Смекни!
smekni.com

Сравнение экономических систем России и Японии (стр. 2 из 3)

Произошла ликвидация плановой системы управления. Разрушена жесткая вертикальная структура управления предприятиями со стороны государства. Она уступила место горизонтальным связям между российскими предприятиями, а также последних - с иностранными фирмами. В результате либерализации цен в России в середине 1998 г. 90% их устанавливались свободно, 5% - государством и 5% - подпадали под государственные ограничения по норме рентабельности (т.е. прибыль от продажи такого товара должна составлять не более определенного процента от себестоимости).

Либерализация внешнеэкономической деятельности разрушила монополию государства в этой сфере, позволила ликвидировать разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами, привела за счет импорта потребительских товаров к устранению дефицита на внутреннем рынке.

В 90-х гг. в России появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости. В частности, была ликвидирована государственная монополия на банковское дело, произошел переход к принятой в странах с рыночной экономикой банковской системе. Возник фондовый рынок, на котором обращаются государственные и корпоративные ценные бумаги (этому рынку был нанесен тяжелый удар кризисом государственных финансов в 1998 г.).

Россия находится на довольно раннем (по сравнению со странами ЦВЕ) этапе перехода к рыночной экономике, и переходный период здесь займет более длительный срок. Важной исторической особенностью России является доминирующее положение государства в экономике. Так как вмешательство государства в экономику в советский период достигло максимально высокого уровня, для перехода к рынку и усиления позиций частной собственности была необходима либерализация (уменьшение регулирующей роли государства). Тем не менее степень государственного контроля над хозяйственными процессами в стране в обозримом будущем будет оставаться довольно высокой.

Государственное вмешательство в экономику при всех неизбежных его недостатках, связанных с бюрократизмом и лоббированием при принятии решений, неэффективностью и расточительностью государственного сектора и т.д., в принципе может играть важную и позитивную роль в развитии производства, направлении инвестиций в реальный сектор, подъеме социальной сферы. [2]

Япония сегодня

Японию, еще рано списывать со счетов, полагает главный экономист Morgan Stanley Стивен Роуч.
На долю Германии, Японии и Штатов, вместе взятых, приходится сегодня 43% глобального ВВП (в текущих долларовых ценах). И именно Япония и Германия с одной стороны и США — с другой на протяжении последних десятилетий соперничали за звание самой динамичной мировой экономики. "В конце 1980-х явное доминирование японской экономики было одним из самых ошеломительных явлений новейшей истории. Разбитая сверхдержава второй мировой войны возродилась буквально из пепла, в то время как победитель — Соединенные Штаты — погрузился, казалось, в состояние постоянного спада",— пишет Стивен Роуч. Потом, правда, маятник качнулся в другую сторону: японский экономический пузырь лопнул В Японии темпы роста повысились с 2,3% в 2004 году до ожидаемых 2,7% в нынешнем; период дефляции завершен, отмечают в МВФ, а фискальная политика улучшается. На будущий год, однако, МВФ прогнозирует замедление роста экономики до 2,1%. Чтобы разглядеть будущий подъем Японии, нужно обратить внимание на более глубокие тенденции, считает Стивен Роуч из Morgan Stanley. Согласно последнему исследованию, проведенному Всемирным экономическим форумом, по конкурентоспособности японский бизнес находится на девятом месте. Темпы роста производительности труда в Японии выросли с 1,2% в год в 1995-2002 годах до 2,1% в 2003-2005 годах. В Германии производительность труда за последние пять кварталов росла в среднем на 1,7% в год против 0,7% в 1998-2004 годах.
Именно конкурентоспособность и производительность труда определяют экономических лидеров, и именно об этих показателях часто забывают аналитики, увлеченные высокими темпами роста в странах БРИК.

Россия сегодня

Российская экономика за восемь последних лет существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция.

За восемь лет объемы ВВП выросли на 72%. При росте этого показателя на 7,2% в год, можно добиться удвоения ВВП к концу следующего 2009 года объем ВВП РФ в 2008 году достиг 1 триллиона 330 миллиардов рублей.

Чистый приток капитала в РФ в 2008 году составил 82,3 миллиардов долларов, что является рекордом. В 2007 году приток капитала был почти вдвое меньше - 42 миллиарда долларов.

Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз за последние 8 лет, Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самых низких показателей в мире).

Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.[3]

Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Именно это требование, сформулированное как задача удвоения ВВП до 2010 г., продекларировано В.В. Путиным в последнем президентском послании.

Оценка темпов экономического роста, требуемая для удвоения ВВП и восстановления позиций России в мировой экономике, достаточно очевидна (учитывая многолетний спад в российской экономике и мировую экономическую динамику) и легко исчисляема. Она опирается на предположение о равенстве прочих условий экономического развития, включая условия, определяющие рост качества и конкурентоспособности продукции. В то же время именно эти параметры (качество и конкурентоспособность продукции) являются ключевыми для определения относительного уровня экономического развития. Понимание этого приводит к выводу о том, что высокие темпы экономического роста (в их традиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровне экономического развития. В этой связи в научный и публицистический оборот были введены понятия качества роста и качества темпов экономического роста. Однако единого понятия качества роста нет: каждый автор вкладывает в него свое, отличное от других, содержание. При этом приходится констатировать, что практически нет публикаций, из которых можно было бы понять, как измерить это качество роста, как оно влияет на общие требования к перспективной экономической динамике и как можно им управлять.

Подчеркнем, что в показателях динамики ВВП, как и показателях роста производства в отраслях, вообще говоря, учитывается изменение качества продукции и услуг. Учет качества в характеристиках динамики производства выполняется, как известно, за счет структурных и ценовых факторов. Существуют также специальные методики оценки качества жизни, измерения влияния на экономику технического прогресса, например, с помощью производственных функций, а также другие подходы, в той или иной мере имеющие отношение к измерению качественных приращений в экономике.

Тем не менее, измерение посредством статистики динамики качества продукции в рамках национальной экономики, а также специальные методы измерения качественных изменений в ней недостаточны для ее позиционирования с точки зрения уровня и динамики качества в рамках мировой экономики, тем более в условиях научно-технического прогресса и процесса глобализации. Более того, игнорирование относительных изменений в уровне качества в рамках именно мировой экономики приводит к искажению реальных характеристик экономической динамики и относительных оценок развития различных стран.

Межстрановые сопоставления свидетельствуют о том, что качество роста оказывает существенное влияние, как на относительные характеристики развития, так и на итоговую экономическую динамику.

На рубеже 2010 - 2015 годов одним из ключевых факторов макроэкономической устойчивости становится изменение платежного баланса. Быстрый рост импорта и платежей по обслуживанию корпоративного долга при условии значительного снижения цен на нефть и металлы уже в 2010 году может вывести сальдо по текущим операциям в зону отрицательных значений, а сальдо торгового баланса - к 2012 году. Сохранение высоких цен на нефть отодвинет этот рубеж на несколько лет, однако ножницы между быстрым ростом импорта и медленным увеличением экспорта неизбежно ведут к образованию устойчивого отрицательного торгового сальдо (в 2018 - 2020 годах оно может возрасти до 1,5 - 2 процентов валового внутреннего продукта).

Согласно прогнозу Минэкономразвития, курс рубля в среднем за 2009 год снизится не так сильно, как предполагалось ранее. Оценка обменного курса доллара понижена на 1 рубль и планируется на уровне 31,7 рубля за доллар. Ослабление реального эффективного курса рубля снижено с 6,4% до 5,4%.