем Востоке - у Израиля (17).

Международное агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Россий­ской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ+"[1] со "Стабильным" прогнозом. Одновременно агентство подтвердило кратко-срочный рейтинг Российской Федерации и рейтинг странового потолка "А-"[2] (А минус).

Благоприятным рейтинговым фактором для Российской Федерации яв­ляется хорошая ситуация в сфере государственных финансов. По оценкам Fitch, профицит бюджета в 2008 году составит приблизительно 5% ВВП. Это должно позволить сократить совокупный государственный долг концу 2007 г. до всего лишь 9% ВВП (что значительно ниже среднего уровня для стран с рейтингами категории "ВВВ" в 31%) и увеличить объем активов Ста­билизационного фонда приблизительно до 14% ВВП. Наблюдающееся в на­стоящее время заметное ослабление налогово-бюджетной политики может привести к отсутствию бюджетного профицита в 2008 г. В то же время ре­форма налогово-бюджетной сферы и структуры Стабилизационного фонда должна обеспечить усиление дисциплины управления средствами в буду­щем, и Россия, по всей видимости, имеет хорошие позиции для того, чтобы справиться с возможными резкими изменениями цен на нефть.

В сфере внешних финансов Российской Федерации также наблюдается благоприятная ситуация. Несмотря на сокращение положительного сальдо счета текущих операций, ожидается, что растущий приток капитала приведет к увеличению валютных резервов приблизительно до 434 млрд. долл. к кон­цу 2007г., обеспечивая значительный запас ликвидности. Наблюдается быст­рый рост внешних заимствований частного сектора. Тем не менее, по про­гнозам, к концу 2007 г. Россия будет внешним нетто-кредитором в размере 21% от текущих поступлений в иностранной валюте. [http://www.fitchratings.ru/ratingdef/intro/frratings/index.wbp]

Глава 3. Проблемы и способы повышения конкурентоспособно­сти РФ.

3.1 Основные проблемы конкурентоспособности РФ,

Уровень развития национальной экономики должен оцениваться такими показателями, которые позволят ответить на вопрос, насколько национальная экономика страны конкурентоспособнее других, развитых стран мира.

Казалось бы, душевой ВВП отражает в какой-то степени уровень развития национальной экономики: чем больше его величина, тем лучше национальная экономика должна обеспечивать высокий уровень качества жизни, экономическое могущество страны, ее прочное положение на мировых конкурентных рынках, национальную, в том числе экономическую, безопасность страны. Однако положительно ответить на эти вопросы на основе только показателя уровня душевого ВВП без учета некоторых дополнительных показателей нельзя. Душевой ВВП показывает, сколько товаров и услуг в стоимостном выражении, произведенных в стране в течение года, приходится на душу населения. Но он не позволяет определить, каких товаров и услуг, если при этом не рассмотреть развернутой структуры ВВП. Если, например, львиную долю ВВП составляет природная рента, а произведенные товары и услуги в подавляющем большинстве не предназначены для улучшения качества жизни населения, то при такой структуре ВВП, рост душевого показателя не даст информации о создании для такого улучшения благоприятных возможностей. Аналогично без анализа структуры ВВП нельзя ответить на вопросы конкурентоспособности страны, ее национальной безопасности и т. п.

Следовательно, необходимо оценивать уровень развития национальной экономики на основе анализа степени соответствия структуры ВВП приоритетным стратегическим целям государства. Для этого должны быть, во-первых, четко сформулированы стратегические цели, во-вторых, определены приоритеты их достижения. В противном случае может начаться «соревнование государственных чиновников» за то, кто быстрее (не к 2010 г., а к 2008 или другому году) обеспечит выполнение задачи удвоения ВВП. Какие этим удвоением (кроме того, что Россия приблизится по уровню душевого ВВП к Испании или Португалии) приоритетные стратегические цели будут достигнуты, останется неясным.

Приоритетность национальных стратегических целей и приоритетность развития и использования элементов национального богатства: человеческого, природно-ресурсного и научно-технического потенциалов тесно связаны и взаимозависимы. Невозможно формулировать стратегические цели без оценки возможности их достижения с помощью существующего соотношения элементов национального богатства. Точно так же нельзя развивать отдельные элементы национального богатства без увязки этого процесса со стратегическими целями развития страны. При этом должен быть обеспечен системный подход к решению этих взаимосвязанных задач. Это означает, что и стратегические цели, и национальное богатство должны рассматриваться как две взаимосвязанные сложные системы. То есть и разнообразные стратегические цели, и элементы национального богатства не могут разрабатываться и развиваться автономно, независимо друг от друга. Например, стратегическая цель повышения качества жизни не может формироваться без увязки со стратегической целью обеспечения национальной безопасности. Точно так же не может определяться направление развития человеческого потенциала без увязки с развитием остальных элементов национального богатства. Или, например, стратегическая цель обеспечения национальной безопасности (как и любая другая стратегическая цель) должна решаться в увязке с состоянием и предполагаемым развитием всех элементов национального богатства.