Смекни!
smekni.com

Европейское экономическое сообщество в системе международных отношений (стр. 5 из 9)

Не будет ошибкой утверждать, что верховенствующее положение в системе институтов ЕЭС отводилось Совету. В его состав вошли представители всех государств-членов (каждое правительство могло делегировать одного из своих членов). Совет получил важные пол­номочия, необходимые для выполнения возложенных на него функ­ций: 1) обеспечение координации общей экономической политики государств-членов; 2) принятие решений в установленных рамках; 3) исполнение принятых решений. Все принципиальные решения, касающиеся организации и функционирования Сообщества, выра­ботки и реализации его политики, должны были проходить через Совет. Если говорить о постоянном, текущем управлении делами ЕЭС, следует подчеркнуть, что оно было возложено на Комиссию. Этот институт, в сущности, был создан по подобию Высшего руководяще­го органа ЕОУС. Главная задача Комиссии определялась весьма объ­емно: обеспечивать надлежащее функционирование и развитие об­щего рынка. Более конкретно речь шла о том, чтобы: 1) гарантиро­вать применение положений Договора о ЕЭС и мер, принимаемых институтами для этого; 2) принимать рекомендации или заключения по вопросам, связанным с Договором о ЕЭС, если он специально это предусматривает или если Комиссия посчитает это необходимым; 3) располагать собственными полномочиями принимать решения и участвовать в разработке мер, предпринимаемых Советом и Евро­пейским парламентом, теми способами, которые предусмотрены в Договоре; 4) осуществлять полномочия, которые Совет передает Ко­миссии для выполнения принятых им постановлений.

Единообразие права ЕЭС призван сохранять Суд. Его создание в качестве института, общего для трех сообществ, было во многом предопределено достаточно активной и полезной деятельностью Суда ЕОУС, накопившего убедительный опыт рассмотрения споров с участием предприятий сталелитейной и угольной промышлен­ности. Компетенция нового Суда — Суда европейских сообществ была определена значительно шире, а его роль в развитии и ук­реплении правопорядка сообществ существенно возросла. Суд ев­ропейских сообществ стал во многих отношениях символом право­порядка сообществ.

3.Основные элементы свободы общего рынка

3.1.Свобода движения товаров

Свобода движения товаров обычно рассматривается в каче­стве первой из четырех «основных свобод», на которых строился общий рынок. Первое требование Договора о ЕЭС гласило: «устра­нение между государствами-членами таможенных сборов и количе­ственных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своему значению мер»·. Сво­бодное движение товаров распространяется на товары, которые про­изведены в государствах-членах, а также на товары из третьих стран, свободно циркулирующие в государствах-членах.

Для того чтобы товары могли циркулировать внутри единого внутреннего рынка независимо от национальных границ, таможен и правил, государства — члены ЕЭС договорились об учреждении та­моженного союза. Его значение было подчеркнуто тем, что он без всякого преувеличения сразу же был признан основой Сообщества. Таможенный союз отличался двумя главными чертами.

Во-первых, он предусматривал запрещение импортных и экс­портных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами. Государст­ва-члены заявили, что они будут «воздерживаться от введения в отношении друг друга новых таможенных пошлин на импорт и экс­порт или равнозначных сборов и не будут увеличивать пошлины и сборы, которые они уже применяют в их взаимной торговле»·.

Во-вторых, он устанавливал общий таможенный тариф в отно­шениях государств-членов с третьими странами. Продукция из тре­тьих стран рассматривается как находящаяся в свободном обраще­нии в государствах-членах, если по отношению к ней были вы­полнены все импортные формальности и выплачены все таможен­ные пошлины или равноценные сборы, взимаемые в этом государст­ве-члене, и если она не оказывается в более благоприятном поло­жении вследствие полного или частичного возвращения этих пош­лин и сборов .

