Смекни!
smekni.com

Китайское чудо . Уроки для развития российской экономики (стр. 1 из 2)

1.

2. «Китайское чудо». Уроки для развития российской экономики.

Реформы в Китае осуществлялись по четко разработанной программе, учитывающей менталитет китайского социума и реальные возможности страны. Приступая к ним, китайские реформаторы и само китайское общество ответило на главные вопросы : на каком историческом этапе развития находится китайское общество, в каком направлении оно планирует развиваться, насколько быстро могут и должны осуществляться реформы, что нужно сделать на каждом этапе реформ и какими средствами следует решить эту задачу.

Сформулированная в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций" — промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки, техники и образования. Осуществление программы разбивалось на три этапа, которые охватывают период до середины XXI в.

Поэтапность – основа реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям. Китай, в отличие от России, пошел по другому пути к рыночной экономике. Россия использовала под­ход «шоковой терапии» в 1992 г., пытаясь добиться «необратимости» реформ посредством быстрого и радикального перехода к частной собственности и свободному рынку. Рыночные реформы в Китае начались раньше — в 1978 г. — и имели постепен­ный и экспериментальный характер.

Суть “китайской модели” достаточно проста. Коротко говоря, она сводится к попытке внедрения элементов рыночной экономики в условиях неизменной социалистической политической системы. Но эта простота кажущаяся. При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что программа осуществления реформ базировалась, на поэтапном их осуществлении, учитывая реалии Китая, его традиционную культуру, формы организации труда и особенности привлечения к планируемых преобразований всех составляющих элементов китайского социума. Россия в 1992 г. пришла к выводу, что ее политический ап­парат, в частности коммунистическая партия, яв­ляется помехой на пути экономических реформ; экономическим реформам предшествовали поли­тическая реформа и демократизация. Китай же стремился к экономическим реформам под активным руководством со стороны коммунисти­ческой партии. Позиция Китая состоит в том, что разрушение политической системы приведет к не­скончаемым политическим дебатам, борьбе за власть и в конечном итоге к стагнации и провалу экономических реформ.

В отличие от России в Китае считают, что план и рынок совместимы. Другими словами, в Китае поступили так, как поступают рачительные хозяева: не стали ломать старый дом, пока не построили новый. Китай идет, сверяя каждый следующий шаг в углублении реформ с практикой их осуществления и социальными ожиданиями народа.

В Китае, в отличие от Советского Союза, начали с экономики, причем с экономики деревни, где проживало более 80% населения. В 1984 г. эксперимент был распространен на города, и только совсем недавно он начал охватывать финансово-банковскую и частично политическую сферы. Постепенность и поэтапность в проведении реформ как раз и послужила одним из основных условий, обеспечивших их успех.

Важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль над рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административного воздействия. Под его влиянием находятся практически все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры.

Успех Китая на пути рыночных преобразований связан с тем, что сначала там создавали товарную экономику, единственным “институтом” которой является национальное предприятие, способное наращивать выпуск продукции и повышать ее качество.

Национальная идея. Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным патриотическим и национальным чувствам китайцев — поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая.

Идея “возрождения Великого Китая” объединила не только все населяющие Китай народы, но и соотечественников за рубежом. Идеология начала работать на пользу экономике, социальной и политической стабильности. И в этом – один из главных уроков китайских реформ.

Ядром китайских реформ, как, впрочем, и экономических успехов Японии, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Син­гапура, стал отказ от стратегии «догоняющего развития» с ее приоритетным развитием тяжелой промышленности. Именно такую модель после Второй мировой войны выбрали СССР, КНР, страны Вос­точной Европы и многие развивающиеся страны. Однако из-за отсутствия необходимой самостоятельности на микроуровне экономическая эффективность производства там падала, рост не был устойчивым в связи с отсутствием сочетания интересов государства, предприятия и отдельного трудящегося. Поэтому при такой модели экономики нельзя выйти на границу предельных производственных возможностей.

