Смекни!
smekni.com

Экономика Киевской Руси в IX - начале XII века (стр. 6 из 7)

Кредитные сделки играли замет­ную роль в развитии русской торговли в киевский период, особенно внешней. Неудивительно поэтому, что в Киевском законодательст­ве значительное внимание уделялось займам и процентам по ним. Согласно «Русской Правде» процент зависел от срока займа. «Ме­сячная» ставка, которая была максимальной, разрешалась для ко­ротких кредитов на срок не более четырех месяцев; для займов от четырех месяцев до одного года устанавливалась ставка в «треть года»; для более длинных займов законной являлась «годовая» став­ка, которая была минимальной, и только для нее оговаривался про­центный потолок - 10 кун за каждую гривну, взятую в заем.

Обычно считали, что в этом случае речь идет о гривне кун. Если мы согласимся с Прозоровским, что одна гривна кун состояла из пяти­десяти кун, то куна за гривну составит двадцать процентов годо­вых; если мы последуем расчетам Мрошека-Дроздовского, двад­цать пять кун в одной гривне кун, то в этом случае процентная ставка вырастет до сорока процентов. Эта последняя цифра была принята Ключевским.

Однако есть сомнение, что гривна, упоминаемая в соответству­ющей статье «Русской Правды», - гривна кун. При торговом кредитовании и других сделках этого периода счет почти всегда велся на серебро.

Следовательно, в этой статье гривна значит «гривна серебра». А поскольку одна гривна серебра равнялась четырем гривнам кун, то для вычисления реального кредитного процента, мы должны разделить полученные выше двадцать и сорок процентов на четыре. Получаем пять и десять процентов годовых, соот­ветственно. В этой связи не лишним будет отметить, что в визан­тийском праве одиннадцатого века законная процентная ставка по кредитам колебалась от 5,5 до 8 процентов годовых в зависимости от условий займа.

Капитал и труд. Капитал в киевском обществе представлял собой землю, деньги, рабов, скот, пасеки, охотничьи и рыболовные угодья и т. д. На­чальное накопление капитала было, главным образом, результа­том торговых сделок, особенно во внешней торговле. В этом смыс­ле и с необходимыми оговорками, мы можем говорить о строе киевской экономики как о торговом капитализме.

Поскольку в киевский период торговля и война были тесно связаны, уместно будет отметить, что военные трофеи и дань, выплачиваемая русским побежденными врагами, составляли дру­гой важный источник накопления капитала. Военная добыча де­лилась между участвовавшими в кампании военачальниками и воинами пропорционально их рангу, княжеская доля была, ко­нечно, наибольшей.

Клады драгоценностей и монеты, большое количество которых найдено в различных районах России, являются интересным показателем богатства, накопленного высшими классами Руси того периода. Например, клад, обнаруженный в Рязани в 1828 года, со­держал более семидесяти фунтов серебряных монет При раскоп­ках в Рязани, в Киеве, а также в других местах находили большое количество драгоценных камней.

Князья основных русских княжеств были, вероятно, самыми крупными богатыми людьми - предпринимателями того периода, так как владели крупнейшими земельными поместьями и имели контрольную долю во внешней торговле. Состоянием бояр была, преимущественно, земля, а купцов - товары и деньги Церковь со своей десятиной и жалованными землями также находилась на пути ко вступлению в ранг капиталистов, хотя основной подъем благосостояния Церкви произошел позже, в монгольский период.

Показателями богатства некоторых князей служат следующие фак­ты: Святослав II, будучи князем Черниговским, но еще не Киевс­ким, пожертвовал сто гривен золота Печерскому монастырю; Вла­димир II, когда он был еще незначительным местным князем, од­нажды дал своему отцу три сотни гривен золота, а в другой раз тысячу двести гривен серебра. В 1120 году Василько из Теребовля заплатил полякам две тысячи гривен серебра в качестве денежного выкупа за своего брата Володаря.

Говоря о князьях, не всегда возможно отделить их собственные средства от государственных, находящихся в их распоряжении. Обычно князю отходила треть всех государственных сборов. Но нельзя забывать, что князь мог, во многих случаях, использовать свою власть для поддержки соб­ственных торговых предприятий. Так, как мы знаем, Святополк II Киевский пытался монополизировать торговлю солью в собствен­ных интересах.

Совокупное состояние богатого князя, такого как тот же Свято­полк, судя по всему, доходило до весьма значительных сумм, если говорить о его денежном выражении, однако трудно сказать даже предположительно, какова была эта цифра. По рассказу из ПВЛ о приезде послов императора Генриха IV к Святославу II в 1075 году ясно, что накопленное русским князем богатство было больше, нежели у Генриха, единственное сделан­ное послами замечание касалось того, что он лучше использовал бы свои деньги, если бы раздал их своим подданным, вместо того, чтобы давать им умирать.