Идею создания таможенного союза вряд ли можно назвать счас­тливой находкой. Это результат тщательного анализа и строгого рас­чета. Государства — члены ЕЭС были согласны в том, что таможен­ный союз с самого начала является необходимым и обязательным условием успешного формирования общего рынка. Ни теоретичес­ки, ни практически такой рынок невозможен, если его учредителям не удалось добиться, с одной стороны, снятия всех ограничений, существовавших в торговле между его участниками, а с другой — построить систему эффективной таможенной защиты этого рынка от окружающего мира. Отсюда проистекала неоспоримая потребность в упразднении таможенных границ и в первую очередь таможенных сборов и налогов внутри общего рынка и в создании таможенного союза, выступающего в качестве единого целого во вне.

Главная цель состояла в преодолении барьеров, которыми прежде отгоражи­вались страны. Поэтому каждое государство-член сразу же получило право в течение переходного периода приостанавливать, полностью или частично, взимание пошлин, применяемых им в отношении то­варов, ввозимых из других государств-членов.

Существенное значение имело введение общего таможенного та­рифа по отношению к третьим странам. Подобная практика свойст­венна обычно большинству таможенных союзов. В этой связи в До­говоре была зафиксирована готовность государств-членов содейст­вовать развитию международной торговли и снижению торговых барьеров посредством заключения соглашений, имеющих целью на основе взаимности и взаимной выгоды сокращение таможенных пошлин ниже общего уровня, которым они могли бы пользоваться благодаря созданию таможенного союза между ними.

Принцип свободного движения товаров означал, далее, что долж­ны были быть исключены все количественные ограничения на им­порт, равно как и любые эквивалентные меры. Такие ограничения связываются обычно с протекционистской политикой государств, стремящихся обезопасить свой рынок от наплыва определенных то­варов извне. При этом сами ограничения устанавливаются зачастую путем административных актов и иных распоряжений. С подписани­ем Договора судьба подобных ограничений была предопределена, ибо им не было места в отношениях между государствами — членами Сообщества.

В Договоре о ЕЭС речь шла не только о единовременных мерах. Государства-члены обязались также не устанавливать количествен­ные ограничения в будущем. Они «должны воздерживаться от уста­новления в отношении друг друга новых количественных ограниче­ний или равнозначных по своему действию мер»·. Это обяза­тельство применяется только в пределах либерализации, достигну­той во исполнение решений Совета Организации европейского эко­номического сотрудничества от 14 января 1955 г. Следует отметить, что Договор о ЕЭС не раскрывал понятия «эк­вивалентные меры» или «равнозначные по своему действию меры», что стало порождать на практике немалые трудности.

Таможенный союз на практике не заставил себя ждать. Первое снижение тарифов внутри ЕЭС произошло, как и было намечено, 1 января 1959 г., а завершилось строительство таможенного союза даже ранее намеченного срока (1 июля 1968 г.).

Но в дальнейшем движение вперед, как оно намечалось Дого­вором, сначала замедлилось, а затем и вообще приостановилось. Во-первых, в обстановке экономического кризиса первой половины 70-х годов вновь усилились протекционистские тенденции, прояв­лявшиеся в виде самых различных тарифных ограничений (про­мышленные и экологические стандарты, сертификаты качества, ди­зайн и т.д.), применявшихся всеми участниками ЕЭС. Во-вторых, сохранялись и даже усиливались таможенные и пограничные фор­мальности, выполняемые при пересечении границы, что также за­трудняло свободное движение товаров.

Ни в начале 70-х годов, ни даже еще 10 лет спустя препятствия не были устранены.

3.2.Свобода движения лиц

Свобода движения лиц имеет двоякое значение. Во-первых, это свободное движение работников. Такая свобода движения вклю­чает отмену любой дискриминации по признаку гражданства в отно­шении работников государств-членов в том, что касается найма, воз­награждения и других условий труда и занятости. Во-вторых, это право на жительство и экономическую деятельность граждан одного государства-члена в другом государстве-члене. Свобода жительства и экономической деятельности включает право самостоятельной де­ятельности, а также создания предприятий и управления ими на условиях, установленных законодательством страны для ее собст­венных граждан.