Это можно сделать, применив стратегию сравнительных преимуществ. Для этого необходимо соблюдать три принципа:

1. Постоянно добиваться роста эффективности, как экономических субъектов, так и отдельных работников, включая управленческий персонал:

2. Постоянно проводить перераспределение вновь созданных ресурсов через «двухколейную» систему цен, что дает максимум выгоды и минимум издержек при проведении реформ;

3. Продвигать экономические реформы на уровне предприятий, отраслей и регионов, что позволяет своевременно оценить все плюсы и минусы затеянного эксперимента и внести в него необходимые коррективы.

Самое важное для России в китайском опыте — комплексный подход к реформе экономической системы, обеспечивающий постепенный (без шока) переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем. Чтобы в полной мере воспользоваться опытом китайских реформ, России следует начать с «урегулирования» экономических результатов шоковых приватизации и отпуска цен. Только в этих условиях можно обеспечить полноценное развитие сельского хозяйства, промышленности и предпринимательства, с тем, чтобы выйти на начальный рубеж реформ и провести наименее болезненный переход к рыночной экономике.

В Китае бытует пословица: нельзя преодолеть пропасть в два прыжка. Она оказалась справедливой и для России. Попытавшись это сделать в начале 90-х годов разрушением экономических связей единого союзного организма с одновременным проведением шоковой приватизации, мы оказались на дне глубокого каньона, из которого вот уже 10 лет без особых успехов пытаемся выбраться.

Китай — мировой рекордсмен по темпам роста реального ВВП, среднегодовой показатель экономического роста в этой стране за последние 25 лет превышает десять процентов. Отличительные черты финансово-экономической системы — быстрая мобилизация капитала, экспортоориентированность, низкое потребление и огромная доля национальных сбережений. Доля госпредприятий невысока — 20–30% (в основном тяжелая промышленность, энергетика, телекоммуникации и перевозки). Ценовое регулирование распространено только в энергетике, а прибыль распределяется государственными компаниями самостоятельно (в основном реинвестируется). Дивиденды государству не выплачиваются, только налоги, на большинстве госпредприятий директора назначаются пожизненно. Сейчас у Китая полтора триллиона долларов золотовалютных резервов. В КНР нет монополизированных рынков, между госпредприятиями жесткая конкуренция, а правительственное субсидирование распространяется только на энергетику и сельское хозяйство. Большинство промышленных предприятий расположено на восточном побережье. Заработная плата растет на 15–20% в год. С удорожанием рабочей силы и ростом внимания к экологическим проблемам производство сейчас активно переносится в Индию, Индонезию, Вьетнам, Камбоджу, Бангладеш. Этим странам Китай передаст лидерство в производстве товаров широкого потребления уже через десять-пятнадцать лет, а сам сосредоточится на электронике и высоких технологиях.КНР по темпам прироста экономики и ВВП уже несколько лет опережает развитые страны, что позволило ей переместиться с седьмого места, которое она занимала по этому показателю в 1999 году, в тройку лидеров. В 2006 году ВВП Китая достиг 2,8 трлн долларов против 2,9 трлн у Германии. Эксперты предполагают, что во втором полугодии темп роста сохранится на том же уровне. За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) - в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%. Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.

Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах - с 15,7 до 8,3% ВВП.

Но все же, чтобы говорить о глобальном лидерстве Китая , необходимо проанализировать кое-какие цифры и подходы. В 1991 г. Всемирный банк перешел к оценке ВВП по паритету покупательной способности. Китайцы не любят этот подход: благодаря ему ВВП страны сразу же «вырос» на порядок. Зазвучали голоса, что это уже не развивающаяся страна, поэтому надо лишить ее соответствующего статуса и преференций, что Китай должен увеличить взносы в ООН, в другие международные организации.… Следует принимать во внимание, что лидирующая группа стран находиться в постиндустриальной стадии, для которой характерно общество интеллекта - это и технические разработки, и общественные исследования, а остальной мир эти разработки тиражирует. Поэтому когда говорят об очень высоком приросте китайской внешней торговле, нельзя забывать, что 50% экспорта приходится на совместные предприятия, где доля стоимости, добавленной обработкой на территории КНР, составляет максимум 8-11%. Динамика прироста ВВП, действительно высокая, но 30% этого прироста дают поселковые кустарные предприятия, а это отнюдь не современный уровень производства….