Смекни!
smekni.com

Глобализация 7 (стр. 6 из 7)

3. Роль и место России в процессах мировой глобализации

3.1 Пути развития России в глобализирующемся мире

Поскольку оставаться вне процессов глобализации сейчас не может ни одна страна, возникает вопрос и о месте России в этом процессе. В настоящее время, читая о путях развития России в глобализирующемся мире, нередко сталкиваешься с терминами, которые были в ходу еще в XIX веке, -«западники» и «славянофилы». «Западники» связывают будущее России с ценностями цивилизованного капитализма и западной демократией. «Славянофилы», которых сейчас называют, скорее, государственниками, выступают за особый «русский стиль», «русскую национальную идею», развитие страны на основе русской национальной самобытности. В соответствии с этим варианты вхождения России в мировую экономику можно разделить на две группы — «западническую» и «славянофильскую». Предполагается, что первую группу можно разделить на две подгруппы — при условии равнения России на США или Европу.

1. Глобализация «по-американски». Переход мира к глобальной экономике связывают с повсеместным утверждением принципов ультралиберализации и свободы рыночных отношений. Отмена всяких национальных ограничений в международной торговле, на ввоз и вывоз капиталов, даже самого понятия суверенитета — вот тот путь, который ведет мир к процветанию и всеобщей благодати.

В настоящее время очевидна тенденция США к усилению своей роли при полном финансовом и силовом доминировании. Бывший советник президента США по национальным вопросам Збигнев Бжезинский в книге «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» пишет: «Долгосрочная задача состоит в следующем: каким образом оказать поддержку демократическим преобразованиям в России и ее экономическому восстановлению и в то же время не допустить возрождения вновь евразийской империи, которая способна помешать американской геостратегической цели». Однако Америка не может мириться не только с благополучием России, но и Европы. Осознав, что может настать день, когда влиять на Европу станет невозможно, США сделали ставку на Средний Восток и контролируемый ими саудовский «нефтяной кран». «От него Германия и Япония будут зависеть еще десятилетия, если им только не удастся использовать сибирские резервы», — так писал итальянский журнал «Трента Джорни».

Потому среди обвинений, звучащих в адрес глобализации «по-американски», одно из главных — это то, что она ведет к превращению всего человечества (и России в частности) в вассалов США, в составные части всемирной империи «Pax Americana». Существует мнение, что понятие глобализации есть не что иное, как специальная разработка фиксации доминирования США на мировой арене.

2. Европейство. Еще при составлении Концепции развития России до 2010 года, определении дальнейшего направления реформ и перспектив развития страны очень много говорили о том, что Россия примет за основу вариант германской социальной рыночной экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Много говорилось о том, что европейская ориентация безальтернативна, особенно если иметь в виду возрождение в стране в полном объеме жизненных принципов и норм, по которым живет весь цивилизованный мир. Это вполне определенный «джентльменский набор»: социально ориентированная экономика, плюралистическая демократия, подразумевающая выборность и разделение ветвей власти, свобода прессы и интегрированность в мировую экономику.

Однако весьма часто звучат высказывания, что копирование западной либеральной модели не проходит в качестве национальной идеи и не имеет ни смысла, ни перспектив. За интеграцию с ЕС в 2001-м году высказывались 24 % людей, тогда как тезис: «Россия — особая страна, и западный образ жизни ей чужд» поддержали более 70 % опрошенных.

3. Евразийство. В качестве альтернативы, «исходя из истории и географии России, лежащей на стыке Европы и Азии, ей нужно идти особым российским путем». Спасти от американизации, точнее, от превращения в третьестепенную развивающуюся страну, жизнь в которой состоит лишь из преклонения перед американским ширпотребом и ненависти к нему, нас могут лишь наша культура и наша экономика.

Евразийство — это попытка создать концепцию управления континентом на основании того, что «неподвижная платформа» (т. е. Россия, которую называют «узлом евразийства») является центром влияния на остальные страны континента в силу своего географического положения. Первоначально идея ключевой роли России появляется у Хэлфорда Джорджа Макиндера в работе 1904 года «Географическая ось истории».

Мы особенные — вот квинтэссенция философии евразийства. Очень мощной в развитии российского общества и становлении ее государственности оказалась азиатская тенденция. Многие нынешние наши «государственники» считают, будто только эта тенденция и обусловливает специфику российской модели развития. Один из лидеров нынешних евразистов, Дугин, говорит, что с приходом к власти Путина получили развитие их идеи: «Сближение с Белоруссией, экономический союз со Средней Азией, противостояние Западу…» Соответственно, признание «евразийскости» России диктует и ее геополитический путь — он не в фарватере США и Западной Европы.