Некоторые купцы, особенно Новгородцы, тоже, должно быть, были очень состоятельны, но опять мы не имеем возможности адекватно определить размер их капитала. Стро­ительство церквей некоторыми из них на собственные деньги дает некоторое представление о средствах, которыми они располагали.

Из Новгородских летописей мы знаем, например, что в 1050 году Садко Богатый построил в Новгороде церковь (вероятно деревян­ную); в 1115 году неизвестный новгородский купец заложил камен­ную церковь, в 1192 году дочь купца Широжкина тоже построила каменную церковь.

Хотя в Новгороде было много состоятельных купцов, никто из них не был богат настолько, чтобы монополизировать рынок. Ис­тория о споре Садко с другими известными новгородцами, изложенная в одной из былин, весьма характерна в этом отношении. Хотя ни один купец в отдельности не обладал достаточной полити­ческой или административной властью, чтобы отстаивать свои ком­мерческие интересы, как это делали князья, все вместе новгородс­кие купцы чаще всего были в состоянии влиять на решения город­ского веча в свою пользу.

Купеческие объединения, такие как упо­мянутое выше «Иваново сто», тоже, должно быть, поддерживали интересы предпринимателей. Подобные организации, по всей ве­роятности, существовали также и в других городах, и купцы этих городов имели голос на собрании городского веча. Более того, купцы и купеческие организации часто имели возможность влиять на кня­жескую политику. Возвращаясь к случаю со Святополком II, мож­но напомнить, что идея соляной монополии была предложена ему ведущими торговцами солью, которые образовали нечто вроде кар­теля под его руководством.

Теперь давайте обратимся к проблеме труда. В его современном понимании этот термин вряд ли приложим к средневековым усло­виям или применим, но лишь к небольшой части работников того периода. Большей частью сельскохозяйственных производителей были крестьяне, большей частью товаропроизводителей - ремес­ленники, и каждый имел собственную мастерскую. На западе то, что мы называем наемным трудом, появилось не раньше тринад­цатого или четырнадцатого века.

В Киевской Руси наемные рабо­чие использовались и в сельском хозяйстве, и в ремесленном про­изводстве, хотя количество временно занятых было небольшим. Однако в определенных случаях - таких как строительство больших храмов или дворцов - нанимались дополнительные работни­ки. Так, когда Ярослав Мудрый предпринял строительство Со­фийского собора в Киеве, он приказал разослать весть, приглаша­ющую возниц и других рабочих.

История говорит, что сначала ответа не последовало, люди, видимо, не были уверены, что им заплатят за работу. Тогда Ярослав объявил дополнительно, что каждый будет получать одну ногату в день, и платежи будут про­изводиться ежедневно; для подтверждения у Золотых Ворот были установлены повозки с деньгами.

Это был случай неквалифицированного труда. Из постановле­ний статьи «Русской Правды» о строительстве мостов и городских стен было вычислено, что ежедневная плата плотникам равнялась полутора ногатам плюс содержание. Заработная плата сельскохо­зяйственных рабочих, по всей видимости, была значительно мень­ше. Согласно поздней редакции «Русской Правды» работнице с дочерью платили две гривны в год за двоих.

Что касается зара­ботной платы работникам-мужчинам, то в «Русской Правде» упо­минаются только работники по договору, чья ежегодная плата со­ставляла полгривны. Эта сумма, однако, была только кредитом на возмещение его долга, а не реально выплачиваемой работнику за труд. Очевидно, из этого свидетельства нельзя делать выводов о суммах ежегодной платы наемному работнику, не связанному до­говором. Заработки у свободного работника-мужчины, в любом случае, были выше, чем работниц-женщин.

Права работников были защищены обычаем, если не законом. Из Киевского «Патерика» нам известно, что если наниматель пос­ле договора с работником менял свое решение и решал отказаться от его услуг, то он, тем не менее, должен был удовлетворить наня­того работника, даже если последний не приступал к работе. Если наниматель отдавал жалованье работника третьему лицу (вероят­но, своему управляющему), а тот не заплатил работникам, то вся ответственность ложилась на работодателя.

Следует отметить, что существовал один тип работы, который не предполагал использование свободных работников и, таким об­разом, более или менее оставлялся за рабами. Это была служба по домашнему хозяйству - не только работа лакея или горничной, а также ключника и управляющего (тиуна). Если мужчина или жен­щина поступали на такую службу, понимая что он или она остаются свободными, то в этом случае заключался соответствующий кон­тракт. Что касается профессиональных организаций, то, без сомнения, существовали объединения плот­ников и каменщиков, но в источниках того периода слишком мало информации о них.