Критику этой стратегии можно выразить словами Вацлава Гавела, остроумно заметившего, что «третий путь ведет в третий мир».

3.2 Выбор и стратегия России

Очевидно, что крайности не могут привести к приемлемому результату, что взаимодействие «славянофильства» и «западничества» в России может и должно быть основано на принципах взаимодополняемости и взаимосогласованности. Эту необходимую и неизбежную методологическую презумпцию сформулировал еще в 1838 г. в своем «ответе А. С. Хомякову» И. С. Киреевский: «Сколько бы мы ни желали возвращения Русского или введения Западного быта, — но ни того, ни другого исключительно ожидать не можем, а поневоле должны предполагать что-то третье, долженствующее возникнуть из взаимной борьбы двух враждующих начал». Следовательно, продолжает Киреевский, вопрос «который из двух элементов — западный или русский — полезен теперь?» сформулирован неверно. «Не в том дело: который из двух? но в том: какое они должны получить направление, чтобы действовать благодетельно? Чего от взаимного их действия должны мы надеяться, или чего бояться?». Очевидно, что сейчас мы стараемся со всеми странами поддерживать хорошие отношения. Очень возможно, что, в конце концов, мы придем к тому, что «ото всех надо брать хорошего понемногу».

Россия не может существовать и развиваться изолированно от мира. Но ее включение в процессы глобализации имеет целью не служение абстрактным общечеловеческим целям и ценностям, а обеспечение на основе развертывания транснационального взаимодействия устойчивого безопасного развития мира и собственной страны в нем.

В таком контексте надо признать, во-первых, верховенство внутренних целей над внешними и, во-вторых, неприемлемость для страны моделей, глобализации, отводящих России так называемую догоняющую роль. Сегодня еще не выработана российская стратегия глобализации. Государство и общество не имеют пока четкого плана участия России в развертывающемся процессе глобализации. Но если еще не найдено оптимального решения, это не значит, что оно не существует вовсе. Задача состоит в том, чтобы сформулировать и на официальном уровне принять документ, излагающий легитимную, то есть понятую и поддерживаемую общественностью и законную российскую программу глобализации.

У России, расположенной между Западом и Востоком есть, пожалуй, самые широкие возможности межгосударственных связей и взаимодействий. И уместно предположить, что мировая глобализация будет иметь для России позитивные последствия.

Заключение

Глобализация экономической деятельности является одной из главных тенденций в развитии современного мира, оказывающей громадное влияние не только на экономическую жизнь, но и влекущей за собой далеко идущие политические (внутренние и международные), социальные и даже культурно-цивилизационные последствия.

Интеграция России в мировую экономику в условиях глобализации, как объективная необходимость, требует участия не только (и не столько) в международном обмене (международной торговле) на межотраслевой основе (сырье и топливо в обмен на готовые изделия), но, прежде всего, в международном производстве.

Отсюда возникает необходимость широкого привлечения иностранного производительного капитала (в виде прямых инвестиций), развития масштабной производственной кооперации с зарубежными ТНК, особенно в наиболее передовых, высокотехнологичных отраслях промышленности.

Импорт капитала стал сегодня показателем успеха экономического развития, а не признаком отсталости, как в прежние времена. В настоящее время наиболее развитые страны (США, западноевропейские страны, а также несколько новых индустриальных стран в Азии и Латинской Америке, и, кроме того, Китай с быстро растущей экономикой) являются крупнейшими странами-импортерами капитала, реципиентами (получателями) прямых иностранных инвестиций.

Конкуренция в глобальных масштабах на рынках готовых изделий, особенно в отраслях, находящихся на острие научно-технического прогресса, развертывается ныне между крупнейшими ТНК, располагающими огромными исследовательскими, производственными, торговыми и особенно финансовыми ресурсами.

Российские компании, подчас имеющие даже перспективные научные разработки, в одиночку вряд ли могут рассчитывать на серьезные успехи в этой конкуренции и поэтому тем более заинтересованы в международной кооперации на длительной основе. Поэтому в эпоху глобализации ни у одной страны нет иного выбора, чем участие в глобализации. Даже частичная самоизоляция обрекает ее на растущее отставание, отбрасывает на обочину мировой экономики.